Как бэ уже даже хейтеры согласились с тем, что мифик Ульдир гиром не давится. Про трини вообще огонь - я тут ради интереса посмотрел что с тринями у демолока - так на 385м уровне топовая триня (которая на секундочку падает не в данже, а с локалок) всего на ~360 дпс лучше трини из рейда. При том что одетый в 380+ демо в солотаргет дает 14к+
Среднестатистический игрок такую прибавку к урону просто не заметит, а у ребят, которые участвуют в прогресс гонке уже очень давно своя игра.
А что у тебя за странный подход? Писать про давление рейда гиром когда разговор о том, что игроки, которые составляли ядро социально-активной аудитории вынуждены посещать форматы игры, которые не приносят им удовольствия?
360 дпс разница тринек между рейдовой и падающей с 5 ппл? Правда?
Есть пруфы? Ну кроме нерабочего симкрафта.
Особенно покажи тесты для бурст-классов всяких там аркан-магов, играющих от прожимных тринек, которых нет вообще в рейдах.
Что касается среднестатистических ребят и ребят идущих за прогрессом. Я представитель ребят которые всю жизнь играли в 200-500 гильдиях по миру и чувствовали себя прекрасно. За исключением пары раз когда приходилось играть в топ 50. И ты знаешь, мое окружение (с похожими целями и опытом) как-то не радо дейликам (локалкам), 5 ппл, прокам и титанфорджам, рандому, фарму, фарму реп. Не радо было ни во времена когда трава была зеленее и уж тем более не рада сейчас. Когда из 300 френдов у тебя играет 4ро со словами, не вернусь пока нахер не выпилят это и не вернут состояние лича.
Что касается ребят идущих ну прям за мировым прогрессом. То то у нас пару гильдий заявило об окончании хардкорного рейдинга в Легионе, объясняя тем что слишком много времени стал занимать фарм. Даже Экзорсус - комерциализированный и замотивированный баблом экзорсус серьезно поднимает вопрос о целесообразности продолжения игры.
Еще одно клише. Вы никогда не задумывались на тем, что сейчас все кто хочет иметь социализацию - точно так же ее получают, как и в том же БК, например? Гильдии никуда не делись есличо. И если человек целенаправленно играет вне гильдии - то это значит, что гильдия ему, тащемта, и не нужна. И социализация ента ваша - тоже нафиг не сдалась.
Все отличие от раньше заключается в том, что тогда у него был выбор - либо принудительно в гильдию, либо целовать белочек, либо дроп игры. Я думаю нет смысла объяснять насколько дисциплинированными, обязательными и надежными получались рекруты, которым гильдия в принципе нафиг не нужна и которые ее просто терпят ради каких-то своих целей?
Еще одно клише, что если нет людей в коллективах, то это просто они не хотят. И все хорошо.
Игроки во времена Классики / БК / Лича были в разы более дисциплинированными. Все строилось от подхода в рекрутинге, адаптации игрока, уровне материальной и нематериальной мотивации. Заявки на форумах. Рассмотрение офицерами. Мотивация на достойный уровень игры и поведения в виде dkp/epgp/консил лутов/посещения энкаунтеров.
И человек был вынужден уметь играть в коллективе, быть ответственным, прикладывать усилия, чтобы поучаствовать в контенте. Достаточно было небольших усилий, не быть уебаном, чтобы все это получить.
А сейчас и играя с позиции игрока, и с позиции офицера одной из гильдий я вижу толпу именно уебанов. Которые не могут предупредить о том, что опоздают / не придут. В последнем рейде помню роге сказали что его дпс слабоват. Гир не большой, брекет вроде неплохой по дпс, но для босса его дпс слабоват. Прям дословно. Парень нахуй всех послал, ливнул рейд, гильдию

И таких каждый второй. Никто не хуесосил. Никто не говорил что безрукий. Констатация факта, что маловат дпс.
Почему? Да потому что с Каты как появились "статики". И люди почуствовали, что они могут все. Захотели пришли. Не захотели не пришли. Ливнули этот статик, пришли в другой. Порой за КД люди меняли по 4-5 статиков. Которые росли как дрожжах, когда каждый второй мамкин РЛ, желающий наебашить себе шмота считал что сможет организовать коллектив. Там и появилась толпа нонейм недогильдий. И тогда пошел первый серьезный отток людей. Вкупе с ЛФР. Когда часть людей приняла для себя решение, ой да мне хватит ЛФРа и 25кам стало не хватать людей.
Сейчас каждый делая что хочет, приводит как раз к тому, что мотивация не у уебанов становится все меньше и меньше продолжать играть в корейский гринд с рандомом.
