Когда игрок из World of Warcraft слышит слово РИО, то на ум ему приходит вовсе не мультфильм с забавным синим попугаем и даже не город в Бразилии Рио-де-Жанейро. В этот момент в его голове всплывает информация о портале Raider IO, и человек может почувствовать, как мурашки бегут по спине в сторону ягодиц, дабы как можно сильнее подогреть и без того непростую ситуацию.

Я решил разобраться, как устроена система РИО, с чего все началось, развенчать несколько мифов о данном рейтинге и, конечно, поговорить о его плюсах и минусах. Мне кажется, тема эта достаточно интересная, но до меня ее никто толком не освещал.
Добравшись до конца, начинаешь думать о началеИ начну я с самого начала, а именно со дня, когда только появились предпосылки для появления РИО. Виновником создания подобного рейтинга можно считать систему ключей в игре. Разработчики в лице Blizzard не подумали или решили не думать вовсе, когда вводили соревновательный контент, при этом не предложив систему рейтинга в нем.
И уж “Если Магомед не идет к горе, то гора идет к Магомеду”. Поэтому ничего удивительно в том, что популярный и единственный в то время сайт wowprogress, отображающий различную статистику персонажа, прикрутил возможность видеть прогресс в прохождении ключей. Кроме того была на сайте и система репутации, где игроки могли после пройденного ключа поблагодарить участника, улучшив ему тем самым карму. Но такой подход был чертовски неудобен. Чтобы “прочекать” прогресс и опыт игрока, который просился в ключ, нужно было каждый раз заходить на сайт. Это сильно осложняло сборы. Не стоит забывать и о различных языковых группах, которые в своем многообразии играют на европейских серверах, и если, к примеру, у нас есть английская раскладка на клавиатуре, то у англичанина кириллица просто отсутствует. Поэтому в те времена часто можно было наблюдать запрещенные сейчас группы “Only” по региональному принципу.

Необоснованное исключение при сборе в ключ, может случится в не зависимости от фракции, класса или даже страны проживания. На англоязычных форумах у игроков просто "кипит" от таких "киков". Прочесть полную версию можно
здесь.
Идея отображения прогресса не только через браузер, но и напрямую в игре витала в воздухе, и ее реализация напрашивалась сама собой. Поэтому довольно быстро нашлись те, кто предложил данный функционал. Чуть меньше, чем через год после старта Легиона был запущен тот самый Raider IO. Практически одновременно с запуском сайта был выпущен аддон, который упростил просмотр статистики прохождения ключей и мгновенно сделал ресурс очень популярным, а систему RIO доступной и простой в понимании.
Сначала ты работаешь на репутацию, потом она работает на тебяПринцип работы РИО довольно прост. За каждый уровень ключа вы получаете в среднем десять очков. То есть прохождение десятого ключа повысит ваш рейтинг примерно на сотню очков, и если после этого вы пройдете это же подземелье, но, скажем, уже на один уровень ключа выше, то получите всего около десяти очков. Чем быстрее вы закрываете ключ, тем больше очков можете получить. Это правило работает и в обратную сторону: чем дольше вы находитесь в подземелье, тем меньше очков получаете. Например, если не уложитесь по таймингу и увеличите свое время пребывания в подземелье вдвое, то очков за пятнадцатый ключ вы получите как за тринадцатый. Но это только в том случае, если вы пройдете данж до конца. Получается, что если вы хотите попадать в группы на актуальные для вас ключи комфортно и без напряжения пупка, то нужно пройти все подземелья максимально возможные по уровню. При взятии планки всех ключей +15 по времени средний показатель РИО составит примерно 1900-2000. Как видите, система довольно проста в понимании, и в ней может разобраться каждый.
Когда сплетни стареют, они становятся легендойПро систему Raider IO ходит много легенд, слухов и откровенных небылиц. Думаю, я смогу опровергнуть или подтвердить те из них, которые чаще всего встречаются среди игроков.
Легенда о том, что “РИО ест детей”. Blizzard скрывают точную статистику, сколько было съедено детей и причастен ли к этому только этот аддон или есть еще ряд других. Одно можно сказать с уверенностью, детей в World of Warcraft становится все больше и больше, поэтому или этот аддон крайне избирателен во вкусовых предпочтениях, или все это наглая ложь и провокация.
Легенда о том, что РИО — это не показатель. На текущий момент в игре просто не существует показателя игрового скилла. Все можно купить, везде можно “провагониться” или просто сходить с друзьями. И этот рейтинг не стал исключением, скорее таким же правилом, как и на кромке лезвия в общем чате или звание гладиатора за золото. Сейчас невозможно понять, кто перед тобой: прожженный крутой геймер или просто задрот, у которого много золота, или, быть может, житель мегаполиса с офигенной зарплатой, которому ничего не стоит прикупить любой предмет или достижение в игре. А так как нет единого и “правильного” показателя, обвинять систему рейтинга в своих бедах и трубить на каждом углу, что
РИО — не показатель, — глупо.

