Итак, команда разработчиков World of Warcraft собирается создать совет игроков, чтобы получать обратную связь. Какая ужасная идея с и без того плохой реализацией, и в целом негативным настроением! Эта оценка может показаться вам немного негативной... хотя должна быть в некотором позитивной, верно? Конечно стыдно, что Blizzard подумала об этом только сейчас, но дело в том, что это вообще происходит. Лучше поздно, чем никогда, да?
Проблема в том, что реализация может быть достаточно плохой, чтобы «никогда» было правильным вариантом ответа на этот вопрос, и вся эта идея упирается в самую главную проблему, заключающуюся в том, что она основана на ошибочной логике и слабых базовых предположениях. Итак, давайте разберемся с этим, начав с точного перечисления того, что на самом деле будет делать совет игроков, который предлагает Blizzard. Подсказка: немногое.
Я не собираюсь прямо цитировать всю статью с анонсом этой программы, но все же
рекомендую вам прочитать её, чтобы лучше понять, о чём говорю. Тем не менее, я обобщу процесс, который описывает Blizzard. Членам совета будет предоставлен доступ к специальному форуму, доступному для просмотра каждому, где некоторые темы для обсуждения могут быть подняты разработчиками или коммьюнити-менеджерами. Также есть обещание неясного содействия некоторым частным обсуждениям без подробностей.
Акцент на «могут быть» здесь сделан мной, потому что это решающий элемент. Темы могут быть предложены официальными источниками. На самом деле нет строгого плана для прямого взаимодействия с помощью этого совета, только возможность того, что вы можете довести дело до разработчиков напрямую через темы форума, которые могут просматривать все. В этом заключается центральная и наиболее очевидная проблема с формированием этого особого типа совета игроков, которая просто заключается в отсутствии какой-либо необходимости в самом этом формате.
Проблемы, которые есть у WoW на данный момент, очень разнообразны, но одной проблемы у разработчиков нет, – отсутствие обратной связи. Буквально часть моей работы – следить за обсуждениями игры и за тем, что говорит сообщество, и я могу (и должен) с относительной легкостью обрисовать самые большие болевые точки, с которыми сталкиваются игроки. Блоги игроков, форумы, сайты сообществ и просто чтение обсуждений в игре... обратная связь уже есть.
Blizzard, похоже, не хватает двух вещей. Первая – это эффективных коммьюнити-менеджеров, которые извлекают и предоставляют полную картину этой обратной связи для понимания разработчиков; в немалой степени это связано с тем, что Blizzard продолжает увольнять людей, не имеющих прямого отношения к разработке. Вторая – это культуры разработчиков, готовых слушать.
Черт возьми, нам даже не нужно спекулировать на последнем; мы
видели сообщения о секретных частных форумах для отзывов Blizzard и каналах влиятельных лиц, которые были открыты для избранных членов сообщества и разработчиков с начала 2010-х годов, что, по-видимому, со временем превратились в хаос, поскольку Blizzard стала все сильнее противиться обратной связи. «Нам были даны специальные инструкции и шаблоны о том, как сформулировать наши отзывы, чтобы не раздражать и не задевать чувства разработчиков, – говорит один из участников. – В частности, нам не разрешалось выражать это как критику, и нам велели избегать таких слов, как ‘несбалансированный’, ‘сломанный’, ’слишком сильный’ и т.д.»
Вы можете возразить, что совет игроков – это, по крайней мере теоретически, шанс решить первую проблему, предоставив людей, которые будут собирать отзывы и предлагать их разработчикам. Это уже скверно, поскольку игроков просят выполнять профессиональную работу бесплатно, но проблема также сводится к набору этого совета. Полностью зависит от Blizzard, кто получит приглашение. Состав совета будет постоянным в течение года.
Скажем так, я безжалостный поклонник всего, что Ион Хаззикостас сделал с игрой, и ничего не критикую, кроме отсутствия официального канала для рекламы услуг. На самом деле не существует механизма, который помешал бы Blizzard выбрать меня в качестве члена совета, и я не обязан предоставлять какой-либо полезный отзыв команде от имени других игроков. Иначе говоря, без какой-либо прозрачности или участия игроков Blizzard создала «совет игроков», который не обязан фактически представлять игроков. Он просто состоит из игроков.
Но давайте отложим это в сторону и предположим, что все выбранные люди на самом деле представляют отзывы игроков (которые, опять же, уже доступны многими способами и не требуют совета игроков). Я понимаю, что вера в Blizzard сейчас, кажется, довольно сильно возросла, но просто потерпите меня немного. Даже если это правда, нет никаких оснований предполагать, что это что-то изменит в игре, потому что все еще сводится к тому, действительно ли разработчики хотят слушать.
Чтобы использовать очевидный пример, давайте рассмотрим систему улучшения снаряжения. Это то, о чем игроки буквально просили прямо на живых мероприятиях BlizzCon во время сеансов вопросов и ответов, и реакция была где-то между отрицанием и явным издевательством. Наличие всей обратной связи не имеет значения, если людям, которым вы предлагаете это, не нравится то, что они слышат, потому что они держат все карты и обладают всей реальной властью. И снова мы застряли на совете игроков, который бесполезен, потому что даже если разработчикам предлагаются хорошие отзывы, он их игнорируют. Вот где мы сейчас находимся, и без какого-либо совета.
Между нынешним процессом выбора, как он есть сейчас, и явной проблемой культуры, стоящей за дизайнерами, это не похоже на настоящую попытку изменить область, в которой игра не работает, а больше похоже на... ну, трюк. Blizzard указывает на то, где сотрудники могут сказать: «Смотрите, мы слушаем, правда!» без необходимости вообще менять свой подход.
Я видел, как некоторые люди даже предполагали, что это является потенциальным источником ненависти для Blizzard – если проблемы не будут решены, разработчики могут заявить, что совет игроков не проинформировал их, хотя настоящая проблема – это высокомерие разработчиков.
Пусть я и не думаю, что это полностью успешная задумка, даже если она будет предпринята (помните, форумы игроков по-прежнему будут доступны для просмотра, чтобы другие могли видеть обсуждения), шансы на это все же есть.
Если учесть, что подобный проект требует времени и персонала для запуска и усилий, чтобы воплотить его в жизнь... да, это кажется ненужным, чтобы получить обратную связь, которая уже общедоступна, но не скрыта или труднодоступна. И вряд ли это улучшит качество или количество отзывов, к которым команда уже имеет доступ. Это заставляет игроков чувствовать, что что-то меняется, в то время как все практические вопросы остаются в основном прежними.
Хуже всего то, что бывают ситуации, когда это действительно может сработать. Черт возьми, даже текущий формат мог бы работать, если бы у игроков были основания полагать, что Blizzard будет действовать в соответствии с полученными отзывами. К сожалению, есть слишком много историй, в которых предлагались хорошие отзывы, но разработчики предпочли не учитывать их по разным причинам, что еще больше ухудшило недавнее интервью с Хаззикостасом, в котором он сказал: «Ну, наша идея о ковенантах была хорошей, но возможно нам стоило передумать».
Я хочу, чтобы совет игроков работал хорошо и приносил чистую пользу игре. Но, в конце концов, проблема не в том, что разработчикам нужен механизм для получения обратной связи; дело в том, что им нужен стимул, чтобы начать действовать. И похоже, совет таким механизмом не станет.