Число активных подписчиков World of Warcraft всегда привлекало большое внимание и игроков, и игровой индустрии, по сути показывая, как у игры идут дела. С момента выхода WoW в 2004 году оно продолжало расти вплоть до выпуска Cataclysm, когда Blizzard с гордостью заявили, что имеют 12 миллионов активных игроков. Затем популярность этой MMORPG начала постепенно снижаться, и со времен Warlords of Draenor разработчики перестали сообщать точные значения, предпочитая говорить о более показательных метриках.

Для Activision Blizzard это в первую очередь средства, которые приносит игра. С течением времени число платных услуг увеличивалось и потраченные игроками деньги уже перестали ограничиваться покупкой дополнений и оплатой подписки, теперь они могут приобрести Жетон WoW, услуги для персонажа вроде смены фракции, переноса, мгновенной прокачки, купить питомцев, транспорт, игрушки и косметические доспехи и некоторые иные вещи. Само собой, также учитывается вовлеченность людей – то есть как много времени они проводят в игре и как часто в нее заходят, с учетом чего формируются некоторые игровые механики.
Точных значений общественность, увы, не узнает, но нередко старается угадать их, основываясь на личных наблюдениях, или высчитать, используя разные методы и сервисы, что, впрочем, тоже никогда не бывают особенно достоверными, но, по крайней мере, позволяют хоть немного утолить любопытство.
Официальные данные: число подписчиков WoW с 2005 по 2013 годДля этого периода истории игры официальные данные имеются. В августе 2006 года Blizzard объявила, что продала 1,4 млн. коробок с WoW в США. Тогда игра имела оглушительный успех, и к 2008 году число активных подписчиков превысило 10 млн., из которых более 2 млн. находились в Европе, около 2,5 млн. в США и более 5 млн. в Азии. Пик был достигнут осенью 2010 года, когда в WoW играло около 12 млн. пользователей.
В январе 2014 года Blizzard заявила, что с момента запуска WoW было создано более 100 млн. учетных записей. В мае 2015 года компания объявила, что имеет 7,1 млн. активных игроков, а к концу июня того же года их число упало до 5,6 млн., что находилось на примерно тех же значениях в течение лета и к концу сентября слегка сократилось до 5,5 млн.
Догадки: число подписчиков WoW с 2014 по 2022 годПосле запуска Warlords of Draenor компания перестала сообщать точное количество активных подписчиков в своей игре, поэтому сей важный вопрос под свой контроль взяли игроки и различные сервисы статистики. Люди стали строить разнообразные догадки, гипотезы и кто как может посчитывать значения, используя всевозможные методы и источники.
Так например, в начале 2019 года игрок
использовал данные Google Trends с самого запуска WoW, чтобы на их основе построить график численности населения серверов. В период с 2004 по 2015 годы значения были неплохими, пусть и стали постепенно снижаться, а после запуска Legion подскочили до 10 млн. К выходу Battle for Azeroth оно вдруг резко упало до 3 млн., и хотя запуск этого дополнения позволил вернуться в игру 7 млн. человек, в декабре 2018 года значения вновь упали до чуть более чем 2 млн. Стоит учитывать, что у Google Trends, очевидно, есть свои ограничения и он отражает лишь то, как часто пользователи ищут информацию об игре в поисковике: представить, что хорошо знакомый с WoW человек или ветеран отправится в Google, чтобы найти что-то о любимом проекте, а не на привычные сайты с новостями или базами данных, довольно сложно.
Некоторые пользователи
полагаются на данные из официального открытого разработчиками API. Но этот инструмент по какой-то причине дает по меньшей мере странные результаты, поскольку в Legion удалось насчитать всего 2,25 млн. игроков, которые к началу 2016 года сократились до 0,3 млн. Затем, на удивление, в Battle for Azeroth числа подскочили до почти 7 млн., а в Shadowlands увеличились сразу до 8,4 млн., на что, видимо, повлиял успех WoW Classic. По тем же данным к этому дню у игры имеется всего около 1,3 млн. подписчиков.
Есть еще менее надежные источники, но их тоже имеет смысл принять во внимание. Возьмем, например, данные за последний год по версии
MMO-Population, которые ну очень оригинально рассчитывают число подписчиков на основе посещаемости раздела игры на Reddit. Летом 2021 года WoW имел около 3 млн. игроков, затем к зиме у игры наступил очень сложный период и численность населения серверов сократилась до чуть более чем 1 млн. После этого запуск обновления 9.2 помог улучшить ситуацию и сейчас игра насчитывает более 2 млн. пользователей, сохраняя позицию ММО #1 в мире.
Есть также и
Statista, сервис, предоставляющий аналитические данные по самым разным темам: по их мнению с самого 2015 года WoW продолжает медленно, но верно сдавать позиции. Точные данные по месяцам или даже кварталам сайт не дает, показывая лишь усредненные значения за год в целом, поэтому взлетов и падений в моменты выхода дополнений и обновлений не наблюдается. Последние 5 лет WoW постепенно теряет игроков, поднявшись с 5,5 млн. в 2015 году до 5,7 млн. в 2016 году и опустившись до примерно 4,6 млн. в 2022 году. В 2023 году, несмотря на запуск Dragonflight, сервис прогнозирует игре около 4,4 млн. пользователей.
ВыводыВ наши дни хоть как-то касающиеся популяции игроков WoW данные – большая редкость. Мы знаем только, что Blizzard продала более 3,7 млн. копий Shadowlands в день выпуска дополнения (с учетом предварительных заказов), ненадолго заняв место рекордсмена по скорости продаж среди ПК-проектов. Также известно, что число игроков ощутимо выросло с запуском WoW Classic, а The Burning Crusade Classic не смог достичь успеха своего предшественника. С другой стороны, Wrath of the Lich King Classic, запуск которого ожидается осенью, может обойти своего соседа, особенно с учетом большого числа игроков, которые обожают это дополнение, считая его лучшим за всю историю игры, хотя некоторая часть из них, вероятно, будет испытывать проблемы с оплатой подписки. На этом все.
Поэтому выяснить достоверные данные о количестве подписчиков WoW практически невозможно. Единственные официальные и более-менее интересные результаты мы получаем лишь благодаря квартальным финансовым отчетам Activision Blizzard, но зачастую в них сообщаются общие довольно размытые результаты по всем играм Blizzard, а не одному лишь WoW.
Если мыслить здраво, World of Warcraft вряд ли когда-нибудь вернется в свой золотой век по активности игроков, который наступил к запуску Cataclysm. Рынок ММО сильно расширился, появились новые типы игр, а у игроков изменились предпочтения.
WoW определенно оказал огромное влияние на всю индустрию и продолжает оказывать, так что точка в его истории не поставлена. Пока игра интересует игроков и приносит прибыль, разработчики продолжат выпускать дополнения и обновления и, вероятно, пройдет еще немало лет, прежде чем будет решено поставить точку в активной разработке и заняться лишь поддержкой накопленного наследия для самых преданных фанатов.
Любопытно узнать, каким получится Dragonflight и удастся ли игре превзойти Shadowlands – пока в некоторых аспектах дополнение выглядит многообещающим, а некоторые вещи фанатов, увы, не радуют. И если разработчики вдруг не станут рассказывать о продажах и утаят число проданных копий дополнения, это будет не самым радужным знаком для игры. Но до того момента еще долго: выход Dragonflight ожидается не раньше чем в следующем году.