Все хейтят танки (а я в них и не играл даже), но проект коммерчески достаточно успешен. Люди даже наклейки на авто вешают. Не стесняются говорить что играют в танчики. Взрослые, серьезные люди. На бизнес-встречах в неформальной обстановке. А все почему? Как-то выходило интервью с одним из топ-манагеров танков, где он заявил о том, что социализация один из столпов на котором держится коммерческий успех игры.
Тебе вот игра нахуй уже и не нужна, но ты играешь. Почему? Потому что половина твоего коллектива, к которому ты привык играет. Общается в ВТ/ТС/Диске. Интересно прийти послушать. Боссы - ну да, надо бы убить. Пойду куплю голды, для фласок / потов / жрачки, да тактику гляну, а вечерком в рейд. Порейдим, попиздим, посмеемся, поэмоиционируем.
А когда этого коллектива нет - ты сходил 500-700 раз в ключи и как-то ну скучно. Нехуя делать не потому что делать нехуя, а потому что скучно. И у тебя нет ни единой причины оставаться в не f2p игрушке, жуя однотипный контент с разными текстурками.
Не будет ебаной социализации в ММО - не будет самой ммо.
"Только массовые расстрелы спасут Родину!". Увы, не спасут. Вы совершаете стандартную, тащемта, ошибку - моделируете "спасательные меры" исходя из вашей системы ценностей и хотите получить на выходе интересную вам игру.
Это вы делаете ошибку, считая что нет оптимальных решений. Есть. Оптимальное решение когда перегруз корабля - сбросить балласт, чтобы все не потонули. Оптимальное решение когда у вас гангрена - отпилить к хуям ногу.
И не надо включать демагога рассказывая, ну как же так, там же груз на 10 милллионов долларов, ну как же так, ногу отпилить и что быть инвалидом?
Это решения оптимальные, просто они вам не нравятся.
А на проблему нужно смотреть ширше:
1) Отток игроков существовал скорее всего всегда. Еще в БК я видел как развалилась гильдия, которая осваивала БТ и примерно половина игроков тупо свалила в реал, ну и даже в комиксе Dark Legacy это отражено (сваливая в реал раздавали голду/реги). Причем данных о том, сколько игроков отменяет/не продляет подписку никогда не публиковалось.
2) ЦА (в хорошем смысле) любого проекта конечна. Рано или поздно она оказывается охвачена и в приходящих резко начинает расти процент тех, кого условно можно назвать "случайными людьми" - это те, кто игру пробует просто из любопытства и которых она сильно не цепляет.
3) Момент ХА для вов скорее всего наступил в ЛК - наиболее раскрученный и пафосный злодей ВоВ, конец истории, начатой еще в Варике III, введение резерва... ээ локализации на русском. Косвенно это подтверждается и графиками - рост количества подписчиков в ЛК практически остановился и некоторое время это количество было практически неизменным, с небольшими колебаниями.
4) Так же нужно учитывать, что в том же ЛК по словам самих Близзард возникла системная проблема с новыми игроками: только 30% новых учеток качали перса дальше 30 уровня. Сколько из них вливалось в итоге в хай-енд контент история умалчивает. Это, к слову, еще одно подтверждение того, что ВоВ к этому времени свою ЦА уже выбрал.
5) Дальше классическая ситуация: прирост игроков упал, скорее всего не просто упал, а драматически рухнул, а отток в это же время либо оставался постоянным, либо вообще начал расти (ибо увеличился процент "случайных людей" в игре). Катализатором этого процесса в определённой степени выступил кил Артаса, так как для части людей это означало условный "конец игры". Я может и ошибаюсь, но вроде где-то проскакивала инфа, что Близы потом жалели, что слили Артаса так быстро.
6) Свою лепту внес и игрострой - падение популярности ММОРПГ как таковых, взлет сессионок.
7) В итоге получаем упавший прирост и выросший отток. Отток вырос по целому ряду факторов - это и недовольство изменениями, это и "финал игры" в ЛК, это и усталость от игры, это и финальный удар по аутдор ПвП, который нанес Катаклизм (дада, введение флаев в Азероте), это изменение геймдева и предпочтений игроков и скорее всего еще ряд факторов, которые я не смог вычленить. Собственно в таких условиях количество подписчиков не могло не начать падать, это совершенно естественный процесс.
1. Всегда существует. Разговор не о том, что есть/нет оттока. А о масштабах оттока. И соотношении отток/приток игроков.
2. Да ну. ЦА конечна. Я вот последние лет 10 занимаюсь консалтингом в бизнесе на основании данных и BI, маркетингом. Так интересно слушать как у вас ЦА конечна у продукта которому 15 лет. В незамкнутой системе, в долгосрочной перспективе и конечная ЦА. Ох и выводы же какие. Я даже не буду как-то усложнять, а как товарищу на улице одним простым фактом подскажу что это нихуя не так.
