World of Warcraft бесспорно является одной из самых долгоживущих игр из всех когда-либо созданных, а в неё сыграли десятки миллионов уникальных игроков за почти 19-летнюю историю – выросло целое поколение новых людей, которые могли бы приобщиться к WoW… но даже если кто-то пытается, лишь небольшой процент остаётся в игре. Давайте постараемся выяснить: какие именно проблемы с порогом вхождения в игру имеются в WoW и какие особенности более привлекательны самой молодой аудитории игроков.

Данный материал был написан благодаря поддержке наших подписчиков, а Благодетели сайта смогли прочесть его раньше всех. Ваша поддержка мотивирует нас на дальнейшую работу! |
История одного вымышленного игрока
Как подавляющее большинство самой молодой аудитории игроков узнаёт о той или иной игре? Через Twitch/YouTube стримеров, через TikTok и так далее – другими словами, через социальные сети, популярных стримеров/создателей контента, и гораздо реже от друзей через сарафанное радио. Особенно молодая аудитория падка на каких-то сильных игроков, которые не забывают транслировать свои успехи, или делать короткие видео-нарезки своих успехов.
Предположим, какой-то игрок каким-то чудом наткнулся на MDI/AWC, или один из его любимых стримеров начал играть в эпохальные+ подземелья/PvP на профессиональном уровне. И вот, этот игрок видит происходящее и в нём появляется непреодолимое желание “Блин, хочу так же!”. Находит магазин Battle.net, видит World of Warcraft и видит возможность бесплатной игры. “Ну а что, почему бы и нет?”, – начинает играть в стартовую версию и обнаруживает, что у него нет никакой опции врываться в эпохальные+ подземелья или PvP. “Это что, какие-то квесты, тут нужно прокачивать уровень, а почему нельзя сразу ворваться в сильный контент? Ладно, может, это займёт не так много времени”. Затем, после 20-го уровня он обнаруживает, что игра то не бесплатная и нужно не только купить подписку, но и актуальное дополнение. Но цель то есть – быть таким же сильным, как тот стример, а потому игрок оплачивает эти $15.
Время идёт, игрок очень долго прокачивается, постигает азы своего класса, а возможности ходить в эпохальные+ подземелья или рейтинговое PvP всё ещё нет. Начинает интересоваться и узнаёт, что для игры в этот контент твой персонаж должен иметь максимальный 70-й уровень… смотрит на свой 37-й уровень, который он поднял за 6 часов игры, и уже начинает сомневаться в игре… но ведь хочется повторить опыт стримера! И вот, спустя все тяготы, ему еле-еле за 2 дня непрерывной игры удаётся прокачать своего персонажа. "Ну всё, пора врываться и разрывать нубов в PvP и покорять эпохальные подземелья, ведь я от своего стримера узнал все азы этой игры и всё знаю!".
Остров Изгнанников хорош для обучения самых малоопытных игроков азам игры в WoW, но и близко не учит
по-настоящему необходимым навыкам и не знакомит с реальными возможностями интерфейса
Ответвление истории первое: фанат эпохального+ режима “Что, а где автоматический поиск? Это что, мне нужно вручную к кому-то там регаться? Тааак, я узнал, что поиск в М+ ведётся через Поиск группы… А почему меня никто не берёт? Так они хотят персонажа с более высоким уровнем предметов? Это что, мне ещё и предметы нужно где-то добывать?”. Идёт одевать персонажа через героические подземелья, благо у них есть автоматический поиск группы, набирает какой-то минимальный уровень предметов, и отправляется в эпохальные+ подземелья… “А почему тут всё такое сложное, как справляться с этой механикой? Что, нужно вынести этот дебафф из группы, подождать диспела и вернуться? А на другом мне нужно стоять всегда с правильной стороны босса, чтобы не получать ослабление и лишний урон? Стоп, почему на меня кричат за какой-то ‘лоу дпс’, что что такое, как это вообще они смотрят, ведь в игре этого нет!?”.
И тут наш безымянный игрок узнаёт, что вон тот крутой интерфейс стримера невозможно настроить в игре – его нужно устанавливать и настраивать вручную через стороннюю программу, которые ещё имеют разные альтернативы друг между другом: “Стример отказывается делиться своим интерфейсом, но отсылает всех на какой-то там ElvUI. Он выглядит не так хорошо, как у стримера, но значительно изменил внешний вид интерфейса… ладно, продолжаем покорять М+. А почему мои цифры урона такие маленькие, что я не так делаю, почему остальные наносят в несколько раз больше урона? Я же скопировал все таланты с того, чем пользуется стример? Что, какая там ротация? Ещё приоритеты статов? Мне нужно набрать кап крита, чтобы мой класс начал нормально играться? Что всё это значит? Да ну его, мне надоело”.