Легенда о том, что если запретить РИО, то всем сразу станет лучше: трава будет зеленее, а на душе теплее. Я вынужден развенчать и эту легенду. Даже если предположить, что до сего дня никто бы еще не придумал РИО, были бы другие критерии отбора в ключи. И не факт, что именно этим критериям вы бы соответствовали. Сейчас, например, собирая на начальных боссов в героический рейд, требуют “Герой своего времени”. Конечно, всегда можно найти другую группу, но сколько времени вы потратите на поиск? И смогут ли игроки без опыта пройти рейд полностью? Сейчас часть боссов в той же героической сложности убивается гиром, но часть все еще требует знания тактики. К примеру, темный инквизитор Занеш, где люди до сих пор не знают, что делать. И давайте будем честны, все уже давно в этой игре после прохождения легкой или средней сложности не хотят ничего осваивать. После первых вайпов в героике найдется пара игроков которые “ливнут”, но если в рейды можно добрать, то в ключи — нет.
Легенда рассеивается, как только в нее перестает верить большинствоСледующая легенда настолько парадоксальна, что мне пришлось одновременно доказать и опровергнуть ее, что оказалось непростой задачей. Легенда, похожая на двуликого Януса, — в ключах сложнее одеться, чем в рейдах, и полностью противоположный мнение — в рейдах одеться сложнее, чем в ключах.
Опровергая данную теориюДавайте вспомним математику начальных классов. В рейде падает 5 шмоток на 20 человек, в ключе 3 шмотки на 5 игроков. Исходя из этого, шанс получить экипировку в рейде составляет 25%, а в ключе 60%. Запомните эти цифры, мы еще вернемся к ним. Так откуда появился миф, что в рейде можно одеться значительно быстрее, если шанс получения экипировки ниже? На самом деле здесь несколько вариантов. Первый — ключники не ходят на освоение рейда и попадают туда, когда костяк статика уже получил все нужные предметы, поэтому большую часть экипировки им просто уступают. Второй вариант, и я считаю его наиболее правдоподобным, заключается в том, что в ключи ходит разношерстная публика. К примеру, вы можете быть единственным латником в группе, в то время как в рейде этого просто не может быть. Поэтому за счет количества игроков, разделяющих с вами тип экипировки, повышается шанс дропа.

