Новость о переходе SWTOR на free-to-play заставляет нас еще раз посмотреть на индустрию ММО-игр. Не было ли такое развитие событий очевидным, с учетом опыта других игр, которые выходили в последнее время? Не было ли вложение стольких средств в одну игру слишком большим риском для компании изначально? Игра провалилась, и изменить это может только чудо, которое должно произойти когда-то в будущем. А пока - чему научил нас провал SWTOR?
Бренд не работает долгоИменно под бренд Звездных Войн было выделено столько средств на разработку игры. Но последующее развитие событий показало, что одного бренда недостаточно, чтобы клиенты привязались к игре надолго. Вселенная Звездных Войн интересна сама по себе, но проработка игры должна не уступать сеттингу.
Все мы хотели бы побыть в роли джедая или сита, но мы не готовы платить $15 за возможность квестинга в одних и тех же декорациях. Разработчикам стоило бы забыть про то, что у них есть супер-бренд и задать себе следующие вопросы. Играть интересно? Геймплэй оригинален и поражает новизной? На то ли мы тратим деньги? И последний вопрос ведет нас к следующему пункту.
Слишком дорогая разработкаЕсли бы игра не стоила так дорого, ее можно было бы назвать успешной даже сейчас. Разработка игры оценивается в 200-300 миллионов долларов, плюс 100 миллионов ушло на маркетинг. Похоже, это самая дорогая игра в истории индустрии.
Число подписчиков упало ниже отметки в 1 миллион, и это заставило оператора сменить модель. Именно высокие затраты заставили сделать это. Игра не должна стоить так дорого. Если вы видите такие цифры в бюджете - значит, вы на неправильном пути. Возьмем в качестве примера фильм "Район №9", который по общему мнению был очень успешным в свое время. Если бы его бюджет был не 20 миллионов, а 200 - ни о каком успехе не было бы и речи. При затратах выше 200 миллионов, у SWTOR и не было никогда особого шанса на большой финансовый успех.
Копирования не достаточноКто бы что не говорил, выпуск SWTOR имел цель потеснить короля жанра MMO RPG - Word Of Warcraft. И самая главная претензия к SWTOR со стороны опытных игроков - игра слишком похожа на WoW.
И так оно и было. Слишком много решений были сделаны под копирку. Главная "фишка" - говорящие головы, быстро перестала работать, когда игроки поняли, что за большинством квестов не кроется никакой долгоиграющей истории, и стали просто пропускать сцены, на создание которых ушло так много денег.
Конечно, новаторский дизайн мог бы так же стать неудачей, но копирование WoW точно не принесло успеха. Нельзя сказать, что SWTOR как-то продвинул жанр вперед, привнес что-то новое.
Подписка устарелаРаз за разом, другие MMO RPG пытались повторить успех World Of Warcraft и выбирали в качестве модели монетизации подписку. И раз за разом они терпели неудачу и переходили на free-to-play. Но создатели SWTOR решили: "В этот раз все будет по другому. У нас же есть Звездные Войны!" Но все мы знаем, что получилось. Игра проделала тот же путь, что и предшественники, только денег было потеряно еще больше, поэтому все произошло даже быстрее.
Когда игру начали делать, подписка казалась приемлемым вариантом. Но когда она выходила, на рынке заправлял free-to-play. Даже World Of Warcfat медленно, но верно теряет подписчиков под давлением легиона бесплатных игр. Разработка MMO RPG занимает значительное время, но надо следить за рынком, чтобы не полагаться на явно устаревшую модель.
Чего хотят фанаты?ММО-мификация игр стала уже надоедать. Играть в них не всем интересно. Много игроков, которым может нравится тема игры, сеттинг, но им вовсе не нужен огромный игровой мир, на создание которого требуются такие же огромные затраты.
Например, недавно была анонсирована Elder Scrolls MMO. Не всем фанатам серии эта идея пришлась по душе. Это был отличный сингл, зачем его портить? В свое время BioWare выпустила отличную серию KOTOR, и многим фанатам хотелось бы видеть ее продолжение, а не очередную MMO. Это было бы гораздо менее затратно, и точно принесло бы финансовый успех.
ЗаключениеНикто не хочет, чтобы SWTOR умер окончательно. Будем надеяться, что игра найдет свою нишу на рынке free-to-play. Но ее создателями было сделано, столько ошибок. Давайте, не будем их повторять.