Несмотря на все потуги разработчиков Dragonflight, WoW всё ещё практически неиграбелен без, как минимум,
4-5 модификаций (одна из которых это WeakAuras)
Ответвление истории второе: фанат рейтингового PvP“Ну всё, я 70-й, пора нагибать нубов. Тааак… говорят, что нужно идти в ‘Соло-суматоху’, чтобы играть в рейтинговое PvP без нужды искать какую-то группу. Почему-то поиск 18 минут, никто не играет в PvP, что-ли? Так, я в игре… а почему моё здоровье и урон значительно ниже, чем у моих оппонентов? Что, тут нужен PvP-гир и особенно PvP-тринкеты, а добывать их нужно за какую-то там валюту ‘Честь’, иначе все мои оппоненты будут значительно лучше меня? И её нужно фармить на каких-то там полях боя? Причём, мне нужно по умолчанию быть хуже остальных по показателям до тех пор, пока я не соберу сильную PvP-экипировку? Но как же проводятся AWC, там все равны!”.
Далее вновь поднимается вопрос ограниченности стандартного интерфейса, из-за чего ты обязан использовать различные модификации, как минимум для PvP-арен. Прокачка очков Чести тоже может быть не самым приятным процессом, поскольку лично твои показатели практически всегда будут хуже, ведь PvP-экипировка значительно сильнее даже той, что игроки могли бы получать за финальных боссов эпохального рейда. В конце концов, и такой игрок рано или поздно скажет “Да ну его, мне надоело”.
И ведь это ещё игрок не окунался в мету и постоянно меняющийся баланс классов, из-за чего
любимая специализация может оказаться на самом дне эффективности
Осознание
И вот, к этому времени игроку приходит осознание: всё, чего добился его любимый стример, все полученные им навыки, это были месяцы и даже годы опыта. Чтобы добиться. Нельзя, как в той же DOTA 2, League of Legends, Counter Strike и других подобных соревновательных сессионных играх “скачать, нажать кнопку игры и играть на равных со всеми”.
В вышеупомянутых примерах мы ещё не затронули проблемы ротации определённых классов, ведь у некоторых она может быть слишком замудрённой из разряда “если у вас активен эффект Х, а также есть кнопка Y и Z, тогда готовьтесь нажимать умение ABC”. Да, для “дедов” это может быть уже самим собой разумеющимся и простым по сравнению с “тем, что было раньше”, но для современной молодой аудитории исполнение правильной ротации на каком-нибудь маге “Тайной магии” или даже охотнике “Стрельбы” может быть недостижимым результатом.
Слишком высокий и долгий порог вхожденияПодведём вкратце весь поток мысли, что был изложен выше – что нужно знать и что нужно сделать современному игроку, чтобы добраться до игры в WoW на высоком уровне:
- Купить Dragonflight, оплатить подписку и скачать WoW.
- Создать своего первого персонажа и самостоятельно прокачать его до 70-го уровня (или купить более дорогое издание игры и прокачать мгновенно до 60-го) – на это уйдёт 5-15 часов реального времени без учёта “помощи извне”, в том числе знаниями.
- Настроить свой интерфейс, чтобы не только видеть свои показатели ради понимания “всё ли я делаю правильно”, но и понимать происходящее благодаря DBM/BigWigs/WeakAuras/OmniCC и многим другим модификациям.
- Одеть своего персонажа в экипировку, подходящую для того, чтобы тебя начали брать хоть в какие то ключи – тоже занимает несколько часов.
- Для PvP: набрать PvP-экипировку, поскольку без неё у игрока абсолютно нет шансов победить в каком-либо PvP-контенте.
- Отточить ротацию своего персонажа, хотя бы примерно понимать что, где и когда нажимать из своих классовых умений – нужно либо самостоятельно вчитываться в каждый выбранный талант и разбираться в механиках класса, либо отправиться на сторонний сайт с руководствами и долго-долго читать, вникая в особенности твоего класса.
- Изучить механики обычных противников и боссов эпохальных+ подземелий, чтобы понимать, что от тебя требуется сделать для успешного прохождения.
- Для PvP: отточить понимание ключевых умений (обычных и PvP-талантов) всех других специализаций, чтобы понимать, что может противопоставить вам противник.
- И вот теперь можно хотя бы пытаться играть в эпохальный+ режим/рейтинговое PvP – спустя 10-30 часов реального времени.
