Автор, вы когда пишете статьи с пометкой "мы сохраняем нейтралитет при сравнении" то постарайтесь сохранять хотя бы видимость этого нейтралитета, а не использовать эпитеты из которых сразу становится понятно, какая игра по вашему мнению крутая, а какая шлак недостойный внимания.
Хм, на эту тему можно было бы немного подискутировать. Начнём вот с чего (никакого сарказма, на полном серьёзе): к какой игре, как вам показалось на основе прочитанного, у меня имеется более сильное влечение (или предвзятость), а какую я считаю "шлаком, недостойным внимания"? Мне на самом деле хочется знать, а после ответа я распишу свою точку зрения, независимую от вашего ответа.
А откуда я знаю, на основе чего будет расписана ваша точка зрения, если она будет дана в любом случае уже после моего ответа?
Ладно, упрощу вопрос: на основе текста большее предпочтение я отдаю PoE2 или D4? Из вашей изначальной реакции я не могу понять, какое впечатление у вас создалось на основе текста.
Я отлично понял вопрос, я только не понял, как я могу рассчитывать на честный ответ с вашей стороны, если я скажу своё мнение до него.
Справедливо. Но после этого всё же попрошу ответить на вопрос, потому что я на самом деле не имею очевидного "любимчика", и если какой-то в тексте прослеживается таковым, то это... по недосмотру или случайность.
Начну с того, что я ужас как полюбил Diablo II с первых же его моментов, ещё до выхода дополнения; поскольку с рождения я большую часть жизни провёл на Дальнем Востоке России, приходилось довольствоваться исключительно пиратскими дисками, а потому у меня до сих пор где-то валяются разные CD-диски Д2 версии 1.03b (самая-самая первая моя дьябла), 1.05 и 1.09d. В эту игру я наиграл огромное количество часов как в "ваниллу", так и в дополнение, включая крупнейшие на момент 2004-2009 годов моды, распространяемые у меня в регионе; на языке крутится только Underworld, остальные уже даже не вспомню.
С тех пор я играл в буквально все популярные (и не очень) Rogue-like ARPG, включая перечисленные в материале, а также нишевые вроде... Blade&Sword и других. Многие из них мне понравились (Самыми неинтересными для меня лично стали обе Torchlight, PoE1, Titan Quest и ряд других), но лучше Diablo II так ничего и не было.
После релиза Diablo III она мне, в целом, очень понравилась, но играть я в неё начал примерно через месяца 1-2 после релиза – это я так долго ждал, пока мне почтой придёт физический лицензионный диск из Краснодара на Дальний Восток. И я один из тех безумцев, кому оригинальная Diablo III – аукцион не считаю, для меня его не существовало, потому что им я не пользовался практически – нравилась в разы больше, чем то, что с игрой сделали после релиза Reaper of Souls. Из 30 с чем-то сезонов в Д3 я наиграл... лишь в несколько первых и несколько самых последних, выборочно.
Про релиз Diablo II: Resurrected говорить нечего – это было моё самое лучшее время, когда я с огромным энтузиазмом освещал новости по игре на Noob-club, готовил детальнейшие руководства (
одно из них в 2024 году перескочило черту в 2 млн. просмотров) и в целом активно писал размышления по игре... слова сами собой писались, ничего не надо было силой доставать из себя.
Такая поделка как Diablo Immortal стала моим первым откровенным разочарованием (Diablo III разочарованием я не считаю и вполне с удовольствием в ней провёл несколько сотен часов, даже в RoS): я поначалу, когда готовил интервью и освещал все новости по ней, был заинтригован (хотя и понимал уже тогда, что это будет донатная помойка)... но завершив кампанию, которую прошёл не без удовольствия, я понял, НАСКОЛЬКО это донатная помойка. С тех пор игра для меня официально мертва, а поддержка новостями по ней идёт в формате поддержания жизнеобеспечения; как и мой энтузиазм, кол-во просмотров по игре, бывшее достаточно большим до релиза D:I, стремительно укатилось на дно.
Следом идёт Diablo IV, которая ещё до релиза меня сильно привлекла дневниками разработчиков и из рассказами о "Diablo II-like"-системах. Я момента закрытой (а потом и открытой) беты я остался под большим впечатлением, и с нетерпением ждал выхода игры; тогда же вышло немножко моих материалов-рассуждений и детальнейших руководств, которые теперь уже неактуальны от слова совсем из-за тотального редизайна игры.