Люди начинают косо смотреть когда узнают, что ты не разу не был в ключе
Доказывая данную теориюДля того, чтобы доказать данную теорию, мы возьмем приведенные выше цифры, но углубимся в детали. Как я уже писал, шанс получить экипировку в рейде составляет каких-то жалких 25%, в то время как в ключе 60%, но при этом процент на получение экипировки с нужными статами в рейде колеблется от 25% до 50% по сравнению с подземельями, где он же составляет менее 10%. Получается, что рейды более выгодны. С точки зрения времени рейды так же профитны. Сейчас за два часа слаженная группа может пройти 12 боссов в героическом режиме Ни'алоты, за тоже самое время вы пройдете максимум пять ключей. Конечно, будет незначительная разница в уровне экипировки, 460 в рейде против 465 в подземелье, но боссов вы убьете намного больше.
Резюмируя, могу сказать, что результат во многом будет зависеть от слаженности вашей группы в ключах, а также, как скоро после открытия вы начинаете посещать рейды.
Чтобы получить плюс, надо перечеркнуть минусУ всего есть свои положительные и отрицательные стороны, и РИО не исключение. Поэтому сейчас поговорим именно о плюсах и минусах этой системы. И начну я, пожалуй, с положительных моментов (представьте себе, они тоже есть).
Если бы рейтинга РИО не было, его нужно было бы придумать, ведь именно с помощью него мы хоть как-то отделяем “зерна от плевел”, определяем уровень опытности игроков. Разработчики из Blizzard не позаботились о внедрении в игру достижений за каждый уровень ключа на каждое отдельное подземелье. Ведь никто не хочет вайпаться в подземелье, поэтому рандому логичнее взять игрока с опытом (хотя выше я разбирал, что РИО — не показатель), чем неумеху, который будет долбиться в кнопки и “жопой” агрить лишний треш. Поэтому нравится вам это или нет, но именно с РИО повышается шанс взять в группу адекватного игрока и пройти ключ в тайм.

Из предыдущего пункта сразу вытекает следующий — с помощью системы рейтинга РИО вам никому и ничего не нужно доказывать, линковать ачивы, рассказывать, что вы можете пройти или ранее уже проходили это подземелье или другие “кул-сторис”, например, как вы убивали Лича в актуале. Сейчас все просто и понятно, лидер группы видит ваш прогресс и решает, подойдете вы ему на текущий ключ с текущими аффиксами или у него в списке ожидания найдется кто-то покруче. Это чертовски удобно, как с точки зрения сборов, так и с точки зрения попадания в такие группы. Ведь вы точно знаете, что перед вами не зеленые новички, а матерые ключники. Но это не гарантирует прохождение данжа по времени или то, что никто не покинет группу до убийства финального босса.
Плюс — он потому и плюс, что состоит из двух минусовИгроки, которые уделяют игре малое количество времени, зачастую становятся первыми жертвами рейтинга РИО. Именно они недовольны больше всех, считая что именно данный рейтинг мешает им играть на том уровне, на котором они заслуживают. Свое мнение они основывают на том, что если ты можешь убить в дуэли игрока с 2400+ рейтингом арены, то ты можешь играть на этом рейтинге, и не важно, что у тебя 1300+. Но при этом совершенно забывают, что ключи или арены созданы для командной игры.
Главным минусом РИО является то, что игроки ориентируются по общему рейтингу, а для этого даже ненужные вам подземелья становятся обязательными в прохождении. К примеру, вам нужна Гробница королей с получением оттуда Гети'икку, Несущий смерть. Чтобы комфортно попасть в данное подземелье с максимальной наградой на текущий момент ключа (сейчас это 15), вам нужно 1900+ очков рейтинга. Такая планка заставляет вас посещать те подземелья, которые вам абсолютно не нужны.

