Пока длится нипаиграть, я предлагаю вам почитать рассказ об одной игровой конференции. Признаться, я планировал написать короткую заметку в блог о компании Bioware, но постепенно втянулся и в результате получилась нормальная статья прямо на главную.
Итак, на прошлой неделе в Неваде прошел саммит
DICE 2011 - мероприятие, которое ежегодно организует американская академия интерактивных искусств и наук (AIAS). На протяжении четырех дней в одном из дорогих казино Лас-Вегаса общаются разработчики и директорат самых известных производителей компьютерных игр. Это далеко не Близзкон - достаточно сказать, что первые полтора дня саммита отведены под турниры по покеру, гольфу и картингу.
Я покер в Лас-Вегасе
Я гольф в Неваде
А я картинг в Неваде

Как можно догадаться, в рамках DICE 2011 приглашенные могли принять участие в большом количестве семинаров и конференций. В рамках этой статьи мы расскажем только об одной из них - "ключевой" (официальное название) конференции, на которой выступали приглашенные члены
зала славы AIAS (да-да, есть и такой). Участвовал в ней и Майк Морхейм, президент Близзард, введенный в зал славы в 2008 году.
Вот наши герои:
Слева направо:
* Ведущий:
Seth Schiesel, журналист The New York Times
*
Mike Morhaime, президент Blizzard Entertainment
*
Bruce Shelley, компания Zynga (Farmville)
*
Mark Cerny, президент Cerny Games
*
Ray Muzyka, основатель и вице-президент Bioware
*
Greg Zeschuk, еще один основатель и вице-президент Bioware
Как мы видим, здесь собрались сливки общества, титаны и стратеги. Как и положено у титанов, речь сразу же зашла о глобальном векторе развития мировой геймерской индустрии. Все сошлись на том, что времена меняются, и синусоида, по которой идет развитие отрасли, наконец-то поползла вверх, преодолев спад, вызванный мировым финансовым кризисом. На рынке вновь появились условия для создания новых компаний, разрабатывающих компьютерные игры, причем, что важно, даже для небольших компаний. Все это очень оживляет игровую индустрию и идет ей на пользу.
Дальше разговор пошел о том, какие игры на данный момент являются самыми прогрессивными и где заложены самые лучшие идеи. Слово взял Грег Зещук (Bioware, SW:TOR), который рассказал, что лично он старается играть во все, что движется, дабы не упустить какую-нибудь хорошую идею. В частности, его внимание привлекла игра CityVille (Facebook-приложение от компании Zynga), причем до такой степени, что он заставил играть в нее своих ведущих разработчиков, потому что за этой игрой и ей подобными будущее.
Вице-президент Bioware Грег Зещук
Второй вице-президент Bioware, Рэй Музика в качестве примера того, как большая компания может сделать нечто "волшебное", привел игру Red Dead Redemption. "Это верно как для больших проектов, так и для малых, - говорит Рэй, - мы начинаем наблюдать удивительную глубину даже в социальных и казуальных играх. Это обстоятельство значительно расширяет потенциальную аудиторию для игровой индустрии."
Вице-президент Bioware Рэй Музика
Когда ведущий спросил вице-президента Bioware о том, что именно, будь его воля, он бы "стащил" из Red Dead Repemption, ответом было: "почти все". То восхитительное чувство исследования открытого мира Дикого Запада, та глубина и внимание к мелким деталям - все это он хотел бы видеть и в своих проектах тоже.
Когда же очередь дошла до Майка Морхейма, то он рассказал, что дома в основном играет в лейблы Близзард. "Однако, - добавил он, - я испытываю оптимизм относительно игр на мобильных платформах. Мой выбор - игра Words With Friends."
От рассказчика: конечно, я заинтересовался, что это такое - Words With Friends, и сразу полез гуглить. Оказалось, что это банальный Эрудит. Ждем встроенный Эрудит в World of Warcraft!Здесь мы пропустим некоторые рассуждения о неизвестных науке играх и перейдем сразу к делу. Дело это - надвигающийся на нас как танк релиз
Star Wars: The Old Republic - MMORPG от Bioware. Первоначально планировалось, что игра выйдет весной 2011, но сейчас релиз перенесен на сентябрь. Естественно, что имея на сцене двух вице-президентов Bioware, огромная масса времени была посвящена именно SW:TOR.
Синематик SW:TOR. Эпик!
Еще один синематик, более старый.
Для начала Грега и Рэя спросили о том, как именно они собираются конкурировать на рынке MMORPG с имеющимся там монстром (представитель монстра на этой же сцене незаметно ухмыльнулся
в усы). Что они имеют предложить широкой публике, преимущественно находящейся на крючке у Близзард?
