Чтобы отбить бюджет фильмам нужно заработать в прокате как минимум в 2 раза больше. Потому что выручка обычно делится между двумя участниками кинорынка – дистрибьютором и кинотеатром. Т.е. в среднем 50/50. К тому же процент студии в первую неделю проката может доходить до 80. Потом постепенно снижается. Так как, чем дольше держится фильм, тем больше кинотеатры получают. Плюс еще налоги, как в Китае ,например. И это даже без учёта рекламы, а она варкрафту явно влетела в копеечку.
А вот и диванная аналитика в действии.
Не стоит сразу вставать в боевую стойку. Он почти прав.
У бюджета фильма есть две составляющие (как у всего на свете). Это производственная часть. И маркетинговая часть (не совсем верный перевод, в английском это звучит Advertising and Promotion cost - то есть затраты на рекламу и продвижение).
В первую часть входит непосредственно деньги на то, чтобы изготовить одну первую копию фильма. То есть цена декораций, жалование актеров. режиссера, сценаристов, стоимость пленки и т.п.
Вторая часть отвечает за донесение до зрителя, что вот есть такой фильм, и средства его проката. То есть реклама, выставки, конференции, оплата актерам за интервью, а также производство копий для кинотеатров (раньше это была печать бабин для кинотеатра, которая стоила 1к долларов каждая, сейчас это значительно дешевле, ибо цифра, но зато появились затраты на кодирование и декодирование записи (чтобы копию ее нельзя было увести и размножить, по крайней мере уборщику).
По более-менее достоверным данным (взято из какого-то интервью, по-моему Дункана) производственный бюджет фильма составил 160млн долларов. В это можно верить, хотя я ставил в свое время на не более 120, ошибся.
Про A&P известно мало. В основном это слухи "из достоверных источников". Насколько они правдивы судить сложно. Но за неимением большего, мы можем оперировать цифрой в 110млн. Не помню какое издание ее озвучило, но в целом близко к истине.
Теперь про то, как все отбивается.
Как уже сказали выше, те цифры, которые мы видим в отчетах - это кассовые сборы. Кассовыми они называются потому, что это деньги, которые люди занесли в кассы. Понятно, что часть этих денег идет правообладателям (студии, выпустившей фильм), однако. часть из них идет на содержание кинозала, оплату уборщиков, кассиров, клерков и т.п, а часть вообще уходит в бюджет страны, в которой фильм прокатывается (привет, Китай).
Часть, которую себе забирает кинотеатр разнится от страны проката. Например, раньше (в 20 веке) кинотеатры США как правило первые недели отдавали правообладателям львиную долю выручки (до 90%), во вторую неделю меньше, третью еще меньше и т.п. Отсюда появилось понятие "opening weekend", в котором фильмы соревновались друг с другом. Насколько я могу судить, сейчас ситуация иная (хотя и может разниться от штатов), но специалисты говорят о цифрах ~60% для США.
Для Европы в среднем эти цифры около 50% (Россия и СНГ 45-48%).
Для Китая эти цифры еще меньше - 25%. В связи с тем, что Легендари принадлежит Китайскому конгломерату Wanda Group и практически слилась с его кинематографическим отделом, по слухам, Wanda выторговала себе дополнительные 5-7%, то есть с натяжкой можно говорить о 33% сборов в Китае.
Собственно, можно легко посчитать, что на данный момент фильм не отбил даже производственный бюджет.
Но теперь наступает самая интригующая часть. Затраты A&P обычно берет на себя компания-прокатчик (в нашем случае это Universal Pictures, Universal Pictures International и China что-то там Co.
Берет на себя она эти затраты не просто так, а с условием, что эти затраты гасятся в первую очередь (по крайней мере так оно устроено в России - не думаю, что сильно различается в других странах). То есть компания-правообладатель не получает ни копейки, пока не будут погашены A&P. Вопрос гасятся ли они со всех кассовых сборов (вряд ли) или с части их (возможно, чуть превышающей стандартную процентовку) - сложный. Ответить не могу. Но по верхней границе нужно считать, что процентовка сохраняется (все-таки там и налоги и туда-сюда). Опять же вопрос рассчитываются ли эти затраты по странам (ну то есть, если в Россию вложили 100млн рублей (1,5млн долларов), означает ли это, что оставшиеся на данный момент примерно 1,3млрд распределяются по нормальной схеме) - сложный, не знаю, но опять же разумнее считать что окупаются полные затраты компании - в данном случае это UPI.
Иными словами, если затраты на производство и распространение фильма составляют 160+110=270млн долларов. Можно легко посчитать, что фильм окупится в том случае, если соберет хотя бы 540-550млн, а с учетом Китая, так и вовсе 600млн. Можно, конечно, говорить о продаже мерча (игрушки и т.п.), прав на телетрансляции (вон Китай 18млн отвалил, что щедро), но это считаются уже побочными доходами, которые позволяют фильму выйти в ноль, однако, он остается проблемным. А следовательно, запуск продолжения - рискованными инвестициями.
Вот примерно как-то так. Если позволишь, пруфы я искать не буду - у меня безумно мало времени в данный момент, но, думаю, можешь мне поверить, что я словами на ветер не бросаюсь - и эти сведения я по различным источникам проверял.