Большой грязный всем-хорошо-известный секрет разработки игр заключается в том, что сейчас она стоит дороже, чем когда бы то ни было, но люди отказываются платить за игры больше, чем они платили десять лет назад. Это привело к тому, что крупные флагманы индустрии вроде Ubisoft, Electronic Arts и, конечно, Activision Blizzard взяли на вооружение идею внутриигровых магазинов, где можно тратить реальные деньги на игровые бонусы. Иногда эти товары представлены в виде контейнеров со случайной добычей, но в основном компании позволяют игрокам покупать конкретные предметы – питомцев, средства передвижения, граффити, экипировку и предметы для игры, в которую вы играете.

Среди тех игр, в которые я сейчас активно играю, лишь у Diablo III пока нет ничего такого (об аукционе за реальные деньги мы поговорим в следующий раз, и это на самом деле немного иная вещь), в то время как в World of Warcraft и Assassin’s Creed Odyssey можно приобрести разнообразные предметы. Единственным отличием ACO от игр Blizzard является то, что вы можете купить самые настоящие бонусы к получаемому золоту и опыту. Я нахожу это отвратительным, и очень рад, что Blizzard такого не делает.
Но мне кажется, хорошо, когда Blizzard продает золото за реальные деньги. Почему? На самом деле потому, что это не их золото, это золото других игроков, которые получили его в процессе игры. А какое это имеет значение?
Давление и необходимостьBlizzard продает множество товаров вроде услуг для персонажей, включающих мгновенное повышение уровня (что по сути является тем же бонусом к опыту, только одноразовым, а не постоянным, и действует до уровня, на 10 ниже максимального), перенос персонажей между фракциями и серверами и даже возможность изменения персонажа, позволяющую поменять расу и пол вашего героя. Также она продает игровых питомцев, ездовых животных, а ранее предлагала обзавестись внутриигровыми предметами для трансмогрификации, но в отличие от ACO она не продает настоящую экипировку, которой можно пользоваться в игре. В ACO есть несколько комплектов снаряжения, которые легче всего получить, просто купив их целиком – хотя в то же время их можно получить и во время игры, выменяв на валюту, добывающуюся при выполнении заданий, но на это уходит очень много времени, поскольку доступные предметы выбираются случайным образом, а добываемое в течение недели количество этих вещей ограничено.
В целом, мне больше нравится подход Blizzard. Я потратил на ACO очень много времени и она мне сильно нравится, но у меня всегда было искушение потратить деньги на вещи вроде бонуса к золоту, прибавки к опыту (особенно в игре с 99 уровнями и системой искусности, благодаря которой опыт никогда не теряет актуальности) или полный набор материалов для создания. Есть и другие системы микротранзакций, например в небезызвестном Fortnite (она, как я слышал, нравится людям), хотя сам я в эту игру не играл. Но почему я не против продажи мгновенной прокачки уровней, но против бонуса к опыту?
Потому, что эти бонусы к опыту, игровой валюте и материалам для создания заставляют думать, будто меня использовали, в то время как услуги по смене фракции или игрового мира, мгновенное получение уровня – нет. Почему-то я не ощущаю нужду покупать Жетон WoW, в то время как в других играх кажется, будто я вынужден тратить реальные деньги ради прибавки ко внутриигровой валюте. Как им это удалось?
Микротранзакции не такие уж и "микро"В глазах новичков прибавка к опыту выглядит очень ценной в игре, где опыт практически всегда остается полезным, в то время как повышение уровня в WoW просто поднимет вас до уровня актуальной игры. Черт возьми, WoW уже пятнадцать лет и как-то слегка многовато заставлять людей проходить все эти многочисленные предыдущие дополнения – сейчас это больше похоже не на игру, а на археологию. Мне кажется, что покупка бонуса к опыту больше смахивает на плату за победу, тогда как плата за повышение уровня просто освобождает вас от участия в виртуальных раскопках и изучения экспонатов игрового процесса из древнего 2009 года. Да, я знаю, что с моей стороны это может звучать несколько ханжески.
Я часто захожу во внутриигровой магазин, планируя купить, скажем, одного питомца для моей жены или просто ездового зверя, а выхожу из него, потратив двадцать-тридцать долларов. Это факт. Blizzard мастерских с этим справляется и создает ощущение, что я экономлю, покупая комплекты товаров, в то время как магазины других игр не столь хороши, чтобы заставить меня пойти на сделку. И часть успеха заключается в том, что все выглядит необязательным.
Когда мы наконец увидели
в магазине WoW игрушки, я полностью поддерживал эту затею, потому, что никогда ни за что их не куплю. Это мой любимый тип микротранзакций – те, которые я могу полностью игнорировать и не ощущать, будто я что-то теряю. Blizzard, как мне кажется, лучше других удается создавать это ощущение. На мой взгляд, нечто подобное попыталась достигнуть и Bethesda в Fallout 76, но магазин Atom в конечном итоге оказался не настолько хорошо продуман и сделан.
Я знаю, что для некоторых людей, серьезных коллекционеров, эти предметы кажутся обязательными – они хотят заполучить буквально каждого питомца и ездовое животное, поскольку это часть того, за что они любят игру. Но мне казалось, что я могу проигнорировать абсолютно каждый предмет, который Blizzard когда-либо добавляла в свой магазин, в том числе даже косметические шлемы, которые из него были недавно удалены. И это несмотря на то, что я – большой фанат трансмогрификации – у меня никогда не возникало ощущения, что я обязан их купить.
Вовсе необязательныПочти не имеет значения, являются ли на самом деле микротранзакции необязательными, если они кажутся необязательными до такой степени, что вы и вправду можете их игнорировать. За годы игры я оплатил множество услуг для персонажей, но никогда не жаловался на это и не ощущал себя обязанным это делать. Хотя однажды мне пришлось оплатить смену фракции и игрового мира, чтобы отправиться в рейд с новой гильдией, вместо прокачки нового воина на другом сервере, но это был мой личный выбор. Blizzard не заставляла меня это делать. Вместо этого я мог бы потратить свое время и силы, но я решил потратить свои деньги, чтобы сделать это поскорее. Blizzard получила мои деньги, и я понимал, что все это время у меня был выбор.
Возможно, в некотором роде я ненавижу систему микротранзакций Blizzard. Но, полагаю, весьма любопытно наблюдать, как им за все эти годы удавалось меня обыгрывать. И я думаю, стоит отметить то, что им всегда удается сделать так, что продаваемые вещи кажутся необязательными, но в то же время полезными так, что они не влияют на вашу силу – они просто экономят ваше время, создают ощущение, будто вы в обмен на возможность потискать маленького пушистого йети в игре просто отправили деньги на благотворительность, или делаете подарок другу, любимому человеку. В принципы работы внутриигрового магазина заложена огромная глубина, которой другим компаниям стоит уделить внимание и попытаться воспроизвести.