По вопросам веры - это в церковь, говорить надо о том, что есть, а не о фантазиях. Это касается многих вещей - и пресловутого ПТВ, и ФТП и "Титана", когда на основе вскользь упомянутого названия люди уже чуть ли не игру обсуждают. А то всё это на уровне рассуждений о мировых заговорах сионистов и о тайных орденах иллюминатов.
О фантазиях почти никто и не говорит. Обсуждают вероятностный прогноз на основании опыта прошлого и тенденциях настоящего. Если говорить о том, что есть, то есть о фактах:
- введение LFG/LFR для доступа solo-игроков к 95% контента;
- магазин внутриигровых предметов (blizzstore) ввели;
- первый элемент blizzstore - питомцы;
- второй элемент blizzstore - ездовые животные;
- blizzstore постоянно пополняют новыми предметами;
- предметы blizzstore с визуальной и технической стороны передовые;
- разработчики отказались от выпуска 5-ppl между дополнениями;
- количество подписчиков уменьшилось на 30% относительно пика;
- количество подписчиков и дальше будет падать по заявлению разработчиков;
- на Diablo3 отработали систему внутриигровых транзакций с real-money;
- разработчик неоднократно заявляет о стремлении ускорить цикл выпуска дополнений;
- разработчик признал о произошедшей смене аудитории игры на "ММО-туристов";
- разработчик признал неэффективными и затратными попытки удержать игрока через daily;
- *третий элемент blizzstore - time burst (объявлено в Азии);
- *четвёртый элемент blizzstore - "шкурки" шлемов (объявлено);
- *blizzstore из интернет-магазина расширяют во внутриигрового.
Большой вопрос корысти ради или по незнанию самих Blizzard, но все вышеперечисленные основные (есть ещё масса мелких нюансов) вещи есть свершившийся или (*) планируемый разработчиками факт. Факт, говорящий о том, что изначальная целевая p2p аудитория уходит из игры, как и игровые элементы для этой аудитории. И де-факто Blizzard не могут / не хотят держать эту аудиторию в игре и вынуждены финансово компенсировать её сокращение. Но взамен всё более отчётливо проступает аудитория "ММО-туристов" с поддержкой этой аудитории через игровые элементы. И эта аудитория играет по характерному циклу: вышло новое дополнение - оплатил, зашёл, за месяц-два прошёл, исчез из игры. Я не видел способа стрижки этой новой аудитории (ММО-туристы) кроме как через b2p/f2p с внутриигровым магазином.
Есть ещё один очень тревожный звонок, о котором хочется сказать отдельно - прекращение разработки 5-ppl в промежутках между дополнениями. Всё произошло тихо-мирно, под лозунгом "мы считаем это невыгодным вложением ресурсов, которых не хватает". Во времена Classic/TBC/WotLK такое представить было невозможно. С таким подходом я не удивлюсь, если в WoW 6.x разработчик прекратит поддержку normal в его настоящем виде, апеллируя ко всё той же нехватке ресурсов. Вполне возможно, что flex-рейды в 5.4 будут обкатывать именно как замену оному, с одновременным вводом flex-системы в LFR, ну, чтобы в очереди ждать не надо было.