Очень интересный блюпост, рассказывающий о том, какой задумывалась сложность Литейной клана Черной Горы.
Сейчас, когда вышел новый рейд, на форумах мы можем встретить множество мнений насчет того, хороший ли у него баланс. Так происходит всегда: кому-то кажется что рейд слишком сложен, кому-то напротив что рейд слишком прост. Кто-то в своих отзывах выражает мнение игроков, другие пытаются угадать чего хотели добиться разработчики, основываясь на опыте предыдущих рейдов. Естественно, подобная разница в контексте приводит к недопониманию, троллингу и другим подобным вещам. В этом посте я хочу поделиться тем, как мы, разработчики, подходим к настройке сложности новых рейдовых боссов.
Процесс этот очень интересен. Мы в офисе обсуждаем сложность боссов очень много - будь то на ежедневной планерке, или вот тот случай вчера утром, когда к нам заглянул сотрудник другого отдела, чтобы поделиться своим негодованием насчет Рудожуя.
Вернемся немного назад. Литейная клана Черной Горы это своего рода эксперимент, когда мы попробовали разделить начальный рейдовый контент пополам и разнести эти половинки подальше во времени. В Катаклизме, как мы помним, в первом же патче 4.0 было сразу три рейдовых зоны с 13-ю боссами (14 в героике), и это количество контента для многих игроков оказалось зашкаливающим. В Пандарии мы разделили 16 первых боссов на две части и выпустили их с разрывом в месяц. Это помогло, но не до конца. Многим игрокам все равно казалось что новые боссы появляются быстрее, чем получается их освоить.

Осмыслив этот опыт, в Дреноре мы решили задержать релиз второго рейда на целых два месяца, позволив тем самым значительному количеству игроков далеко продвинуться за это время в Верховном молоте. Но теперь мы встали перед новым фактом: после подобной паузы Литейная клана Черной Горы уже начала восприниматься как следующий рейдовый контент, и соответственно у игроков изменились ожидания. Если вы быстро пронесли нормал ВМ в неделю релиза, должны ли вы так же быстро пронести Литейку? А если вы только что пошли в героик ВМ, должен ли нормал Литейки быть проще?
По этому поводу скажу вот что. Мы задумывали ЛкЧГ не заменяющим рейдом, а скорее дополняющим. Если бы мы хотели свежего старта, мы бы сделали так чтобы новый лут превосходил старый по всем статьям - вспомните, как Джин'рок в нормале давал вещи на 13 ilvl превосходящие те, что падают с героического Ша Страха. Но Верховный Молот остается актуальным, а Литейка просто дает возможность осуществлять дальнейший прогресс. Если нормал ВМ был рассчитан на игроков, одетых в подземельях на пять человек, то в нормале ЛкЧГ будут себя нормально чувствовать люди уже приодевшиеся в ВМ. То же самое и с конкретными боссами: если вы легко убиваете Каргата, не стоит автоматически ожидать что вы легко убьете и Груула, дело даже просто в цифрах здоровья босса и его уроне. Поэтому те, кто до сих пор осваивает ВМ, будут продолжать находить там предметы, которые здорово помогут прогрессу в Литейке.
Теперь поговорим о структуре зоны. Литейная это рейд с несколькими крыльями, наподобие Наксрамаса и Цитадели Ледяной Короны. Все крылья примерно равны по сложности, однако чем дальше вы продвигаетесь в конкретное крыло, тем более сильное сопротивление там встретите. Если ввалиться в Горнило сразу после Груула и Рудожуя, вы можете почувствовать себя несколько ошарашенными, но это не означает что босс плохо сделан. Скорее это означает, что вы пропустили боссов 3-6 и сразу перешли к 7-9. Возможно, лучше будет сходить на начальных боссов других крыльев и приодеться там, прежде чем приступать к завершающим боссам каждого крыла, и уж тем более непосредственно к Черноруку.
Еще несколько слов относительно целевой аудитории наших рейдов. Мы ориентируемся на те гильдии, которые осуществляют свой прогресс постепенно. Каждую неделю вы убиваете одного-двух боссов, и попутно хорошо одеваете свой рейд. Таким образом, мы ожидаем что с каждым новым боссом в рейдовой зоне средний ilvl рейда будет повышаться. Если вы проскакиваете сразу в конец рейда и упираетесь там в стену гирчека, не стоит сразу думать что босс переусложнен. Возможно, вы просто одеты не так хорошо, как мы рассчитывали на этой стадии.
В качестве примера представим себе гильдию, которая имеет 2/7 в эпохе ВМ. Сейчас открывается ЛчКГ, и гильдия направлятся непосредственно в героик со средним ilvl 672. Игроки хорошо одеты и умеют играть, они легко проносят нескольких боссов, собирая попутно вещи 680 ilvl. И тут внезапно они доходят до заключительных боссов крыла, или даже до Чернорука. Эти боссы были рассчитаны на людей, одетых в 680 вещи, с сетовыми бонусами. И происходит внезапный прыжок в сложности: только что босс умирал без шума и пыли, а следующий уже выглядит неподъемным. И это не ошибка разработчиков, но следствие того, что проносилы внезапно перешли из состояния "слишком хорошо одеты" в состояние "слишком плохо одеты"!
Вместе с тем я не хочу сказать, что все боссы в Литейке великолепно откалиброваны. Чернорук почти наверняка сложноват (хотя и не сильно - все-таки это заключительный босс контента). Его мы скорее всего будем нерфить на следующей неделе. И мы внимательно следим за вещами, которые происходят со скалированием боссов, когда тот или иной бой может стать слишком сложным для определенного количества игроков. Но в целом нам нравится, как сейчас идут дела в новом рейде.
Спасибо тем, кто осилил все это прочитать!