Последняя сводка интервью с разработчиками World of Warcraft задела меня до глубины души. Это была боль, которая не проходит, она просто как бы клубится у вас внутри и заставляет долго плакать в ванне после того, как вы уже слили всю воду. Я приведу вам цитату из этой сводки, если вы вдруг что-то пропустили. Это чтобы всё было на одной странице.

У нас было ощущение, что в первом крупном обновлении игроки какое-то время будут сражаться с Сильваной, что они будут углубляться и узнавать больше о природе Утробы и силе Тюремщика. Но конкретные детали сюжета, рейдовых боссов, даже некоторые из основных моментов истории, которые мы увидим в ближайшие недели - это вещи, которые сошлись воедино в конце прошлого года и в начале этого.
Для меня, как для писателя, совершенно очевидно, почему эти слова такая огромная проблема. Но, возможно, некоторые из вас не писатели или просто не понимают всю важность. Поэтому, сегодня я собираюсь объяснить, что в этой цитате такого важного, почему это причиняет мне боль и, что более важно, причем здесь принципиальный отказ от всех попыток “ждать и смотреть”, которые Blizzard предпринимала в отношении своей большой истории несколько лет назад. Пристегнитесь.
Прежде всего, я думаю, стоит отметить, что эта цитата Иона Хаззикостаса, директора игры, а не дизайнера повествования Стива Данузера. Возможно, здесь возникло какое-то недопонимание. С учетом сказанного, это маловероятно, но всё-таки Ион - тот, кто за всё в ответе. Я думаю, будет более справедливым сказать, что он переоценил некоторые моменты.
Однако даже это кажется маловероятным, потому что… ну, Хаззикостас - это много всего, но “склонный к недопонимаю” к нему не относится. Он всегда говорит точно и показывает своим видом, что знает обо всей работе под его руководством. Также ему не характерно что-то заявить в одном интервью, а позже сказать, что он оговорился или подобрал неправильные слова. Скорее всего, Ион прекрасно знал, что он говорит.
Это большое дело!
Позвольте открыть вам маленький секрет: люди нередко начинают писательские проекты, будучи неуверенными, чем всё кончится. Это так называемый первый черновик. Вы начинаете писать, не зная, что будет в конце или как вообще будет всё происходить. Вы просто работаете над рассказом и достигаете удовлетворительного конца. Затем вы возвращаетесь назад и добавляете вещи, которые сделают финал более полноценным. Вы добавляете предзнаменование, следите, чтобы все нити повествования окупались должным образом и так далее.
Когда вы придете к версии, которую должны увидеть посторонние? Вы знаете, что делаете. Выпускаемая история - это история с четким началом, серединой и концом, а также с предзнаменованиями и подсказками о том, что произойдет дальше.
Эта цитата говорит мне, что Blizzard всего этого не делали. Они написали начало истории, а позже студия решила собрать что-то, что работает, и объединить вместе, пока оно еще живо. Начать историю и воплотить ее в жизнь, не зная, куда развивать, характерно для авторов по контракту (и для Дж.Дж. Абрамса), которые не заботятся о долгосрочном развитии проекта.
Серьезно, вот так вы получаете “Секретные материалы”. Хотите повторить их судьбу? Чем закончилась эта история? Спойлер: плохо. Очень плохо. Не было повествования, а название стало синонимом разочарования. После того, как его дважды возродили, оно всё равно плохо закончилось.
Конечно же, в защиту этой цитаты, можно было бы употребить слово “немного”. Хаззикостас не утверждает, что команда сценаристов понятия не имела, что происходит. Он заявил, что некоторые основные моменты сюжета еще не определены. Но даже этого недостаточно, так как в том же интервью Ион дает понять, что у команды было только “чувство” того, куда следующий рейд приведет игроков. Слова Хаззикостаса просто не наводят на мысли, что эта конкретная история планируется.
Видите ли, если бы у разработчиков было четкое представление о том, что будет дальше, и как всё будет развиваться, тогда принцип “жди и смотри” может оказаться неправильным, но хотя бы оправданным. Возможно, вам на самом деле не понравится развитие истории, но вы хотя бы кивнете и признаете всю логичность событий, и что полная картина действительно добавила некоторые нюансы.
Но если этого долгосрочного плана нет? “Жди и смотри” больше не является защитой и подразумевает, что грядут повороты, которых вы пока не видите. Это оправдание того, что команда разработчиков Blizzard попытается найти способы привести всё в форму, которая вам понравится, даже если это будет не так, как например сейчас. Это не защита команды, которая знает больше вас; это защита того, кто тянет время.
Имеет смысл взглянуть таким образом на всю историю целиком. Почему внезапно появилась арка искупления Сильваны? Потому что команда сценаристов любит писать об искуплении, даже если в этом нет смысла для персонажа. Но если Сильвана популярна, это должно быть хорошим решением.Почему теперь нам говорят, что Повелители Ужаса служили большей силе, чем Легион? Потому что нам нужно верить, что новая угроза серьезнее, чем старые. Это симптом, известный как “рост силы злодеев в аниме-сёнэн.”Почему нам говорят подождать и посмотреть? Потому что концовка еще не написана.
К сожалению, это также означает, что надежды на любые долгосрочные инвестиции разбиты. Если вы знаете, что ничего не планируется дальше одного обновления за раз, нет причин беспокоиться о каких-либо подсказках. Они ничего не предвещают; это просто темы рассказов, которые могут быть затронуты, а могут и не появиться вообще. В лучшем случае мы имеем очевидные признаки того, что история будет развиваться дальше в определенном направлении, а всё остальное - пустые предложения.
Это действительно очень разочаровывает. И я знаю, ничего не остановит людей, которые всегда размышляют над сюжетом. Но это означает, что они, по сути, пытаются предсказать будущее людей, которые особо ничего не планируют заранее. Вы не можете угадать, где будет развиваться история, потому что она придумывается по мере продвижения.
Во всяком случае, у нас есть ответ на вопрос, как можно писать такое плохое повествование, имея столько хороших сценаристов. Все навыки мира не помогут вам, если план не выходит за рамки ближайшего будущего. И это просто удручает.