Когда PTR обновления 10.1.5 ещё только был запущен, разработчики подтвердили множественные теории фанатов насчёт третьей специализации драктира, когда представили пробудителей “Насыщателей”. Пусть её роль и обозначена как “боец”, по своей сути “Насыщатели” представляют собой стандартного персонажа поддержки, знакомых по другим MMO-играм. Давайте постараемся разобраться: удастся ли этой специализации прижиться у давних игроков, которые привыкли к трём устоявшимся ролям, где бойцы наносят урон самостоятельно, а не делятся им с товарищами.

Данный материал был написан благодаря поддержке наших подписчиков, а Благодетели сайта смогли прочесть его раньше всех. Ваша поддержка мотивирует нас на дальнейшую работу! |
Новая роль бойца поддержки
Различные умения, усиливающие дружественных персонажей и ослабляющие противников, присутствовали в World of Warcraft с самого начала его долгой жизни в 2004 году: “
Дар леса”, “
Тотем лёгкости воздуха”, “
Проклятие стихий” и множество других самых разных типов. Но все эти умения работали (и многие из них работают до сих пор) по принципу “повесил и забыл на 5-10-20-30-60+ минут, или до момента сражения со следующим скоплением противников”.
Пробудители “Насыщатели” сделаны совершенно иначе: вокруг усиления союзников всех трёх ролей выстроен весь игровой процесс этой специализации. Да, у них есть стандартные умения, наносящие урон по противникам или исцеляющие союзников, но они скорее служат как ещё большее усиление своих союзников (поскольку многие из них делают эффективнее основное умение “
Чёрная мощь”). Мощные умения, обычно усиливающие самого бойца или за одно применение наносящие огромный урон, у “Насыщателя” либо усиливают выбранного персонажа (или случайного бойца, если она не выбрана, например “
Предвидение”), помогают танку (“
Вздувшаяся чешуя”, “
Дарование вирн-камня” и “
Безвременье”) или значительно усиливают вашего любимого лекаря (“
Пространственный парадокс”).
Помимо уже упомянутой поддержки танков, пробудители “Насыщатели” также могут на пол ставки подрабатывать лекарями и помощниками лекарей, если пройдут по правой ветке талантов своего класса, во многом благодаря “
Симбиотическому цветку” и “
Сну о весне”/”
Продлению жизни”, не считая одинаково полезного для всех ролей “Предвидения”.
Потенциальные проблемы
Зависимость от союзников – плохо?Первостепенная проблема заключается в том, что если ты исполняешь роль поддержки своих союзников, то становишься зависим от их класса и ещё сильнее от их уровня игры. Какой толк от усиления конкретного члена группы или всей группы, если они не способны реализовать это усиление? Допустим, “Насыщатель” применяет своё мощное умение “
Дыхание эпох”, которое потенциально способно нанести просто колоссальный урон, да ещё и сохранить жизнь группе, если взять любой из двух опциональных талантов (“
Страшная участь” или “
Хронощит”) – если в это время ваша группа не наносит должного урона, или в принципе не знает, как реализовывать свои собственные мощные умения, то смысл этого умения пробудителя попросту теряется.
Предположим, что очень хорошо одетый и опытный игрок на, например, друиде “Баланса” приходит в неопытную группу с маленьким уровнем предметов в не очень большой уровень ключа – он сможет практически в одиночку помочь закрыть ключ своим гигантским уроном без особых проблем. Если в эту же группу придёт пробудитель “Насыщатель”, то 50% его эффективности уже будет зависеть от других членов группы.
Не забываем, что имея в группе пробудителя “Насыщателя”, мы теряем одного полноценного бойца, а потому его зависимость от двух оставшихся бойцов в группе при прохождении эпохального+ подземелья взлетает до небес; стоит добавить, что благодаря родному пассивному эффекту специализации “
Собратья по вирну”, она становится более эффективной в подземельях, чем в рейде. Сама по себе эта специализация имеет умения урона вроде “
Извержения” или “
Дрожи земли” (да и “
Огненное дыхание” у нас никто не забирал), но их урон попросту не сравним с уроном и в одиночную цель, и с уроном по области любого другого полноценного бойца, даже пробудителя “Опустошения”. Также одна из важных характеристик “
Мастерство: Дозорный времени” приоритетно усиливает союзников, и только в последнюю очередь самого драктира.
Пример атакующего усиливаемого умения "Дрожь земли)
Однако это может стать и хорошей изюминкой “Насыщателя” – если игроку нравится стиль игры эдакого помощника для других игроков (полноценного support-класса, а не ещё одного лекаря), у него нет никаких предрассудков в отношении его собственных показателей урона и он играет с очень сильными игроками в группе, этот класс сможет принести тонну удовольствия и, что гораздо важнее, пользы для всей группы. Тем не менее, реальную эффективность этой новой специализации мы сможем увидеть только после его выпуска в актуальную версию игры.