Посмотрите с 3:32 и скажите, что это будет понятно новичку, который
очень хочет сыграть за мага "Тайной магии"
Да, многие игроки изучают World of Warcraft “нахрапом”, врываясь в контент и набивая там свои собственные шишки… но если ты ворвался в 10 PvP-арен и проиграл их все просто из-за отсутствия экипировки (и, разумеется, знаний), то с какой вероятностью ты продолжишь играть в игру дальше? Всё время, что ты потратил только для того, чтобы дойти до этого контента, оказалось лишь каплей в море того времени, которое придётся потратить на набор опыта игры.
Вообще вся эта “история одного игрока” – фантазия, которая не имеет практически ничего общего с реальностью. Современный игрок 12-17 лет, даже если каким-то чудом решит сыграть в World of Warcraft (а не в Call of Duty/LoL/Fortnite), может её бросить ещё на этапе “нужно прокачивать персонажа” или “нужно одевать персонажа”. Буквально единицы будут сидеть и пытаться “одолеть” игру в надежде рано или поздно ворваться в желаемый контент. И это ведь мы ещё не затронули любителей эпохальных рейдов – чтобы попасть в более-менее серьёзный эпохальный статик пусть даже 2/7, нужно иметь опыт игры и понимание механик, не считая самого факта, что нужно искать статик с удобным для тебя временем и социализироваться; последнее не является проблемой, но всё же сильно влияет на порог вхождения обычного игрока.
Ситуация из реальной жизни "для работы нужен опыт работы" применяется и в WoW,
причём подобные случаи постепенно ухудшаются на более высоком уровне игры
Ситуация отчасти меняется, когда ты хочешь поиграть в World of Warcraft и у тебя есть друг, который давным-давно играет в WoW. В своё время я привёл нескольких игроков в игру (минимум человек 5), обучал их всем азам игры, помогал с интерфейсом и геймплеем за их класс; что примечательно, пик моего менторства пришёлся на Battle for Azeroth. Это были люди, которые пусть и слышали о WoW, но никогда даже не пытались вникать, а что это за игра такая по геймплею (максимум, они на ютубе натыкались на внутриигровые ролики и синематики).
Сколько из них хотя бы дошли до препатча Shadowlands и не бросили играть? Ноль! Они все докачались до актуального на тот момент 120-го уровня и мы с ними сходили в несколько эпохальных+ подземелий, после чего они практически мгновенно теряли интерес из-за того объёма информации, который им пришлось бы изучить, чтобы получить все желаемые ими награды, находящиеся на высоких уровнях; более того, из-за подписочной системы распространения игры, из-за долгого процесса вникания в игру им пришлось бы платить за это реальными деньгами каждый месяц, что оттолкнуло от игры как минимум 2 человек. Даже с учётом оказываемой помощи от опытных игроков, редко когда новые игроки приживаются в актуальной версии игры. Что уж говорить о тех, кто пришёл в игру сам по себе и не имеет друзей.
Заключение
Подавляющее большинство аудитории World of Warcraft – взрослые люди 20-30-40+ лет, многие из которых выросли на этой игре. Хотя, благодаря рекламной кампании Blizzard и усилиям стримеров/создателей контента, игроки пытаются впервые для себя опробовать World of Warcraft, чрезвычайно малое их количество именно остаётся в игре надолго. С кого-то, кто хотел покорять рейды/высокие ключи/получить гладиатора, мгновенно сбивается спесь после первых часов игры и осознания количества опыта, который пришлось бы выучить ради достижения своей цели. Другие же могут прицепиться к миру игры и её повествованию, изредка возвращаясь на месяцок ради нового казуального контента.
Тем не менее, факт остаётся фактом – приток молодой крови в World of Warcraft практически не происходит из-за слишком высокого порога вхождения. Современный подросток скорее пойдёт делать “пиу-пиу” в Valorant или Overwatch 2, чем сидеть и вникать в механики и системы World of Warcraft. Ведь для начала игры в какой-то сложный контент игроку нельзя просто нажать кнопочку “Играть”, а нужно потратить часы и десятки часов на подготовку к игре в сложный контент, что отталкивает огромную аудиторию.
С другой стороны, при ещё большем “оказуаливании”, которое могли бы сделать разработчики, текущая аудитория игры может покинуть игру, поскольку за последние годы порог вхождения и так был значительно снижен путём уменьшения количества умений, упрощения разных систем, изменения правил и так далее.
А что вы думаете о пороге вхождения в World of Warcraft? Хотелось бы вам, чтобы разработчики ещё сильнее его снизили ради открытия игры для ещё большей аудитории? Или снижение порога вхождения "убьёт WoW"? А может, у вас есть какие-то конкретные идеи, как этого можно было бы добиться без значительного “оказуаливания” World of Warcraft? Можете оставить своё мнение в комментариях.