Какое мнение ? У тебя нет акций компании. Ты потребитель. Твой голос особо не важен.
Ты про деньги, а мы тебе про комьюнити. Пойми что мы пытаемся тебе донести, загляни глубже в суть проблемы.
Дело не в том, не только и не столько в доходах близзов. А в том, что они своими действиями убивают своё русскоязычное комьюнити, которое строилось годами, а десятилетиями.
Кстати не только русскоязычное, западному они тоже подсирают, но сейчас для простоты рассмотрим только нас.Комьюнити это группа людей, которая любит продукцию, которую ты выпускаешь.
Это готовая фокус-группа, дающая тебе информацию, какую именно продукцию тебе нужно выпускать.
Это ходячая реклама твоей продукции.
Это люди, которые дадут обратную связь и позволят тебе внести изменения.
Это люди, которые имеют кредит доверия и купят твою продукцию, даже если она им не особа нужна.
В конце концов это предсказуемый доход для тебя.
Каждая здравомыслящая компания, холит и лелеет своё комьюнити, потому что понимает, как много преимуществ оно даёт, в конечном счёте - той самой прибыли, на которую ты напираешь.
Посмотри какое преданное и огромное комьюнити взрастила фирма Apple и благодаря чему имеет такие огромные прибыли, узнаваемость во всём мире, желание обладать ей у сотен миллионов людей.
Blizzard тоже строила своё комьюнити, ещё с 90-ых годов (т.е. вот уже 30 лет). И это комьюнити всегда тянулось к двум незыблемым принципам Blizzard: выпускать ламповые, душевные игры, от геймеров к геймерам. И второй: выпускаемые продукты должны быть качественными, максимально отточенными, или не должны быть выпущенными вовсе.
Все мы знаем, что оба этих принципа откровенно попираются в последние годы. Но позвольте мне на секунду выступить адвокатом дьявола и попытаться хоть как-то оправдать действия близзов (не всё же их поносить).
Вполне возможно Близзард и в глубине целеполагания её высшего руководства хочет оставаться той самой Близзард, дарить игрокам сделанные с душой проекты, высококачественый игровой опыт. Но просто не может. Нету у ныншней Близзард потенции это делать. Высшее руководство и пресловутый Бобби Котик, по всей видимости, сами не играют в видеоигры и не представляют что нужно игрокам, что отличает их от отцов-основателей Близзард, известных геймеров.
У рядовых сотрудников Близзард, видимо, тоже нет потенции выпускать качественные продукты. Может это не вина лично их, а вина нездоровой атмосферы в компании, руководства, не обладающего видением продукта, целей которых нужно достичь.
От всех этих выводов нам, обычным игрокам и давним любителям продукции близзов, отнюдь не легче, но по крайней мере это можно понять. В какой-то мере. Ну пытаются, ну не могут ребята. Ну пожелаем им удачи, решить свои внутренние проблемы, наладить процесс разработки и продолжить выпускать шедевры как раньше. Я сейчас просто сейчас максимально оптимистично отнестись к этой конторе, хотя никаких свидетельств того, что мы дождёмся возрождения близзов раньше, чем их банкротства, я не вижу.
Но вот что действительно невозможно понять, поддержать, так это ОСОЗНАННЫЕ действия руководства близзов в отношении русскоязычного комьюнити.
Компьюнит это тонкий живой организм, который выращивается годами, а сдохнуть может быстро. А в случае с комьюнити MMORPG игры это актуально просто втройне! Очень и очень сложно привлечь игроков в MMORPG проект, и ещё сложнее удержать их там длительное время. А уж чтобы компьюнити база ещё и росла - это просто невероятная удача и редкость.
Огромная плеяда рождённых и вскоре умерших "убийц WoW" станет подтверждением моим словам. Какие-то их этих игр, вероятно, были качественными проектами, но из-за того, что им не удалось набрать критическую самоподдерживающуюся массу комьюнити, они загнулись.
