Напишу и я про Дренор и положение дел в игре на данный момент. Скажу сразу, играю с БК на офе, с ВоВ знаком с классики, никогда вайнером не был, в каждом дополнении видел и плюсы и минусы, ненавистную многим Пандарию так вообще считаю лучшим дополнением (писал по поводу неё довольно-таки развёрнутый пост), и к ситуации в игре в целом постоянно относился оптимистично. Но многие вещи в ВоД настраивают на пессимистический лад.
В самых общих словах – игру кастрируют, урезают. Если смотреть с позиции рейдера – «только рейды имеют значение, всё остальное шелуха» – то конечно с игрой всё хорошо, шелуха становится всё незначительней, в заветный рейд попасть всё проще, рейды интересные и качественные. Но не все игроки являются рейдерами! Я систематически хожу в рейды только второй контент-патч, хотя с удовольствием играю в эту игру около 9 лет. И не ходи я сейчас в рейды, я понимаю, что пве-контента для меня бы практически не осталось. И поэтому я как раз хочу высказаться по поводу «шелухи», которая составляла для меня игру.
Итак, почему контента кроме рейдов не стало (оставлю пока пвп-контент за кадром, скажу про пве).
Экипировка.
Раньше за внерейдовое «задротство» можно было получать вещи уровня предпоследней рейдовой сложности, не заходя в рейды – репутация (дэйлики), археология (359 илвл в катаклизме), куски тира/оффсет за очки доблести (а ранее – эмблемы льда, триумфа и тп), мировые боссы. Да, это требовало времени, но позволяло держать свою экипировку почти на уровне тех, кто осваивал нормал (предпоследнюю сложность рейдов), то есть, всё таки, выше среднего. Таким образом, любая деятельность была мотивирована. Со времен появления ЛФРа такой подход к игре позволял быть одетым значительно лучше ЛФР-героев, что тоже не могло не радовать.
В Дреноре же вся мотивация проходить не рейдовый контент убита в ноль для всех, кроме упоротых ачивдрочеров типа меня – репутации дают только петов/ маунтов/ игрушки, дэйлики на апексит дают шмот, который даже ЛФРщику нахрен не нужен (а за ничегонеделание в гарнизоне таскают отличные шмотки с литейки 670 илвл), мировые боссы тоже дропают откровенное дерьмецо, которое могло кого то заинтересовать только до открытия ЛФР, 5ппл инсты не дают никакой валюты, за которую можно было бы одеться, бегая их до посинения, а шмот из них уступает тому, что могут принести рабы с обычных 630ых миссий.
В погоне за любителями халявы контент делают не реиграбельным, ворлд босса достаточно убить 1 раз на ачиву, рарника достаточно убить 1 раз чтоб собрать с него лут, тайники всегда ждут тебя на своих местах и собираешь их все в процессе прокачки или потом за день (в отличие от тайников Пандарии которые приходилось прилетать проверять десятки раз на предмет их респа). А потом остаётся только сесть на жопу в гарнизоне и посылать рабов/регаться в ЛФР, если не хочешь/не можешь рейдить в статике.
Так что же удивляться тому, что люди не выходят из гарнизонов, а то и вовсе забивают? БОльшую часть игроков мотивирует шмот, ММОРПГ это игра про шмот. Именно шмот помогает убить кого-то в пвп или унизить в дпс-метре, а не маунты/ петы/ достижения/ игрушки. И для всех не-рейдеров, эта «игра в шмот» просто уничтожена, от неё остались только аппендиксы ЛФРа и гарнизона. Причём человека без отклонений от первого быстро начинает подташнивать а второе в лучшем случае не вызывает никаких эмоций, ибо занимает 15 минут в день.
Прокачка (левелинг)
Это не Дренорская проблема, началась она раньше, но сейчас она актуальна как никогда. Когда то занимательный и даже представляющий некий челленж аспект игры тоже совершенно растерял остатки своего смысла. Раньше он обучал и воспитывал, теперь он просто есть. И ничему не учит новых игроков, и вгоняет в уныние старых. Чтобы учить, он должен наказывать за ошибки. Он этого не делает. Соответственно, на 100 уровне бегают такие табуны совершенно не понимающих происходящего людей, что в ужас приходишь, участвуя в каком либо групповом контенте со случайными игроками.
