Прошло почти десять лет с тех пор, как Blizzard запустили свою первую бесплатную игру – Hearthstone. Ее неожиданное появление будто бы из ниоткуда стало большим событием для компании, игроков и мира игр в целом, став революцией в жанре коллекционных карточных игр, поскольку привлекло огромное внимание как игрового сообщества, так и разработчиков, что бросились создавать свои собственные варианты.

В последующие годы студия предприняла еще несколько попыток завоевать рынок Free-to-Play проектов как на стационарных, так и на мобильных платформах, но результаты уже не всегда были столь успешными. В частности, появилась Heroes of the Storm, затем вышла Diablo Immortal и, после, платная Overwatch 1 превратилась в бесплатную Overwatch 2, а через неделю состоится полноценный запуск Warcraft Rumble. Стоит также отметить возможность бесплатно играть в кампанию Wings of Liberty и многопользовательский режим StarCraft II, а также пробно-ветеранскую игру до 20 уровня в актуальном World of Warcraft, что вместе с вводом масштабирования старого мира открывает для прохождения довольно большую часть контента. Вместе с тем Blizzard по старинке продолжили требовать плату – как единоразовую, так и постоянную – за некоторые другие свои игры, в частности оформлять подписку на World of Warcraft и покупать Diablo IV, StarCraft, Diablo II, Warcraft III и другие.
Некоторые игроки довольны платной бизнес-моделью: они регулярно получают новый контент как небольшими (в виде обновлений), так и крупными (в образе дополнений) порциями и не испытывают проблем с людьми, которые ненадолго заглядывают в игру и быстро уходят, порой не очень ответственно и культурно относясь к старожилам (кое-кто небезосновательно считает, что Free-to-Play-пользователи менее лояльны и могут ухудшить впечатления от игры для других). И наоборот, некоторые считают, что возможность бесплатной игры позволит большому числу пользователей опробовать новинку – особо привлекательно это будет для более молодого поколения, которое не привыкло выкладывать большие суммы за развлечения – и, возможно, остаться в ней, расширив постоянное игровое сообщество, что будет благом для всех.
А потому некоторым участникам сообщества World of Warcraft хотелось бы, чтобы разработчики предложили возможность бесплатной игры, позволив без вкладывания денег иметь доступ к значительной части контента или даже вообще всему. Можно было бы, к примеру, позволить бесплатно играть во все дополнения, за исключением самого нового, без каких-либо ограничений, в том числе по уровням. Или, к примеру, иметь полный доступ к WoW Classic, но без "Хардкорного" режима, "Сезона мастерства" и Classic-дополнений. В этом случае можно даже представить несколько уровней подписки с доступом к разному контенту и бонусам, что позволило бы разработчикам немного увеличить цену – ведь в долларах и евро она не изменялась с самого запуска игры – для тех, кто готов ее платить. Можно представить и полный бесплатный доступ ко всему контенту, правда тогда авторам придется взяться за более активную монетизацию, вводя еще больше товаров и комплектов в магазин, выставляя на продажу новые декоративные товары или даже Торговые жетоны, которые сами по себе напрямую за реальные деньги сейчас как бы не продаются, или выдумывая что-то совершенно новое, но вне всякого сомнения более хищное.
Тема Free-to-Play довольно щекотливая и непростая – у нее есть как плюсы, так и минусы. World of Warcraft всегда задумывался как MMORPG с подпиской и уже почти 19 лет отлично справляется со своей задачей, ведь такой формат монетизации является основным источником дохода от игры и приносит компании большие средства, а потому она от него вряд ли откажется в обозримом будущем. Но разработчики вне всякого сомнения думают и о более отдаленных времена, рассматривая разные варианты развития событий, и бесплатная игра вполне может быть одним из них.
А как вам такая идея? Понравилось бы вам, если бы World of Warcraft перешел на Free-to-Play формат? Или негативные аспекты такой монетизации все же перевесят позитивные?