Мне близка позиция Archwarrior. И не могу понять людей, которые всех отказавшихся от подписки катят под одну гребёнку "лфрщиков" и "целователей белочек". Это очень уж сильные обобщения, мало подкреплённые логическими аргументами.
Для примера: я отменил подписку в начале января. Перед этим с разными рейдами прошёл весь нормал, весь гер и один мифик. Не топ прогресс, наверное, но всё же на него приходилось тратить порядочно времени и сил. Проблем с попаданием в рейд не испытывал, хотя ходил в непопулярном тогда холи-спеке приста. В лфре был пару раз, но я его не люблю, слишком скучно.
На данный момент играю на бк-пиратке. Почему выбор именно в эту сторону?
Для меня два обязательных аттрибута качественной мморпг - это (1) атмосфера мира, (2) подпитка постоянного интереса к миру в виде каких-то эпичных и не открытых горизонтов. WOW на данный момент меня не устраивает ни по одному из этих двух критериев. Если подробнее:
1) Атмосфера мира для меня безнадёжно порушена огромным количеством упрощений, которые по-идее близзарды ввели для комфортной игры. Кому-то может быть сложно поверить, но мне действительно нравилось прокладывать маршрут из одного континента на другой в тот момент, когда камень возвращения оказывался на КД. Я был совершенно не против лететь до инстанса и вручную собирать группу. Для меня не составляло особого труда фармить реагенты по миру, если я вдруг хотел изучить новую профессию. Это всё как бы создавало цепочку "труд - награда", благодаря которой ценность каждого прокачанного навыка и каждой полученной шмотки повышались в разы. Таскать с собой реагенты для баффов? Да тоже, в принципе, проблем не создавало, зато наделяло дополнительными деталями мир вокруг меня.
Сейчас инстансы, на которые когда-то ложилась львиная доля создания атмосферы мира - это какие-то затерянные непонятно где закрытые локации, в которые я телепортируюсь мгновенно из гарнизона. Я до сих пор не понимаю, где расположен прекраснейший данж в этом аддоне (на мой вкус) Вечное Цветение, зачем мы попадаем в доки железной орды, каким образом оказываемся на поезде. Да, конечно, это всё описано во встроенном хелпере... только вот знаете, ещё ни один производитель, кроме близзард, не снабжал меня "буклетиком" и не говорил: хочешь понять, что здесь происходит? ознакомься, пожалуйста. Все подземелья ваниллы, БК и ЛК глубоким образом встроены в квестинг, и про них можно узнать проходя по актуальным локациям, а не набрав квестов в лучшем случае у человека, оказавшегося на входе (как это происходит теперь во всех лоу-левл данжах).
Процесс игры сейчас напоминает посещение парка развлечений, где всё вертится вокруг игрока и куча аттракционов открыто, чтобы ему не было скучно. Прежний WOW создавал ощущение параллельного мира, в который можно было захаживать по вечерам и выходным, отдыхая от заморочек реала.
2) Про эпичные горизонты. Когда-то на старте моей рейдовой "карьеры" мы в достаточно казуальной гильдии "Самогон" штурмовали накс и ульдуар. Это не важно, что топ рейдеры давно уже всё это видели. Мы варились в своём междусобойчике из 30+ человек, пытались как-то улучшаться, организовываться, спорили, сидели часами в рк и упорно шли по мрачным коридорам. И я очень хорошо помню момент, когда мы грохнули Кошатницу (после доооолгих траев) и выбрали коридор, который вел к Ходиру. Я видел его первый раз, и у меня аж дух захватывало от уровня "эпика", который случился только что лично в моей жизни.
И я никогда не могу понять людей, которые в кач-ве минуса старому WOW указывают: "Мы даже не имели возможности увидеть актуальный контент!". Да ну и что?! Зато было куда стремиться, не знаю, кого как, а меня мир манил кучей неоткрытых горизонтов.
В Дреноре, в очередной раз фармя героический режим Верховного Молота с новым статиком (мой начальный как-то быстро распался) я вдруг перестал понимать, зачем мне снова идти в мифик. Потешить ЧСВ? Для этого есть 1) реал 2) менее времязатратные игры вроде того же HearthStone. Для фарма уже 4-х (!!!) уровней сложности однозначно нужна более веская причина.
Собственно, тогда я и перестал платить в очередной раз.
Если кратко подытожить, то игра меня не устраивает потому, что её глубокий мир превратился в развлекательный аттракцион, рейды перестали быть эпичными, качать альта - скука смертная, а мериться длиной параметров можно в других сферах с большим профитом и меньшими затратами труда.
Как минимум двое моих друзей (из всех, покинувших игру) ушли по тем же самым причинам. И не потому, что они выросли, завели детей, стали работать и т. п.
И может быть я сказал немного о другом, нежели предыдущий оратор. Но в одном я с Archwarrior согласен на все сто:
В общем и целом, такое ощущение, что слишком много шагов сделано навстречу тем категориям игроков, которые всё равно неспособны задержаться в игре больше чем на полгода (с периодическим возвращением на бесплатные 7 дней, «поглазеть» что добавили). И чем дальше, тем больше убивают мотивацию игроков, которые любят получать что-то существенное от вложенного в игру времени. А ведь это самые стабильные подписчики. Я примерно посчитал, что за подписку заплатил уже где то как 20-25 представителей современной ЦА игры. Впрочем я уже понял,что Б высчитали, что выгодней завлекать ленивых глупых детишек, и смирился с этим. Но могу же я высказаться?
И я думаю, это уже как-то глупо, пытаться рассуждать о смерти WOW или его последующих годах здравствия. В игре по-прежнему 7 миллионов подписчиков, проект в какой-то мере окупается, ну и слава Богу. А если мы говорим о том WOW, в который мы играли несколько лет назад, годах так 2009 - 2010, то поздно уже как-то рассуждать. Он уже умер. Это теперь совершенно другая игра. Оставаться в нём или нет - решать каждому в зависимости от запросов, целей и свободного времени.