Один из первопроходцев MMO-игр Раф Костер, наиболее известный по роли ведущего дизайнера Ultima Online и креативного директора Star Wars Galaxies, считает, что неизменный успех World of Warcraft негативно сказался на разнообразии жанра и по сути привел к большому застою в нем.

В
беседе с GamesRadar Костер заявил, что MMO "долгое время находятся в застое" и что "мы уже давно не видели существенных инноваций в этой сфере". Почему? А потому, что по его мнению World of Warcraft стала настолько популярной, что задала новый свод правил для всех разработчиков MMO, которому те вынуждены следовать.
"Созданный World of Warcraft шаблон продолжает доминировать, и это ограничило то, что раньше было гораздо более разнообразным жанром. – сообщил Костер. – Раньше в MMO было гораздо больше разнообразия, и мы видим, как появляются новые жанры, чтобы удовлетворить спрос на те виды игрового процесса и возможностей, которые раньше присутствовали в MMO, но больше в них не существуют".
Можно уловить то, о чем говорит Костер. Ultima Online, Runescape, EVE Online, Everquest – большинство ММО, которые стали основоположниками жанра и были популярны до появления World of Warcraft, имели гораздо больше заметных социальных элементов в виде проводимых сообществом событий и управляемой игроками экономикой. Кроме того, они были гораздо менее структурированы в плане прохождения, дизайна заданий и исследования мира, предоставляя игрокам больше свободы и выбора играть как им хочется.
Именно благодаря этим уникальным особенностям в одно и то же время возникли два поджанра ММО: "песочница" и "парк развлечений". К "парку развлечений" относятся более заскриптованные и менее управляемые игроками современные игры вроде World of Warcraft, Final Fantasy 14 и Elder Scrolls Online. Существуют и "песочницы", но по большей части они представлены старыми и до сих пор работающими играми вроде Ultima Online, которая все еще имеет официальные и частные серверы, а также уже отжившими свое проектами вроде Star Wars Galaxies, доступным уже только в виде частных серверов. Однако неоспоримо, что ММО в виде "парков развлечений" полностью захватили тренды этого жанра и чуть ли не все популярные на это день проекты к ним относятся.
Новая студия Костера, Playable Worlds, работает над научно-фантастической игрой под названием Stars Reach, которая, по его словам, осовременит MMO-"песочницы": "Наша идея заключается в том, что мы собираемся возродить жанр MMO, привнеся в него эти идеи, но не в том виде, в котором они были 20 лет назад, а в современном, который мы сможем вывести на рынок. Мы видим, что это по-настоящему большое и никем не занятое открытое пространство".