Когда мы с друзьями её впервые прошли залпом за пару дней, я был в восторге. Да, были разные косяски тут и там, но именно игра 1-100 в первый раз для меня оказалась очень крутым опытом; и да, я прямо до начала 1-го сезона уже имел 100-го персонажа, а потому наиграл под 150 часов до выхода игры (ведь играл ещё другими классами). В целом, меня всё устраивало в игре, кроме излишней рандомности, затянутой прокачки, слабой реализации парагона (тыкать 224 раза на огромной доске c однотипными усилениями – не весело) и полного отсутствия внятного эндгейма (эта конкретная проблема актуальна до сих пор, хех). Затем пошёл первый сезон, когда я перегорел по игре... после которого начался 2, 3 (да, он мне понравился и я в нём много наиграл), 4 и 5 сезоны, которые в целом вызывали нейтрально-положительные эмоции в разные моменты времени.
Переломным моментом стал 6-й сезон, который не привнёс игру НИЧЕГО нового, кроме механик дополнения... которые требуют покупки дополнения (живу в России, учётная запись русская, переезжать даже не пытался, потому что нафиг надо). Вот в 6 сезон я, каюсь, не играл толком – у меня волшебница какого-то там 26-28 уровня персонажа, и на этом всё. Делать буквально то же самое, что и 5 сезонов назад, у меня не вызывало энтузиазма; плюс, была большая нагрузка рабочим контентом по WoW, что тоже сыграло свою роль.
Но САМАЯ ГЛАВНАЯ проблема современной Diablo IV после 6-го сезона и дополнения в моих глазах – "Diablo три-фикация" игры, причём чуть ли не в полную её копию под формат Reaper of Souls... которую я принимаю и даже наиграл 300+ часов (это без учёта нескольких сотен часов в ванильную Д3), но не так сильно люблю, потому что мы и до Д4 играли в неё на протяжении 11 лет. Тем не менее, несмотря на моё брюзжание, объективно более аркадная Diablo IV всё ещё будет интересна для тех, кому удастся купить дополнение и сыграть в него "в полном комплекте контента", а также кому нравится ещё более аркадная Diablo IV, чем в момент своего релиза. Лично я наверняка попробую 7-й сезон (ещё же материалы писать, как минимум), может даже понравится, если больше не будет НАСТОЛЬКО большого разброса классов, как между наследником духов и остальными 5-ю классами. В целом, если так посудить, то Diablo IV в своём релизном состоянии мне нравится намного больше, чем современное состояние игры, но я не говорю, что это объективно плохо.
А теперь немного о PoE2 – это буквально Diablo II, которую я люблю всем сердцем, но в более современной обёртке. Тем не менее, как и Diablo IV после выхода 6-го сезона, у игры имеются колоссальные проблемы в некоторых аспектах: отвратительный эндгейм, ужасный тюнинг карт и в целом дизайн эндгейм-систем (Испытания обеих типов на дух не переношу, выбесили ещё на этапе первого ознакомления с ними в 2 и 3 актах), дисбаланс локаций, убивающие на земле эффекты; даже после обновления 0.1.1, когда их сделали более видимыми, менее мерзкими они не стали. Итемизация и ощущения от игры – однозначный плюс. Даже больше: я также являюсь большим фанатом игр Divinity и всех проектов Larian Studios начиная с Divine Divinity (которая пыталась косить под Diablo II)... комбинация стихий и типов урона между собой в PoE2 для меня стало огромным радостным моментом и оказало колоссально-положительное первое впечатление.
Итого, когда я ещё с конца прошлого года готовил данный благодетельский материал, я на самом деле старался сохранять нейтралитет, потому что у меня между Diablo IV и Path of Exile 2 нет какого-то однозначного любимчика; его место даже после всего всё ещё занимает Diablo II: Resurrected. Я наиграл около 300-400 часов в Diablo IV с момента её релиза, я наиграл более 50 часов в PoE2 залпом в считанные дни с релиза, а в последнее время пока нет возможности сесть и как следует в неё побегать. Мне понравились обе игры, я не испытываю к какой-то одной ни однозначно положительных эмоций, ни отрицательных. Обе игры по-своему хороши, но буквально для каждого игрока хорошие и плохие стороны будут разными – это та мысль, которую я пытался донести в материале. Не было намерения "обосрать" какую-то игру, а другую выставить однозначным победителем во всех аспектах.