Единственное разумное объяснение, кроме того, что я привел, это то, что данные игры просто перестали влазить в оперативу. В вове, насколько я понимаю, используется технология мега-файлов. Именно по этому в общем то нет вова на линухе. Там нет такой фичи. Файлов отображаемых в память. Для того, чтобы эта фича работала оптимально, все данные игры должны влазить в адресное пространство. У вова данные грузятся с точностью до 1гб. И если чето не влазиет, то одно нужно отмапить, а другое замапить. Из за этого и начинаются тормоза.
Но это очень маловероятно. Очень маловероятно, чтобы все необходимые для игры данные не влазили в 16Гб. Если они не влазят, то это как раз таки какой-то косяк с их оптимизацией. Например если для загрузки одной сраной иконки приходится ремапить 1гб данных. Это надо быть для этого очень криворукими.