Еще одним минусом системы РИО является то, что это аддон, который нужно установить и довольно часто обновлять. И по факту мы становимся невольными заложниками игрового ресурса Raider IO, который не относится к Blizzard, но при этом имеет колоссальное воздействие на игроков по всему миру. Поэтому если бы разработчики попытались внедрить данный функционал в игру, стало бы гораздо проще и удобнее. Ожидать это в Shadowlands уже бессмысленно, так как основные фишки дополнения уже раскрыты и показаны, поэтому если такая интеграция и произойдет, то скорее всего уже в 10.0, не раньше.
Также минусом системы ключей считаю неправильную раздачу экипировки в целом. В среднем игрок без рейдов и без подземелий может спокойно одеться в 450+ экипировку. Мне лично удалось так одеть пару своих неиграбельных персонажей только за счет вторжений, мировых боссов и прокачки плаща с сердцем. То есть игрок уже имеет экипировку уровня шестого ключа, но попасть в шестой ключ без РИО не так-то просто. Не стоит упускать и тот факт, что за счет сольного прохождения видений в казуальном режиме с закрытием одной или двух масок, игрок вообще может одеться в 455 экипировку. Да, на это уйдет время, но это вполне возможно. А значит, такому игроку по уровню его одетости нужны ключи не ниже десятого. Но парадокс в том, что уровень экипировки не является показателем, поэтому игрок будет получать отказ за отказом в группах.
Конечно, рано или поздно он найдет сокомандников, но потратит на это в разы больше времени нежели игрок с РИО. Примерно около 1200 очков РИО нужно для того, чтобы без проблем попасть в десятые ключи. Здесь игрок может пойти только одним путем — зарабатывать РИО рейтинг с самых низов. Думаю, в 450+ экипировке есть шанс без проблем попасть только в четвертые и пятые ключи. Можно попытаться получить экипировку выше, тем самым немного сократить себе путь восхождения на игровой Олимп. Но звучит это здорово только на словах, на деле же если “добрые самаритяне” из списка друзей или гильдии не протащат тебя как минимум в героический рейд, то этот процесс может затянуться надолго. А ходить в подземелья ради рейтинга РИО, имея при этом экипировку выше или такую же, что можно получить в этом подземелье, то еще удовольствие для мазохистов.
Увы, но игроки будут всегда завышать требования, ведь так гораздо проще избежать ситуаций, когда мелкие косяки и огрехи могут оказаться фатальными и привести к гибели всего рейда или группы. А тот самый пресловутый “показатель скилла” без прикрепленных к персонажу достижений, уровня предметов или различных рейтингов просто кажется брехней.
По правилам только в сказках, а здесь жизнь!Всех игроков в World of Warcraft можно разделить на четыре большие группы: первая — те, у кого РИО ест детей, вторая — те, кто смог отбить своих детей у кровожадного РИО, третья категория — “тепличные” ребята, которых взрастили друзья или гильдия до феерических 3000 очков, ну и последняя — те, кто вообще не ходит в ключи.
Если ты зеленый новичок или вдруг вернулся в игру (зачем ты это сделал, беги пока не поздно), то прохождение ключей 2-9 уровня вообще не чувствуется, все проходится на уровне нажатия одной кнопки. За счет повышенной экипировки вашей команды вы совершенно не чувствуете сложности и от прохождения ловите кайф.

Не все специализации выживают в этих диких условиях
Все меняется на 10-15 уровнях. Именно здесь полно ЧСВ ребят и отъявленных токсиков. И даже если у вас подходящий РИО и уровень предметов, вам могут отказать по причине того, что у вас не та специализация или не те таланты. При этом эти “уникумы” не знают, что такое контроль, свитчи, кики кастов, манекен, чарки, камни и т.д., но умеют спуллить что-нибудь лишнее. Если попытаетесь собрать свой ключ, то риск попасть на контуженных ветеранов крайне высок. Сломать с такой группой ключ, а заодно и клавиатуру проще простого.
Эта ситуация напоминает зебру, где черная полоса неадекватов и ЧСВ чуваков сменяется на игроков, которые понимают в этой игре больше, чем нажатие пары кнопок у себя на клавиатуре. И когда речь заходит о ключах 16-19 уровня все снова становятся дружелюбными “белыми пушистиками” и совершенно не смотрят на твой класс или специализацию.
Выход из безвыходного положения там же, где входКакой же выход из этой непростой ситуации с РИО, если его нельзя запретить? Все просто. Можно начать собирать собственную конст-пати или вступить в уже существующую. Да, это подходит далеко не всем, но если вам это удастся, то многие проблемы решатся сами собой. Также можно найти активное игровое сообщество или гильдию, где собирают в ключи. Все зависит от вас и степени вашей коммуникации. Возможно, это выглядит дико, ведь я предлагаю начать общаться с другими игроками в MMORPG, но это просто необходимо. А надеяться на то, что данную систему внедрят в игру или запретят совсем, или произойдет еще что-либо, не стоит, по крайней мере, в ближайшие два года точно.