Ответ был такой. По словам Bioware (позволю себе объединить вице-президентов), World of Warcraft была и остается флагманом индустрии, тем оселком, на котором пробуют свою остроту новые выходящие на рынок игры. World of Warcraft обладает невероятным влиянием на рынок MMORPG и в процессе своего существования задала некие правила, некоторые стандарты, которых лучше придерживаться, если ты сам себе не враг. Они (вице-президенты) видели и играли во все имеющиеся на рынке MMORPG, и если где-то случалось, что игра нарушает правила WoW, это обычно оказывалось очень глупо.
World of Warcraft является примером того, что гигантские игры по-прежнему могут быть успешным коммерческим продуктом, несмотря на весь подъем казуального игрового сектора. Что касается прибыли, то эта игра приносит деньги, не сравнимые ни с чем когда-либо созданным в этой отрасли. Как же нам соревноваться с этой махиной?
"Звездные войны" - это гигантская индустрия, и этот факт (при условии, что все сделано правильно) многократно умножает усилия разработчиков и маркетологов. Мы поборемся, это интересно!
В то же время, мы не позиционируем свою игру как многажды обещанный, но так и не появившийся варкрафт-киллер. Мы будем искать свою нишу, и лишь размер базы наших подписчиков укажет на то, нашли мы ее или нет.
Хозяйке на заметку: в начале февраля CEO Electronic Arts заявил о том, что для того, чтобы оправдать расходы на разработку игры, SW:TOR потребуется как минимум 500 тысяч подписчиков.Рэй Музик не пожалел комплиментов в адрес Blizzard, рассказывая о техническом аспекте дела. "Я снимаю перед вами шляпу. Я столько всего знаю о том, каким образом работают ваши сервисы... насколько там все сложно и как страшно было за все это браться. То, чего мы хотим достичь - это стандарт качества Bioware в центре игры, и подобный вашему сервис по ее обслуживанию. Невероятно важно, чтобы нам удалось это сделать."
Майка Морхейма тоже спросили о том, что он думает о SW:TOR. Честно ответить "желаю вам всем сгореть вместе со своими "Звездными войнами" он не мог, поэтому выразился уклончиво. Bioware, по его словам, это отличный разработчик, и это очень хорошо для отрасли в целом. Представим себе некую MMO, которая выходит на рынок не очень доделанной и ее покупатели начинают испытывать какие-нибудь проблемы. Велики шансы на то, что такие люди просто плюнут на ММО и никогда больше не запустят ничего другого. Поэтому дедушка Морхейм пожелал парням из Bioware "сделать свою работу хорошо".
Президент Blizzard Майк Морхейм
Далее Морхейм начали спрашивать о будущих проектах Близзард, и ему пришлось кое-что рассказать о
Титане. Он сказал, что некоторые из наиболее опытных разработчиков Близзард сейчас трудятся над новым проектом, в котором компания хочет учесть уроки, полученные за годы разработки World of Warcraft. Кое-что удалось применить и исправить уже в WoW, но кое-что требует для своего воплощения чистого листа, свободы творчества.
Близзард хочет сделать нечто совершенно новое в жанре ММО, и секретный проект - это не продолжение WoW. Близзард предполагает, что в будущем две эти игры станут сосуществовать. Единственное, что сейчас он может сказать по сути вопроса: если вы играете во что-то вместе с кем-то, вы получаете больше удовольствия.
Дальше разговор зашел об игровых консолях. Консольный рынок настолько развит, что было бы странно, если бы игровые компании не примеряли на консоли любой свой новый проект. Майк Морхейм сказал что действительно, они так и делают, и наибольшие шансы увидеть свет на консолях имеет Дьябло - в этом направлении проводятся исследования. Впрочем, на этом пути разработчикам потребуется преодолеть "несколько фантастически сложных проблем".
На этом я закончу рассказ об отчетной конференции, но нельзя не упомянуть и еще об одном событии, случившемся на DICE 2011. На церемонии награждения AIAS Майк Морхейм заявил, что релиз Дьябло 3 стоит в планах Близзард на 2011 год. Всего за несколько дней до этого, на отчетном собрании Activision Blizzard, которое было посвящено финансовым результатам четвертого квартала 2010 года, на такой же прямо поставленный вопрос Морхейм поостерегся назвать 2011 год реальным, теперь же было сказано, что такая цель стоит, и Близзард держат пальцы за то, что уже в 2011 году мы (игроки) сможем открыть для себя мир Дьябло - вновь.