В компьюнити онлайн-игр важно количество игроков, а в MMORPG оно важно тем более, т.к. жанр очень социальный и влечёт взаимодействие тысяч людей на сервере. Чем больше из них уходит из игры - тем всё больше и больше нарушается социальных цепочек, тем всё больше следуют за ними и процесс приобретает лавинообразный характер вплоть до полной смерти сервера, из которого ему уже не выбраться.
И такое ощущение что близзы просто не понимают этой прописной истины. Даже в обычные годы (я говорю про конец десятых годов, начало двадцатых, до февраля 22) они спустя рукава занимались поддержкой и развитием комьюнити в русскоязычном вов, оно постепенно чахло и истощалось. Ну ладно, при желании их можно оправдать, что у них была нездоровая атмофера в фирме и им было не до русскоязычного комьюнити. Или что загибание онлайна это не вина их отношения к комьюнити, а следствие естественного завершения многолетнего жизненного цикла игры. Или даже что высшее руководство близзард и лично Бобби Котик в святой своей простоте знать не знали о загибании ру комьюнити (бред конечно, но если уж быть адвокатом дьявола, то до последнего)
Но в критический момент внешнего политического кризиса, когда высшее руководство Близзард уже точно проснулось и осоловелыми глазами посмотрело на ру комьюнити и вспомнило о его существовании, когда нужно было осознать происходящее, сделать выводы и принять может быть непростое, но ответственное решение о спасении комьюнити, Близзард поступили, наверно, самым бездарным способом.
Они просто спрятали в голову песок, трусовато обрубили способы оплаты, а Бобби Котик повернулся к западной общественности и белоснежно улыбаясь во все свои тридцать зуба, заверил её, что "мы прямо всеми четырьмя руками ЗА санкции, мы за обнуление страны.. какой страны? а мы уже и не помним о её существовании, выполним пятилетку санкций за три года, всех непричастных наградим, всех невиновных накажем, мы за всё хорошее, мы, мы, мы!" И улыбается ЫЫЫЫ, в это время заметая пяткой ноги ру комьюнити под ковёр, цыкая на него, чтобы сидело там тихо и не отсвечивало, дескать, когда всё закончится, через годик-другой, мы вернёмся и с барского плеча снова позволим вам оплачивать наши чудесные игры.
Вот только так оно не работает. Комьюнити это не рубильник лампочки, который можно выключить, а потом, когда станет удобно, включить и ожидать что она будет светить также ярко, как и раньше.
Как известно, критикуя - предлагай. Что же близзам нужно или по крайней мере можно было сделать?
Как уже выше не раз заявил, очень важно продолжать давать комьюнити жить, а для этого ни в коем случае не лишать возможности играть в игру.
Очевидный вариант: как только стало известно о прекращении работы VISA/MasterCard, нужно было быстро организовать другой способ оплаты, от карт иностранных банков до QIWI и прочих. Скорее всего даже делать бы ничего не пришлось, ибо способы оплаты уже есть в игре, просто не отключать их, рядом добавив надпись "сорян, карты ру банков по независящим от нас причинам не работают". И, по опыту других контор, по-прежнему принимающих оплату, ничего бы с близзами за это не было.
Я понимаю, когда компьютерные фирмы перестают поставлять своё оборудование в РФ - ведь на нём можно обсчитывать ТТХ нового вооружения.
Понимаю, когда в РФ перестают ввозиться станки или какие-то технические устройства - с помощью них может строиться военная техника.
Под запрет при желании можно подтянуть почти что угодно. Прекращаем поставлять реагенты для отбеливания офисной бумаги - ведь на этой бумаге военными могут печататься приказы!
Zewa может перестать производить туалетную бумагу - ведь этой бумагой могут подтираться солдаты!
Но нет и не может быть никакого запрета на поставку фэнтези-игры World of Warcraft. Ведь не будут же солдаты проводить боевое слаживание на Альтераке, не так ли?