Два наших новичка девочки, пришедшие играться на этой неделе. Спросили годиков им сколько, а оказалось одной скоро 20, другой уже 20. Во времена классики/бк это были девочки 5-7 лет которые не являлись ЦА проекта. А вот сейчас уже являются.
3. Ты серьезно считаешь, что введение РУ-локализации поспособствовало снижению популярности WoW? Переходим отсюда к п.4
4. С чего это история умалчивает о дохождении до хай-енда? Помимо как сказали бы аналитики нерелевантной выборки по количеству активных рейдов / арен / время ожидания бг / количества рандом рейдов / количества людей в гильдиях / во френд листе. Были и есть ресурсы позволяющие оценить количество игроков играющих в хай-энде. Возьмем тот же ВП. Я веду табличку с БК-Лича об активных игроках убивших минимум 1 босса в нормале и выше и/или состоящих в гильдиях убивших 1 или более босса в нормале и выше, имеющих максимальный левел. Есть исследования по среднему количеству альтов на каждого персонажа хай-лвл. Так вот на РУ закладке активных записей (не персонажей) полученных путем деления числа активных персонажей деленых на среднее количество альтов было порядка 250 тыс. человек. Сколько сейчас (и сколько было в пандарии, дреноре и тд) ты можешь посчитать самостоятельно.
А еще можно оценить активность PvE по убийству 2 и далее боссов в мифике и тд. Так вот. РУ комьюнити возрасло более чем в 3 раза после введения локализации. Большая часть посетителей НК вообще хуй знает что такое Европа. Варсонги, Шедоумуны, Дар маулы и другие "ру-сервера".
Аналогичные записи у меня есть и по eu-серверам. Тенденция 1 в 1.
БФА вообще как-то запустился благодаря коллосальному маркетинговому бюджету, влитого в рекламу этого недоадона. К концу месяца планирую приобрести парочку акций близзард, как раз посмотреть на более подробные отчеты для акционеров. Думаю там затраты на маркетинг бфа всем будет интересно посмотреть.
5. Нихуя. Прирост катастрофически не рушился никогда. График падения числа активных игроков падал достаточно плавно. Но делал это стабильно и в хороших таких объемах.
Помимо данных на 1й странице этого треда, которые коррелируют с данными от команды WA, я прослеживаю идентичный график в своих заметках по количеству активных игроков через 1 месяц после старта адона, и за 2-3 месяца до окончания каждого из адонов начиная с бк-лича.
6. Когда из ммо делаю сессионку, не мудрено. Покажи пруфы по обзору общественного мнения, раз ты говоришь что спрос падает на ММО.
В итоге близы принимают логичное решение и делают акцент на казуального игрока, потому что уже в ЛК становится понятно, что именно казуалы делают кассу. И я сильно сомневаюсь, что сейчас ситуация как-то поменялась.
Откуда вообще это ебаное клише, что доход делают казуалы. Ну осталось от 11 млн игроков, 2 с копейками. На которых сделали ставку. Ни одной причины для стабилизации ситуации нет, падение продолжается. Как человек, буквально после НГ праздников я не досчитался еще порядка 17 человек, и пообщался с парочкой игроков и новоразвалившихся гильдий. не досчитался из этих 17 игроков "9 казуалов", которые на минуточку оплатили полгода за кораблик. Тоесть близард у нас движется к 500 тыс. казуалов которые делают им кассу? Самому не смешно от таких выводов?
Открой публичные анонсы. О том как Дестини уходит от Активижен-Близарда, оставляя права на игру себе. Какие планы по сокращению штата. По сокращению разработчиков. По сокращению отдела тех. поддержки. По уходу напрочь в Апреле Морхейма даже с поста советника. По прекращение финансирования турнира по HoTS. Про падение он-лайна в Овервотч. Про какое уже подряд падение стоимости акций.
Так что все это скорее всего спровоцирует только более быстрый отток, потому что из игры начнуть валить:
1) казуалы
2) Игроки с нехваткой времени (да-да, сейчас, во времена "тотального фарма" если ты играешь без амбиций типа кромки или топ 100 можно вполне себе рейдить 6 часов в неделю, а весь "фарм" будет сводиться к 4 ежедневным локалкам на сундук).
3) Не казуалы, которым ваши изменения не понравятся. А такие будут 100%, так как недовольные есть всегда. Туда же войдут те, кому принудительная социализация нахрен не упала, а так же те, кто устали от рейдов и для которых 5 ппл это ок формат.
1. Казуалы уже давно валят как только не стало социализации. Есть куча проектов, где больше возможностей для казуалов.
Их как раз больше свалило чем тру рейдеров. Почему - перечитай свои посты, посмотри циферки, сделай выводы, не сможешь - помогу, если сам честно постараешься.
