Очередной выход Burning Crusade Classic уже не за горами, а там возможно выйдет и Classic+. Так что сейчас вполне удачное время, чтобы
поразмышлять над довольно противоречивым правилом, введённым разработчиками, одновременно с новостями о будущем хардкорных серверов. Речь идёт о запрете GDKP-рейдов.

Что это такое? Под GDKP-рейдами подразумевается система распределения добычи, завязанная на золоте. Каждый раз, когда выпадает какой-то предмет, игроки делают ставки и добычу получает предложивший наибольшую цену. Полученное золото отправляется в "банк" рейда. По окончании забега всё золото делится между рейдерами (в ряде случаев – лишь между теми, кто ничего не получил).
На серверах Classic GDKP-рейды стали запрещены начиная со 2 фазы Сезона открытий. А на серверах годовщины были запрещены с самого момента открытия этих серверов. Изначально, мотивация была в том, чтобы остановить RMT-услуги. Затем же к пояснениям разработчиков стали включать и различные причины социального характера.
Плюсы системыВ чём популярность системы?Сама суть GDKP решает одну из фундаментальных проблем игры: невозможность получить ключевой предмет из-за неудачного броска в ходе делёжки добычи. Вместо того чтобы просто смотреть, как идеальный аксессуар уходит наименее заслужившему его игроку, которому посчастливилось выбросить на кубиках 100, вы можете делать ставки, и всё-таки получить желаемое. Если же торги вы проиграли (по любой причине; либо вам не хватило золота, либо кто-то счёл предмет более ценным, чем вы), то вы всё равно не уйдёте с пустыми руками и в конце рейда получили свою долю золота. Его, в свою очередь, можно приберечь для следующего рейда или же потратить на аукционе. Другими словами, никто не уйдёт из рейда с пустыми руками, и сама добыча по ощущениям уже не так сильно завязана на элементе случайности.
Доступна для всехСистема является довольно доступной для всех категорий игроков. Сильные игроки с хорошими логами могут вступить в рейд и получить вознаграждение за свои показатели в бою. Игроки похуже, но побогаче, тоже могут участвовать. Даже те, у кого нет ни гроша в кармане, могут таким образом фармить золото. Каждый игрок что-то да приносит. А если кто-то лишь мешает: часто уходит в AFK, убивает рейд, то такой игрок может и лишиться своей доли.
Меньшее из двух золТрудно вести разговор про GDKP не сказав и про RMT. Без конкретных данных от разработчиков трудно оценить, сколько продаж золота происходит из-за GDKP. Но одно можно сказать наверняка: золото, что тратят игроки на такие рейды, циркулирует скорее между устоявшимися рейдерами и лидерами, нежели просто насыщает собой глобальную экономику. Такая вот замкнутая экономика приводит к инфляции в меньше степени, чем если бы речь шла о покупках на аукционе.
Стоит сказать и о рисках: GDKP напрямую подталкивает игроков к тому, чтобы покупать золото за реальные деньги. Т.к. по большому счёту, наилучшую добычу можно купить за золото, если GDKP-рейды разрешены. В какую сторону они толкают чашу весов – зависит уже от того, с какой стороны вы смотрите на происходящее.
PvPВ ранних дополнениях любителям PvP, чтобы уверенно себя чувствовать, необходимые и некоторые PvE-предметы. Идеально было бы, если бы разработчики смогли полностью сепарировать экипировку для этих двух режимов, но на деле о таком приходится лишь мечтать. Соответственно, для любителей PvP GDKP-рейды являются самым простым и удобным способом приблизиться к желаемой экипировке – без необходимости вступать в гильдию, погружаться в её рейдовую политику и т.п.
Минусы системыСообществоДля игроков из гильдий средней руки GDKP-рейды являются постоянным искушением. Пара неудачных рейдовых недель, череда невезения во время делёжки добычи, и вот игроки уже начинают несколько по иному смотреть на объявления в чате о сборе GDKP-рейда. Сильные игроки знают, что уйдут с добычей
Но чем больше игроков вливаются в систему GDKP, тем сложнее приходится обычным гильдиям. Количество рекрутов сокращается, падает посещаемость, и в конце концов гильдия уже не может полноценно рейдить. А когда гильдия погибает, то её члены зачастую просто бросают играть. Разработчики опять же не делились точными цифрами, но сама тенденция известна: здоровье гильдии и удержание в ней игроков тесно связано. GDKP в этом смысле безусловно создаёт дополнительные риски.
Опыт новых игроковДля совсем новых игроков или тех, у кого совсем мало опыта, порог входа довольно высок. Когда они достигают максимального уровня, у них ни золота, ни экипировки, ни опыта, ни хороших логов.
Без хороших друзей или гильдии им будет трудно начать участвовать в GDKP-рейдах. И вместо интеграции в сообщество, GDKP-рейды как бы делают их изгоями, обрисовывая порочный круг: чтобы начать участвовать, нужно золото; чтобы добывать золото, нужно ходить в GDKP-рейды. Этот паттерн ведёт лишь к фрустрации.
ЗаключениеНе все хотят вступать в гильдию с чётким рейдовым графиком. И для тех, кто хотят, такие гильдии должны оставаться скелетом, на котором зиждется сам Classic. Поддерживать гильдии в максимально здоровом состоянии должно быть приоритетом как для разработчиков, так и для сообщества.
Но для игроков, которые вступать в такие гильдии не хотят, остаётся мало пространства для манёвра. Именно отсюда и родилась сама концепция GDKP, предлагая структуру, честный подход и чёткую понятную награду за участие. В то же время, она создала плодородную почву для RMT и ботов, и размывала гильдии.
Так что, возможно, ответ разрешать или запрещать GDKP лежит не на полюсах, а где-то посередине:
- Ограничение и налог на ставки – при передаче ставки будет 10%-ая комиссия, что будет хорошо для экономики. В идеале комиссия должна начинать взиматься после преодоления некоего барьера, что снижало бы желание у игроков делать слишком уж большие ставки. Но следить за выполнением такого правила будет очень тяжело.
- Более удобные инструменты для вручную собранных рейдов – сюда входит и внутриигровая поддержка правил дележа добычи, репутация лидера и инструменты отслеживания пользы/надёжности игроков.
- Стимулы для нахождения в гильдии – дополнительные награды за длительное нахождение в гильдии и активный рейдинг побуждали бы игроков придерживаться социальных групп, а не дрейфовать в сторону GDKP.
Итак, разговор о GDKP это по большому счёту разговор не о добыче, а о том, какой баланс поддерживается между свободой игроков и здоровьем сообщества и игры. GDKP решает ряд краткосрочных фрустрирующих проблем, но оставленный без присмотра он может подорвать основы Classic. Если разработчики сумеют найти компромиссное решение, что-то между строго гильдейскими рейдами и транзакциями за золото, то и экономика, и сообщество окажутся лишь в выигрыше.