Наверняка кто-нибудь скажет «это было не сложно, а долго, зачем это нужно!» и будет неправ. Дважды. Во-первых, сложно было, по сравнению с тем, что сейчас, учило не агрить лишнего, контролить, сбивать касты, бег с кладбона был отличным мотиватором. Во-вторых, в том, что долго, для игры в целом ничего плохого не было. Прокачка была комплексным процессом, рос не только уровень, люди постепенно исследовали мир, развивали профессии и вторичные навыки, возможно заводили социальные связи на будущую игру. Плавно погружались в игру всё больше и больше, узнавали о разных её аспектах. Было время всячески протестировать очередную полученную способность и научиться её использовать эффективно.
На лвл-капе люди ценили своего персонажа, и занимались им куда глубже, чем сейчашние фотм-рероллеры. Трудно было найти в Дуротаре рогу или мага которые не пытались абузить дедзону чарджа, сейчас почти всем на такое насрать. Ибо каждый второй рога это вчерашний монк, позавчерашний дк, и позапозавчерашний хант. И средний уровень игры всё таки был выше. Плюс долгое достижение цели уже на таком начальном этапе игры как прокачка воспитывало игрока в ключе того, что для достижения чего то нужно приложить усилия, что не всё на свете тебе в рот кладут большой ложкой. А сейчас такое ощущение что игроки делятся на тех кто уже умеет, играя дофига лет, и никогда не научится, начав играть недавно.
Профессии
Да, как собирательные, так и крафтовые профессии были значительной частью игры, но в Дреноре и этот аспект не избежал кастрации. Смысл собирательных проф практически утерян (привет, шахта/садик/хлев), крафтовые стали идентичными (в каждой завязка на дэйли-кд, и даже количество реагентов на вещь одинакова во всех профах, создающих предметы экипировки), никакого разнообразия и логики в реагентах (сборка ружья из 100 шестерёнок, вместо металлической трубки, дерева для приклада, фитиля и всяких винтиков как раньше – что, серьёзно?), прокачка их дебилизирована (крафти один из рецептов за дренорские реагенты до усёру, и с 1 до 600+ подымешь), лоу лвл реагенты стали никому не нужны, взаимодействие между различными профессиями окончательно исключено. Никакой глубины не осталось, производят впечатление – «чтоб было».
В общем и целом, такое ощущение, что слишком много шагов сделано навстречу тем категориям игроков, которые всё равно неспособны задержаться в игре больше чем на полгода (с периодическим возвращением на бесплатные 7 дней, «поглазеть» что добавили). И чем дальше, тем больше убивают мотивацию игроков, которые любят получать что-то существенное от вложенного в игру времени. А ведь это самые стабильные подписчики. Я примерно посчитал, что за подписку заплатил уже где то как 20-25 представителей современной ЦА игры. Впрочем я уже понял,что Б высчитали, что выгодней завлекать ленивых глупых детишек, и смирился с этим. Но могу же я высказаться?
Можете, конечно, сказать, что рано судить о Дреноре, пока он ещё не прошёл, ведь сейчас идёт только первый контент-патч. Но есть неслабое подозрение, что следующий, второй, контент патч 6.2 (Танаанские джунгли и Цитадель Адского пламени) никак не изменит вышеописанное, и будет последним в Дреноре (на эту мысль меня натолкнуло то, что на ПТР я увидел достижения на сразу два следующих ПвП-сезона Дренора, как в вашей любимой годовой Осаде Оргриммара). Если это так, то это будет беспрецедентно кастрированное дополнение даже с точки зрения рейдов (3 рейда это чудовищно мало для одного дополнения). А это, кроме того, первое дополнение, в котором не появилось новых рас/ классов/ профессий/ вторичных навыков. И появился всего один новый тип контента – Гарнизон (есть подозрение, что в угоду его популяризации близзы и кастрировали награды за аутдор и профессии).
И остаётся лишь надеяться на то, что на смену застойному Дренору придёт насыщенное дополнение 7.0, без гарнизонов, с новым классом, с богатым мотивирующим аутдор контентом и улучшенной системой профессий! А пока этого не случилось, пойду пофармлю упоротые археологические ачивки и сумку с Вневременного острова!:-)