Как оценивать эффективность самого “Насыщателя”?С умениями прямого урона, поддержки вроде “
Благословения адского огня” и даже с “Дыханием эпох” всё предельно ясно – их урон исходит в первую очередь от самого пробудителя или эффектов на союзниках. Но как оценивать эффективность “
Чёрной мощи”, искусности, “
Предвидения”; разработчики вернули для “Насыщателей” появившуюся в WoD и удалённую в Legion характеристику “многократная атака” (multistrike) через опциональный талант “
Зеркало судьбы” для “
Предвидения” – одновременно его удастся поддерживать на двух разных игроках (больше, если собрать очень много искусности)?
Как и в случае с обожаемым многими и одновременно ненавидимым ещё большим количеством игроков “
Приданием сил”, эти умения усиливают характеристики других игроков, позволяя им без особых сложностей наносить намного больше урона своими родными умениями. Но в отличие от “Придания сил”, сразу несколько разных умений и пассивных эффектов “Насыщателя” усиливают характеристики других персонажей на постоянной основе, а потому сомнительно, что они будут выведены в отдельную категорию на Warcraft Logs.
С локализированными умениями можно ознакомиться на PTR 10.1.5, или с англоязычными в калькуляторе талантов Социальная проблема: игрокам нравится играть на бойцах с большими показателями уронаОчень большая база игроков активно пользуется измерителями показателей урона/исцеления с помощью Details, Skada и другими – помимо более наглядного представления эффективности каждого члена группы/рейда, некоторые игроки испытывают отдельное удовлетворение от нахождения на верхних позициях. Но, если Blizzard не удастся найти решение совместно с авторами популярных модификаций и сообществ по вплетению всех показателей эффективности в журнал боя, пробудители “Насыщатели” всегда будут находиться на нижних позициях показателей урона; если весь исходящий урон они добавят в журнал, то усиление характеристик практически гарантированно показываться не будет.
И это может стать очень большой проблемой в умах людей: “Зачем мне играть за эту специализацию, если независимо от моего уровня игры, я всегда буду находиться на дне списка урона?”. Некоторые игроки и вовсе являются приверженцами так называемой “Меты” – если у них нет никакой привязанности к конкретному классу, они всегда будут стараться играть исключительно на классах, которые находятся в топ-3 или топ-5 среди наиболее эффективных по показателям урона. И, как показал опыт Battle for Azeroth (когда соотношение баланса классов можно было назвать худшим за всю эпоху заёмной силы), таких игроков немало.
Уже начиная с 15-го уровня ключа во втором сезоне BfA слишком большая часть игроков играла,
в основном, на "метовых" специализациях У “Насыщателей” наверняка о будут самые худшие показатели урона среди всех специализаций бойцов, даже самых худших на данный момент специализаций (которые могут отставать от сильнейших классов на 15-20%. Но практически гарантированно их недостаток урона будет компенсироваться их мощными усилениями всей группы/рейда, или отдельных союзников.
Более того, есть и ещё одна прослойка игроков (преимущественно это игроки из азиатского региона, но местами встречаются и в других), которая целенаправленно подкручивает показатели отдельных игроков, чтобы они выдавали ещё больше урона/исцеления. В большинстве случаев это делается специально для того, чтобы этот игрок имел гораздо большие показатели урона по сравнению с другими игроками (прощё говоря, занимаются накручиванием логов). Но некоторые рейдовые группы специально сдают все усиления в какую-то конкретную специализацию, поскольку именно она способна получить максимальный бонус по показателям эффективности среди любых других специализаций; условно, “Придание сил” в 10.0 давало сильнейший прирост по урону рыцарям смерти “Нечестивости”, чем кому-либо ещё. Таким образом, подобная практика уже используется для облегчения сражений с боссами, а теперь, вместе со жрецами, пробудители “Насыщатели” смогут занять эту нишу и преуспеть в ней, но насколько это будет эффективно покажет время.

Таблица эффективности всех специализаций под разными усилениями ("Придание сил") под конец 10.0 Заключение
Пробудители “Насыщатели”, несомненно, встряхнут игровой процесс World of Warcraft после своего появления во вселенной Азерота. По сравнению с любым другим классом, которые были добавлены за всё время существования игры, они представляют совершенно новый игровой процесс, многими аспектами совершенно не похожий ни на что, что было в игре до этого момента. Но остаётся открытым вопрос: сможет ли прижиться этот класс у игроков, или станет настолько нишевым, что им будут пользоваться исключительно сильные и собранные группы. Помимо своей личной эффективности, присутствуют и социальные проблемы, из-за которых новая роль может не воспользоваться той популярностью у игроков, как этого могут ожидать дизайнеры этого класса.
Определённо, “Насыщатель” является большим экспериментом Blizzard, который, в случае успеха, может даже дать путь к введению полноценной роли поддержки в будущем. Ну а пока нам остаётся ждать полноценного выхода третьей специализации драктира, когда все витающие в воздухе вопросы получат свой ответ.
А что вы думаете насчёт “Насыщателей”? Нравится ли вам его концепт, и как, по вашему мнению, он может показать себя в руках игроков? Если вы играете на драктире “Опутошения”, станете ли вы играть на “Насыщателе”, или вам больше по душе самостоятельно наносить весь урон, а не делиться им с союзниками? Оставляйте свои мнения в комментариях.