На скакуне резвом в светлое будущееВ обновлении 9.2.5 в World of Warcraft начнет действовать "
Социальный договор", свод правил хорошего поведения, который игрокам придется принять, чтобы продолжить игру. И хотя намерения разработчиков избавиться от токсичности, сделать игру более дружелюбной и подтолкнуть людей к кооперации вполне ясны, помимо некоторых плюсов эта идея имеет изъяны и несколько слабых сторон.
Нужно договариватьсяНовый социальный договор довольно
горячо обсуждался в сообществе и, как это обычно бывает, участники дискуссий приводили разные доводы за и против его добавления в игру. Одни считают задумку хорошей, поскольку она на самом деле может улучшить атмосферу в игре, другим она кажется бесполезной, а то и вредной, потенциально ограничивающей свободу слова.
WoW – игра не только многопользовательская, но и во многих аспектах соревновательная – будь то посещение подземелий и рейдов или же PvP-баталии, – поэтому конфликты как между отдельными игроками лично так и целыми группами на фоне конкуренции неизбежны. Это на самом деле далеко не новое явление и в той или иной форме оно существовало с самых первых дней игры, но особо неприятные аспекты взаимодействия стали ощутимо сильно проявлять себя в последние годы вместе с изменением сообщества и самой игры игры – вот их-то разработчики и стремятся исправить. Есть некоторые шансы, что у них получится.
Плюсы...Плюсом этого договора служит, например, сам факт его существования. Это показывает, что разработчикам известна проблема и они прикладывают усилия к ее решению. Это особо показательно на фоне схожих сложностей в самой компании, – проблем личностного взаимодействия и конфликтов между сотрудниками, – которые она, как выяснилось, испытывает уже много лет, и которые, вполне вероятно, могли стать катализатором появления такой особенности в игре. Это значит, что авторы игры не только осознают проблему, но и хотят ее хоть как-то решить.
Позитивной стороной договора является также то, что он призван решить реально существующую проблему социального взаимодействия в игре, с которой так или иначе сталкивался каждый игрок. Если он хоть немного улучшит ситуацию – это уже будет победой, это уже будет лучше, чем если ничего не делать. Если хоть кто-то обратит внимание на указанные в договоре просьбы и задумается над своим поведением, станет более тактично и доброжелательно относиться к другим игрокам, значит задумка сработала. И не так важно, поступит ли он подобным образом потому, что это вроде бы хорошо само по себе и является благом для человеческого общества в целом, или просто ради того, чтобы избежать возможного наказания, которое в этом договоре также наглядно прописано.
... и минусыМинусов у этой задумки, пожалуй, больше чем плюсов. В частности, некоторых игроков смущает, опять же, сам факт его существования. Зачем нужно вводить еще один "Социальный договор", если при создании учетной записи Battle.net демонстрируется "Пользовательское соглашение с конечным пользователем", а в самом WoW действует еще одно подобное соглашение, при том, что каждое из них содержит аналогичные пункты и их также требуется принять, чтобы получить возможность игра. Все это уже есть и все это уже должно действовать, а с новым договором разработчики, разве что, сделали важные пункты немного виднее. Зачем повторяться?
Также сомнительна и сама предполагаемая польза договора. Если человек уже ведет себя корректно и дружелюбно, то для него дополнительные увещевания разработчиков просто бессмысленные, а если он эти правила нарушает, то вряд ли новые угрозы его от этого остановят, если он вообще будет читать очередную стену текста, в которой авторы игры от него что-то просят, а не просто нажмет "Принять" и продолжит творить свои нехорошие дела как ни в чем небывало.
Все эти меры бессмысленны без ужесточения наказаний, чтобы каждый знал, что правила договора – не пустые слова, а их требуется соблюдать, иначе ждет неминуемая и серьезная кара. Изменится ли подход разработчиков к этому вопросу в том же 9.2.5 или далее – неясно, хотя некоторые подвижки в плане расширения и улучшения
интерфейса жалоб в этом обновлении вроде как есть.
Свобода словаСтоит понимать, что разработчики не требуют от игроков вести себя исключительно хорошо и отзываться о товарищах только в позитивном ключе, полностью отбросив любую критику, даже в случаях, когда она неизбежно нужна. Нет, они лишь просят людей более чутко и дружелюбно относиться друг к другу, обойдясь без оскорблений, обзывательств и обидных слов. Критиковать по-прежнему можно (и всегда можно было), но именно критиковать в конструктивном плане, то есть давать здравую оценку навыкам, пояснения и советы, как можно наладить проблему, а не просто обзывать с самой целью принизить, обидеть, оскорбить и расстроить игрока. Никто не помешает спокойно сказать игроку со слабым уроном: "Урон твой маловат и взять тебя мы не можем, иначе этого босса не пройдем, собери побольше экипировки и прочти вот тот гайд", а заявить "Дурак ты криворукий, как посмел подать заявку в мою группу, иди-ка ты куда подальше" уже будет не совсем вежливо.
И даже если бы разработчики захотели полностью запретить любую критику, у них бы было полное право так поступить: в своей игре они полноценные хозяева и вольны задавать любые в разумных рамках любые правила, с которыми игроки могут согласиться – или нет, – но об этом, конечно, речи не идет.
Некоторым, само собой, не нравится тот факт, что так под запрет могут попасть и распространенные в сообществе относительно безобидные шутки, троллинг и относительно вольное поведение и поступки, которые кто-то вдруг посчитает серьезным оскорблением, хотя цели по-настоящему обидеть они и не несут, а являются максимум неудачными и нетактичными. Но новые правила договора, как мы выяснили, не новы и попасть под наказание за подобное можно даже сейчас, так что ничего в этом плане не переменится.
Но толку малоВ итоге, "Социальный договор" – задумка в целом здравая, но скорее как небольшая памятка-напоминание, которая кого-то каким-то образом может подтолкнуть немного изменить свое поведение к лучшему или о чем-то задуматься, чем полноценный договор-свод правил, которому вдруг все без исключения начнут следовать и который полностью решит проблему токсичности в WoW. То есть, по сути, в игре все в целом останется полностью так, как было раньше.
Если только разработчики не предпримут дополнительные шаги и более серьезные меры, в том числе в плане соблюдения своих рекомендаций. К ним можно отнести, например, более строгие и неотвратимые наказания за серьезные или повторные нарушения, больше инструментов для совладания с нарушителями силами игроков, системы поощрения как повод вести себя хорошо, вежливо и помогать другим в обмен на какую-то награду, пусть даже совсем незначительную и ни на что не влияющую кроме личного удовольствия и гордости за себя.