На этой неделе Microsoft
отчиталась о своих успехах за второй квартал 2024 финансового года (грубо говоря, 4 квартал 2023 года). Это первый раз, когда редмондский гигант делится своими результатами после приобретения Activision Blizzard, и влияние этой сделки на его показатели весьма ощутимо. Доходы от видеоигр резко возросли, сделав игровое подразделение Xbox одним из ключевых элементов стратегии компании на ближайшие годы.

За этот период выручка Microsoft достигла $62 млрд., а прибыль составила $21,9 млрд. Да, вы правильно прочитали: значения возросли на 18% и 33% соответственно относительно аналогичного периода прошлого года. При этом для компании такие продукты как Office и Cloud (в том числе, в первую очередь, Azure) по-прежнему выступают в качестве ключевой движущей силы. Только на эти два подразделения пришлось 60% от общей выручки. А число подписчиков Office 365 сейчас составляет 78,4 млн. по всему миру.
Самым ожидаемым для нас моментом отчета стали, конечно же, результаты игрового подразделения Microsoft. Слияние с Activision Blizzard было одобрено и завершено в середине октября прошлого года, что сделало компанию неотъемлемой частью подразделения Xbox. Доходы от игрового контента (включая сами игры, внутриигровые услуги, подписки на Game Pass и прочие подобные вещи) выросли на 61%. Как отметила Эми Худ, финансовый Microsoft, во многом это заслуга именно Activision Blizzard:
В игровом сегменте выручка выросла на 49%, а в постоянной валюте – на 48%, при этом чистый эффект от приобретения Activision составил 44 пункта. Общий доход от игрового направления оказался на уровне ожиданий, поскольку более высокие, чем ожидалось, показатели Activision были компенсированы более слабым, чем ожидалось, рынком консолей, о котором говорилось ранее. Доходы от контента и услуг для Xbox выросли на 61% и 60% в постоянной валюте, благодаря 55 пунктам чистого влияния от приобретения Activision. Доходы от оборудования Xbox выросли на 3% и на 1% в постоянной валюте.
Валовая маржа сегмента в долларах выросла на 34% и 32% в постоянной валюте, а чистое влияние приобретения Activision составило 17 пунктов. Процент валовой маржи увеличился примерно на 6 пунктов по сравнению с прошлым годом благодаря увеличению валовой маржи устройств и смещению структуры продаж в сторону более прибыльных направлений. Операционные расходы увеличились на 38%, причем 48 пунктов пришлось на приобретение Activision, что было частично компенсировано 6 пунктами благоприятного влияния расходов за второй квартал прошлого года. Операционная прибыль выросла на 29%, а в постоянной валюте – на 26%.
Что касается самой Xbox, продажи оборудования выросли на 3%. Это довольно скромный показатель, даже с учетом проведения многочисленных акций и распродаж по всему миру, особенно на "Черную пятницу", когда Xbox Series X/S продавались со скидками до 25%.
К сожалению, Microsoft не раскрыла почти никаких подробностей того, как дела обстоят у самой Activision Blizzard в целом и Activision, Blizzard или King в частности. Было заявлено только то, что оборот Microsoft в игровом секторе увеличился на 49%, в основном благодаря доходам от Activision Blizzard, которые оказались выше прогнозируемых. Также выяснилось, что появление Activision Blizzard в составе Microsoft позволило ее игровому подразделению стать третьим по доходности направлением деятельности компании. Видеоигры принесли доход размером более $7 млрд., а это даже больше, чем продажи Windows.
Во время отчета генеральный директор Microsoft Сатья Наделла сказал пару слов об игровом подразделении и Activision Blizzard:
В этом квартале мы установили рекордные показатели по количеству ежемесячно активных пользователей на Xbox, ПК, а также на мобильных устройствах – теперь у нас более 200 миллионов ежемесячно активных пользователей, включая пользователей Activision Blizzard King. Благодаря нашему приобретению мы добавили сотни миллионов геймеров в нашу экосистему, продолжая реализовать нашу амбициозную цель – охватить больше геймеров на большем количестве платформ.
Благодаря облачным играм мы продолжаем внедрять инновации, чтобы предложить игрокам больше возможностей наслаждаться любимыми играми, где, когда и как они того хотят. Количество часов, проведенных в играх на стриминге, увеличилось на 44% по сравнению с прошлым годом.
Отличный контент – ключ к нашему росту, и я как никогда рад нашей линейке новых игр. Ранее в этом месяце мы рассказали о новых захватывающих играх от первого лица, которые выйдут в этом году на Xbox, ПК и в Game Pass, включая Indiana Jones. Кроме того, мы объявили о запуске в этом календарном году значительных обновлений для многих наших самых долговечных франшиз, которые ежемесячно привлекают миллионы игроков, включая Call of Duty, Elder Scrolls Online и Starfield.
В заключение хочу сказать, что мы с нетерпением ждем, как ставшие возможными благодаря ИИ преобразования принесут пользу людям и организациям в 2024 году.
Стоит отметить, что продажи устройств у Microsoft продолжают падать. Такие продукты, как Surface, HoloLens, а также дополнительные устройства и аксессуары для ПК продаются все хуже и хуже, и в этот отчетный период снижение составило 9% относительно прошлого. Но, как всегда, всё оказалось лучше, чем ожидалось, и Microsoft даже из этого сделали позитивную новость.