Я размышлял над этим.
Успех вова в немалой степени обусловлен успехов третьего варкрафта.
Я играл когда то во второй варкрафт, потом в старкрафт, потом в третий варкрафт. Я немного знал вселенную вакрафта, безумно харизматичную. Я был поклонником фэнтези. И все мои друзья были в похожем окружении.
Для меня WoW был в первую очередь WarCraft 4. Где были те же герои, но с гораздо более продвинутой графикой, с продолжением истории. То, что это была ММО, я не особо понимал и меня это не особо интересовало. А вот когда я находил очередную абилку из варкрафта 3, когда я находил локацию, где играл в третьем варкрафте, меня это чуть ли не в экстаз приводило.
Я считаю, что у многих игроков путь был похож.
Потом уже я докачался до капа, начал осматриваться, что же тут есть кроме квестов, начал вайпаться в данжах (тогда был БК).
В процессе прокачки я умирал много-много раз. Прокачка не была чем то очень сложным (хотя групповые квесты в одиночку делать было непросто), но и я не был опытным игроком, неудачный пул, побег, спулил ещё больше и умер. Это приучало меня к тому, что смерть тут не является чем то экстраординарным.
Когда я искал дорогу в Deadmines, это было непросто. Там был простенький туннель, но заблудиться можно было. У меня топографический кретинизм и я блудил везде. В кавернах времени я и сейчас не знаю, куда надо бежать. Вроде недавно карту сделали. Но тогда никаких карт не было. Разве что в вовхеде, открытом в фоне. Я относился спокойно к тому, что надо куда то бежать, далеко и запутанно. Надо - побежим, чего тут страшного то.
Вся эта атмосфера геймплея с кучей искусственно навязанных сложностей (нет карты подземелий, надо ручками собирать группу, самим бежать, ой да на каждом шагу были всякие тупости, которые сейчас исправлены) всё же давала незабываемый гейм экспиринс. Когда ты с течением времени постигал все эти штуки и у тебя было знание мира, которого не было у новичков. Когда ты спокойно ориентировался в данжах, знал всякие прикольные неочевидные пути, сокращающие дорогу.
Казуалов эта игра наверняка пугала. Они начинали играть и уходили, сразу или чуть позже. На ммо-чемпе был тред, кто когда начал играть, там было удивительно много людей, которые пробовали играть в классике-бк, но быстро бросали, и возвращались в вотлк или позже.
Но в мире вероятно было достаточно много поклонников варкрафт 3, которых не пугали всякие мелочи. У которых жажда познания новой вселенной была достаточно велика. И им понравился этот неуклюжий геймплей.
Но этих людей было ограниченное количество. Варкрафт 3 уже давно отошел на задний план, никто в него не начинает играть (ну кроме доты, но она к варкрафту не имеет никакого отношения). В ММО люди приходят и уходят. Время шло, поклонники варкрафта уходили. Но новичков им на смену приходило мало. И разработчики в общем то приняли единственно верное решение - отуплять игру, чтобы новичков было как можно больше.
В итоге сейчас аудитория игры полностью сменилась. Небольшое количество хардкорщиков, которым плевать на сюжет, лишь бы был босс с аое, дебаффами и сменой целей. А кто он будет - Анубарак, Артас, Йогг-Сарон или Нефариан - да какая разница. И куча жующих жвачку потребителей, которым нравится пробежать по героику, посмотреть на спецэффекты, улучшить своего персонажа новой шмоточкой. Весёлая ферма в другом обличье.
Тот вов, который был, уже не вернуть. Он состоял из людей, а не из геймплея. Если сейчас разработчики вернут старый вов - казуалы разбегутся, как уже убегали раньше. Но тех поклонников варкрафта, которые ушли, не вернуть. У них давно другие интересы в жизни и нет времени на игры.
Rest In Peace, lovely WoW.