Пока мы рассуждаем о кризисе жанра MMO RPG, другой вид игр всего за пару лет умудрился сделаться новой иконой игростроя, а затем скатиться в бесконечное клонирование одного удачного приложения на дачную тематику. Разберемся, что произошло. Быть может, это наведет нас на мысли, как быть с затяжным падением числа ММО-игроков, которые больше не хотят играть в WoW-клоны.
Я вижу потенциалСкотт Зигель работал в Zynga с 2008 года, когда в фирме было всего 80 сотрудников. В те времена перспективы социальных игр казались самыми блестящими.
У нас был огромный потенциал. Перед нами был Facebook в роли платформы для приложений, которые должны были изменить взаимодействие людей в социальных сетях. К сожалению, все эти возможности были восприняты разработчиками только с точки зрения зарабатывания денег.
Когда мы делали нашу первую игру для Facebook, мы поражались, насколько игра становится интереснее, когда она интегрируется в социальные связи людей. В те времена мы думали, что нашли настоящую золотую жилу.

Та игра называлась Parking Wars и была выпущена до засилья микротранзакций в поддержку одноименного телесериала.
К 2010 году слухи о "золотой жиле" дошли до мастодонтов. Disney покупала студии, отдавая по половине миллиарда долларов (покупка Playdome). Деньги такого же порядка тратили в Electronic Arts (покупка PlayFish).
Мы все смеялись над ребятами, перешедшими на темную сторону. Смеялись, пока нас самих не купили. И никто не ушел из-за огромных зарплат.
Гейм-директор Area/code Кельвин Канцини
Пузырь надуваетсяМесто, подобное Facebook-games, было описано в книге Рафа Костера (одного из создателей Star Wars Galaxies и Ultima Online) под названием "Теория развлечений". Он даже запустил свой проект, но в 2010 тот был закрыт, и Костер устроился на работу в Disney Playdome. Facebook просто купил малоизвестную платформу MyMiniLife, которая и стала средой для игр этой соцсети.
И хотя многие фанаты классических ММО-игр обвиняли Костера в том, что он продался, общее настроение насчет социальных игр было самое жизнерадостное. Их создателям виделось, как их приложения объединяют людей со всего мира, дают общее поле для развлечений детей, родителей и даже бабушек и дедушек.
Пузырь лопаетсяЧестно говоря, я начал подозревать, что происходит что-то не то, когда мы вывели себе усредненный портрет нашего игрока в виде домохозяйки средних лет. Любая идея, которая была слишком сложна для этой дамы, отправлялась в мусорную корзину. Мы начали делать то, во что сами не захотели бы играть. Представьте себе кучу мужиков с высшим техническим образованием, которые обсуждают, как развлечь скучающую домохозяйку.
Но Раф Костер даже сейчас, после краха индустрии социальных игр, верит, что приложения для соцсетей - это не просто клоны ферм. Они способны на большее.
Зигель, в свою очередь, предполагает, что вина за все произошедшее висит не на социуме Facebook'а, а на ведущем разработчике - фирме Zynga, которая имела карт-бланш со стороны владельцев сети и задавала тон среди разработчиков.
Zynga создала жанр социальных игр. Она же его и похоронила. Показатели этой фирмы были таковы, что ее методы считались золотым стандартом среди других разработчиков, несмотря на их сомнительные свойства морального плана.
У Рафа Костера есть своя версия произошедшего.
Это был новый ни кем не регулируемый рынок. Началась настоящая золотая лихорадка. Логично, что когда этот рынок "повзрослел" методы, которые были хороши при его зарождении, перестали работать. Пришла другая реальность, в которой пока нет лидера, потому что на падающем рынке разработчики предпочитают не рисковать, выпуская только приложения, похожие на те игры, которые принесли реальные деньги. По-моему, сейчас мы все заняты не гейм-дизайном, а бизнес-планированием.
Некоторая доля вины лежит и на владельцах соцсети. Их API был заточен под большие компании и строго под free-to-play схему.
После громких покупок и слияний, студии, которые только-только получили новых владельцев, стали закрываться. Новости о Zynga перестали пестреть всякими DAU, MAU и миллионами пользователей. На смену победным реляциям пришли заголовки со словами "увольнения", "сокращения", "убытки". Началась чехарда в составе руководства, которое пришло даже к мысли повернуть игровой бизнес в сторону игорного. Это там, где виртуальные казино и прочие покерстарз.
Последняя идея от людей, которым "игры уже порядком надоели" - это повторить все по новой, но уже на мобильных устройствах.
ИтогиЛюди продолжают играть в социальные игры, а представители Facebook заявляют, что именно сейчас самое время вкладывать деньги в их создание. Но в среде разработчиков больше никто не ждет откровений от социальных приложений, как это было всего пару лет назад.
Теперь словосочетание "социальные игры" вызывает лишь образ жадного до денег спамящего всем подряд убогого приложения.
Кто виноват? Zynga? Facebook? Скучающие домохозяйки? И какой урок из всего этого могут извлечь теряющие популярность MMO RPG и столь популярные ныне MOBA-игры?
По материалам kotaku.com