Но допустим дело не в игре, а в факте оплаты, нельзя принимать платежи из РФ, якобы с них будут уплачены налоги, а они пойдут на военные расходы. Допустим. Но ведь можно дать игрокам из РФ возможность играть бесплатно после истечения подписки. Не спешите вопить "уу ишь что захотел, халявщик". Просто вдумайтесь.
Комьюнити нужно. И очень важно его поддерживать. Нельзя допустить ухода игроков, так как это вызовет лавинообразный уход всё большего числа. Понести небольшие дополнительные временные расходы на бесплатную игру некоторых пользователей - это лучше, чем рисковать потерять их и разрушить комьюнити совсем.
Да и большие ли будут это расходы в масштабе маленькой инди-компании Activision Blizzard?
Как только у человека закончится подписка - он, возьмём цифру с потолка чтобы никого не обидеть, с вероятностью 50% уйдёт, 50% - найдет лазейку для оплаты.
В первом случае от человека дохода ты не получишь что так что этак. Во втором - какое-то время будешь получать, но эти люди тоже будут постепенно уходить. Так что ты лишь отсрочишь падение доходов, а не решишь проблему с недополучением доходов вовсе. Соответственно через полгода у тебя компьюнити заметно проредеет, а через год останутся самые стойкие, через пару лет оно уж точно загнётся. И эти люди вряд ли уже вернутся.
А что если дать возможность играть бесплатно и человек из первой половины останется играть? Ты получишь бесплатную нагрузку на сервере +1 человека. Много ли это в деньгах? Сервер у тебя всё равно стоит и обслуживается, что так что этак. Ты в любом случае тратишься на админов, на занятый слот в серверной, на обслуживание. Но дополнительный бесплатный человек тебе даст финансовую нагрузку в виде каких-то копеек на электричество. Ну и чуть большей нагрузки на техподдержку, если он посылает тикеты (но техподдержки, похоже, уже и так почти не осталось, фьють-ха).
Чуть похуже будет ситуация с теми, кто отчаянно хочет играть. В случае с бесплатной игрой, они не будут искать косвенных способов оплаты и ты потеряешь эти средства. $10 с чела умножить на 10,000 игроков (цифра с потолка, но порядок думаю верный). $100,000/мес доп расходов неприятно. Но вроде банкротством не грозит? Близзы раньше давали всем игрокам несколько бесплатных дней за технические косяки, а игроков тогда было намного больше чем сейчас, и ничего, не разорились.
Если прямо финансово тяжело - можешь ввести эту акцию лишь на год или даже полгода. Если к тому времени политическая ситуация не нормализуется, просто объявишь "сорян, дорогие игроки, больше не могу вас тянуть, сделал что мог". По крайней мере останешься в памяти людей компанией Добра. А если к тому времени ситуация нормализуется - тебе снова вернутся твои доходы, но зато комьюнити останется живым и здоровым + его лояльность к тебе повысится.
В конце концов если ты не готов идти на политические риски, принимая оплату и не готов идти на финансовые, объявляя бесплатную подписку, то хотя бы повернись к игрокам передом, а не задом, запиши ты видеообращение к своей русскоязычной аудитории, скажи, что тебе очень жаль, но по независящим от тебя причинам, принимать оплату больше не можешь, заверь их в своей поддержке, что душой ты с ними, и как только ситуация нормализуется - будешь рад принять их обратно на своих серверах. Можешь добавить пару слов на ломаном русском. Вот вроде такая мелочь - видеообращение и несколько тёплых слов поддержки, не требует никаких затрат, но при этом повышает лояльность комьюнити, повышает вероятность того, что оно вернётся и даже повысит количество тех, кто останется и будет оплачивать через костыли.
Сплошные плюсы для фирмы, никаких минусов. Но близзард не снизошла даже до такой мелочи. Работа с русскоязычным комьюнити провалена.