Провёл небольшое теорикрафтинговое исследование на тему "встроенной" сравнительной эффективности танков разных классов. В качестве показателя именно "встроенной" эффективности была выбрана пассивная защита танков в виде снижения входящего физического урона. То есть речь о такой защите, для срабатывания которой танк не должен ничего прожимать. Таланты в сравнении не участвовали, таким образом, речь шла о следующих вещах:
- встроенные пассивки на снижение физ. урона (протвар -20%, протпал -10%);
- искусность и соответствующие пассивки (блок и критический блок для протвара, первобытное упорство для стража, пошатывание для хмелевара, блок для протпала);
- броня.
В сравнении не участвовал бдк, поскольку его защита (за исключением -10% к входящему урону и брони) вся строится на активных абилках и не имеет пассивной составляющей.
Анализ подразумевает выполнение нескольких предпосылок, введённых для упрощения:
- речь не идёт об уроне от кровотечений, на который не действует броня, блок, первобытное упорство и, кажется, пошатывание тоже не действует (хотя тут я не уверен);
- предполагается, что весь физический урон, который может быть поглощён/отложен первобытным упорством и пошатыванием, может быть также поглощён и блоком (только со случайной вероятностью срабатывания);
- предполагается, что откладывание урона с помощью пошатывания означает его предотвращение (то есть что мы всегда имеем возможность прожать очищающий отвар), при этом пошатывание откладывает урон от каждого удара, величина отложенного (~предотвращённого) урона составляет 30%+[искусность] = 30%+[5%+0,625*Рейтинг_искусности/110]=35%+0,625*Рейтинг_искусности/110.
- предполагается, что первобытное упорство срабатывает каждый второй удар, то есть в среднем поглощается примерно половина от расчётного значения, то есть 0,5*(12%+1,05*1,5*Рейтинг_искусности/110) = 6%+0,7625*Рейтинг_искусности/110;
- вероятность блокировать удар для протпала и протвара рассчитана по формулам вот отсюда, однако предполагается, что вероятность критического блока второй раз не диминишится: то есть сперва игра делает ролл между "блоком" и "неблоком" (и здесь вероятность блока диминишится в рамках представленных формул), а затем в случае блока игра делает второй ролл между обычным блоком и критическим блоком, и вот во время этого второго ролла вероятность критического блока линейно зависит от искусности как 12%+1,05*1,5*Рейтинг_искусности/110;
- при этом величина снижения урона для протвара есть показатель, равный 30%*Pb*(1+Pcb), где Pb - совокупная вероятность блокировать удар (за счёт пассивок и искусности), Pcb - вероятность критического блока; тогда как для протпала аналогичная величина рассчитывается так: 40%*Pb (поглощаемый урон повышается до 40% за счёт перка протпала);
- для простоты предполагается, что каждый танк имеет шмот из ЛКЧГ эпохальный, при этом каждый предмет экипировки с бронёй является предметом 700 илвл, бонус брони у всех равен нулю;
- "отсечка" по величине рейтинга искусности осуществляется на уровне значения 4400 (для стража. например, это означает искусность, равную 12%+4400/110*1,5*1,05=75%).
Пассивная защита от физического урона, состоящая из брони, спековых пассивок (для вара и пала) и механики, завязанной на искусности, представлена на следующем графике:

Данный результат позволяет сделать следующие выводы.
- с точки зрения пассивной защиты, самый эффективный танк на высоких уровнях экипировки (когда искусности становится много) - это (вот ведь неожиданность!) хмелевар, главным образом за счёт того, что сразу 35% входящего урона откладывается пошатыванием даже при нулевом рейтинге искусности (а мы договорились для простоты приравнивать откладывание к снижению);
- протвар весьма эффективен на начальном этапе игры, из-за наличия пассивки на -20% к входящему урону и довольно толстой брони, однако с ростом уровня экипировки эффективность пассивной защиты протвара растёт гораздо медленнее, чем у других танков;
- протпал с точки зрения пассивной защиты - самый малоэффективный танк: у него средняя броня (даже с поправкой на -10% к входящему урону) и, главное, довольно медленный рост пассивной выживаемости с ростом шмота из-за особенностей механики блока;
- страж с точки зрения пассивной защиты уступает хмелевару (у него нет никакой встроенной пассивки на снижение урона, как у протвара или у хмелевара с его пошатыванием, однако у него толстая броня и довольно быстрый набор защиты за счёт искусности), на высоких уровнях шмота страж перегоняет протвара по совокупной пассивной защите.
Без учёта брони, конечно, страж будет сильно отставать от прочих классов, а хмелевар, наоборот, окажется далеко впереди:

К счастью, в Дреноре почти нет абилок, на которые не влияет броня, но влияют блок щитом, первобытное упорство и пошатывание. Ряд абилок (вроде кровотечений), правда, вообще игнорируют пассивную защиту танка, однако такие абилки дисбаланса не создают (в плане того, что самая сильная защита стража (броня) бесполезна, тогда как искусность других танков успешно урон снижает). Тем не менее, необходимо помнить, что из-за отсутствия пассивок на снижение входящего урона страж - если вдруг броня в данной ситуации не работает - оказывается самым уязвимым танком в плане пассивного снижения урона.
Наконец, всё это позволяет нам сделать вот ещё какой вывод. Активные абилки стража пока что не включают в себя какие-либо существенные возможности по снижению входящего урона за пределами автоатаки босса или аддов. У других танков есть Блок щитом и Непроницаемый щит, Щит праведника или Нокаутирующий удар (про Удар смерти мы тут вообще скромно промолчим

), режущий урон от всей или почти всей физики. У стража есть только ЗиК и ДЗ, режущие урон от автоатак.
То есть получаем, что по пассивной защите страж в лучшем случае с трудом догоняет протвара со временем (когда количество рейтинга искусности приближается к 2000), заведомо отстаёт от хмелевара и опережает протпала. И при этом он не может компенсировать такое отставание активными абилками, кроме абилок против автоатак и отхила. Единственное, что у нас тут имеется для компенсации - это талант Раздавить с его -15% к входящему урону. Однако у других танков также есть таланты, режущие урон, причём делающие это пассивно (как Щит воина света у пала или там
Стойка Решимость Гладиатора у вара).
Отсюда неудивительна идея прикрутить к ДЗ бафф на снижение урона. Хотя в таком случае попросту выкидывается на помойку талант "Страж Элуны", сама идея в свете вышеизложенного вполне логична.