Новый 2014 год пришел к нам окончательно и надолго. Многие блоггеры и авторы игровых сайтов составляют списки игр, которые должны нам доставить в этому году. И они часто упоминают один проект, который может, по их мнению, стать одним из событий года. Но лично мне кажется, что мы будем свидетелями одного из самых эпичных провалов в игровой индустрии. Речь идет о The Elder Scrolls Online.
Уроки историиДавным-давно в далекой-далекой Галактике... А точнее в 2011 году мы стали свидетелями metheoric rise одной игры, создатели которой надеялись, что сложившаяся фан-база - это возможность брать подписку за MMO RPG. Деньги в эту надежду были вложены не малые. По разным оценкам, от 200 до 500 миллионов долларов. Кстати, недавно промелькнула информация, что бюджет TESO тоже превысил 200 миллионов.

Увы, это предположение оказалось ошибочным. Star Wars The Old Republic стал стремительно терять подписчиков, и игра была переведена на живительный free-to-play. Она продолжает существовать, и можно примерно сказать, держится в тройке лидеров среди традиционных MMO RPG, следуя за World of Warcraft и Guild Wars 2. Однако, проект разрушил студию, его создавшую, а в финансовых отчетах издателя он фигурирует далеко не на первых страницах, и даже не удостаивается отдельной строчки, а смешивается с остальным f2p шлаком, который выпускает Electronic Arts.
Сдается мне, что та же история случится с TESO. Ситуация, прямо, один в один: популярная серия сингл-игр, именитая студия, 200 миллионов, претензия на подписку. Только зачем это повторять в 2014 году?
Кто-то говорит, что все изменит выход игры на консолях. Что же, возможно, многие захотят посмотреть сетевой скайрим. Только не надо забывать, что консольщики уже платят свою подписку дяде Билли или PSN. Навряд ли они буду готовы платить каждый месяц еще и Беседе.
На дворе уже давно те времена, когда никто не платит абонентку, кроме упертых фанатов WoW и EVE. Казалось, что SWTOR уже научил не ожидать от игроков покупки коробки за 60 баксов, а потом еще и ежемесячных заносов по 10-15 долларов просто за возможность зайти в игру. Но, похоже, кто-то пропустил урок и остался на второй год.
Зачем MMO?Если любители Звездных войн частенько мечтали о возрождении Star Wars Galaxies, то фанаты серии Elder's Scrolls никогда особо не рвались в онлайн. Это была сугубо сингл-игрушка, где можно было уютно делать свои приключения наедине с виртуальным миром внутри своего компьютера. Никто не просил добавить в этот мир еще орды героев, параллельно делающих то же самое.
Быть может, Bethesda и Zenimax потратили кучу денег, делая игру, которая никому и не нужна. И это не пустые догадки, ведь бета уже идет. Отзывы разные, но общее впечатление от игры весьма средненькое. Вроде, это та же игра с непонятно зачем MMO возможностями, но визуально она уступает Skyrim. Многие уже увлеклись, сравнивая ее с SWTOR, а значит, это не та игра, за которую люди готовы платить 15 долларов в месяц.
Хуже того, запуск беты показал, что создатели игры совсем не готовы к тому уровню качества технического исполнения, который требуется от MMO-игр. Это не тот жанр, где можно дать игрокам неработающий лончер и строгать не спеша патч, который это исправит.
Цирк уехалMMO-жанр, конечно, еще не умер, а вот абонплата отжила свое, это очевидно всем. Всем, кроме создателей TESO. С другой стороны, а как еще по-быстрому отбить 200 миллионов? Выход один - продать пару миллионов коробок, поднять пару абонентских плат на фанатах оригинальной серии, далеких от ММО, и на ММО-туристах. А там... видно будет.
И напоследок, заявление гейм-директора Мэта Фиррора, которое выглядит до боли знакомым:
Мы не отрицаем доминирования f2p и b2p, но подписка позволит нам делать игру лучшего качества и предоставить качественный сервис на долговременной основе. Нашим игрокам не надо думать о монетизации, которая заполонила все проекты. Нас не устраивает ситуация, когда игроку надо задумываться, на что тратить деньги, а на что - нет.
Ах да... Вот, что обещали игрокам SWTOR руководители BioWare:
F2P-игры никогда не достигнут того качества, которое могут гарантировать игры с оплатой подписки... SWTOR создается в расчете только на подписку. Есть неплохие бесплатные игры, в которые можно поиграть минут 15, но SWTOR находится на другой стороне этого спектра.
Что же, грабли разложены... Удачной прогулки, TESO!
По материалам forbes.com