2. Ну вот у меня нехватка времени. Я из этой категории. В 17 я уделял WoW 12-16 часов, а сейчас больше 4-5 в день практически не могу. И уже далеко не 7/7 уделяю и прихожу к мысли что могу уделять наверно 3-4 лишь. Я предствитель этой ЦА. так вот чтобы эту нехватку времени не усилять пришлось отказаться полностью от:
а) теперь даже закрытия даже недельного сундука (простите 2-3 чара, по 1ч-1ч 20мин на каждого в неделю на закрытие сундука из которого за весь легион и 3 первых месяца бфа надето было 4 вещи за почти 3 года) это слишком дохуя. Почему 1ч-1.20 (а то ворвутся ребята рассказывающие как просто 10ки закрываются). Просто просто. Минут 30-40. Минут 10 лететь. Минут 10 пиздеть. Минут 10 собираться. Минут 10 пиздеть после данжа.
б) отказ от открытия боралусовских данжей.
в) отказ от прохождения до конца цепочек, тем более ордынских. И никакой лор, кольцо 395е не оплатят уебывания столько времени в эту хуету
г) отказ от дейликов. И если в Легионе мы еще хотели быть в топ 5 по гордунни, в семи-казуал режиме, и делали локалки раз в 4 часа. То в БФА я сделал за все время 10 локалок на азерит за полгода.
д) отказ от фронтов (1 раз был)
е) отказ от фарма порномаунтов - мозгов
отказ от всего сжирающего временя. Эти 4-5 часов рейд и немного аренки. Но шея не качается (31я у мейна, 29 и 30 у альтов). Другие игроки, особенно новенькие вынуждены это делать. А когда очередной раз заходишь в ТС / Вотсап и видишь сообщение даже от новичков, мол парни сорри, я пока беру перерыв, не хватает времени для подготовки к рейду и самому рейду. Это печалит. И ты думаешь они ходят на фронты? нет. Иногда заходят в ТС попиздеть. Пару раз даже оплачивали вов и мы ходили с ними в героик. Но ни один из них даже не пытается закрыть недельный сундук. Не говоря о всякой хуете вида локалок.
А на старте как они фармили то 5ки, охуеешь по 30 забегов в день. Парень у нас глефу на ДХ выбивал. 400+ ранов до 3го мифика успел сделать. И сгорел к херам.
Так что не надо рассказывать что нет времени у людей и они не ходят в рейды / на арену. Время убивает эта хуета в виде локалок / 5рок. Они дают фан вначале. А после 500го забега люди сгорают. И эмоций и воспоминаний нет. Ни от победы в коллективе над боссов. Ни от лутания пвп шмота / маунта. Просто проебали время и пропали и даже не вспомнили позитивно.
А те кто рейдил еще в классике-бк-личе нет нет да и заходят потрындеть. Вон парочка даже играла в легионе и бфа, скучала по старым временам.
Кстати на старте БФА мне и еще парочке рекрутеров написало порядка 1600 игроков на вступление в гильдию. 1600 +. Игроков. 90% ответов, что закрывал рейдил - отвечало ой я последний раз в личе играл. Странная тенденция? А скорее ремаркетинг в рекламе на игроков которые играли в Личе, по e-mail.
3. Казуалы которым не понравится.
Уже проходили. Когда начался плачевный пиздец. И топ гильдии заявили что не особо планируют рейдить в кате. Когда был срач 10/25. Сколько людей не хотело играться в 25, а играло в 10 ибо проще? За весь период пиздеца близы один раз смогли яйца в кулак собрать и хоть как-то повлиять на сообщество. Пришли к единому формату. Ничего поныли поныли и сейчас играют все в 20ках. никто никуда не оттек. Почему? Да потому что решение направленные на укрупнения в рамках разумного, форматы - выйгрышные. Остались бы 10ки - уже в Дреноре у нас было бы 2 млн, а к бфа дай бог 500 тыс записей.
С точки зрения игрока это может и хорошо, типа игра "очистится от лишних людей", останутся только фанаты, все дела. Вот только Близзард - коммерческая компания, а значит должна зарабатывать денежку. А денежку им несут точно не хардкорщики, так что никто не будет рубить сук на котором сидит - даже если этот сук уже насквозь гнилой и того и глядишь начнет ломаться сам.
Коммерческая компания которая показывает стабильный убыток вместо роста. Которая уже не может вернуть Краба, который в одном из интервью на вопрос, что самое херовое он сделал в жизни ответил, что запустил ЛФР. И попыталась вернуть финансового директора с коллосальной премией за возвращение в 15 млн. Проблема еще в том, что впереди уже разрабатываются 2 адона и даже если захотят что-то изменить, изменения будут к 2-3му адону, не раньше, а это еще 3-5 лет. И пока не пересмотрят политику тенденция к падению количества игроков останется.
И нам, кто хотел бы играть долго, а не просто зайти набегаться в 300+ 5ках и забить на игру, становится грустнее.