World of Warcraft – игра-долгожительница, представляющая собой огромную вселенную сюжетов, персонажей, архитектуры, ландшафтов, музыки и многого другого. В каком бы состоянии игра не находилась сейчас, можно уверенно сказать, что она выдержала испытание временем. Глядя на такой успех, другие создатели ММО-игр стоят перед огромным соблазном – а не позаимствовать ли что-то у успешной вселенной для создания собственной вселенной?
И некоторые не выдерживают этого соблазна, не смотря на юридические и моральные аспекты отношений в сфере интеллектуальной собственности. Сегодня мы рассматриваем игры (и не только), которые пытаются строить свой мир на основе элементов вселенной Warcraft. А также пытаемся немного разобраться в концептуальных особенностях отношений вокруг интеллектуальной собственности.
4Story: классика F2PMMO 4Story, выпущенная в 2007 году, была в значительной степени вдохновлена World of Warcraft с самого начала. Будучи одним из пионеров Free2Play, 4Story предоставила своим игрокам возможность играть в игру совершенно бесплатно. Кто-то, возможно, даже вырос с 4Story, когда плата за подписку на WoW всё ещё была непреодолимым препятствием.
4Story изобилует дизайном WoW. Начиная с интерфейса, выходя за рамки экипировки и достигая своего пика в дизайне мира. Например, Форпост Кузниц, выглядят один к одному, как деревня ночных эльфов. Такие вещи, как мечи или бочки, прислоненные к стене, выглядят так, как будто их создали с помощью старого доброго Ctrl+C-Ctrl+V-метода.
Это «Ордянс»? Где-то мы уже видели такое знамя...
Немного Штормграда, немного Дарнаса и много Азерота: пока никто не включит «красный телефон» в юридическом отделе Blizzard, 4Story будет радостно продолжать идти том же направлении, что и раньше. И, честно говоря, 4 Story не так уж плохо идёт. Досадно лишь, что огромные аспекты Pay2Win, столь типичные для игр Gameforge, нарушают игровой процесс. Однако для небольшой ностальгии по MMO путешествие в мир этой игры будет довольно комфортным, ведь учетная запись не только бесплатна, но и быстро создается.
Отдельно хотел бы отметить интересную сторону 4Story: у 4Story в рукаве одно из самых любимых развлечений отечественных игроков – войны за территории (World PvP, всячески притесняемое в мире WARcraft). От других PvP-ориентированных игр 4Story отличает система стратегического командования. Один игрок может контролировать до 48 человек (семь групп по семь игроков каждая): отправлять их в атаку и приказывать отступать, бросать в пекло и спасать из-под огня. Кроме того, лидер рейда может указывать группе цель атаки или место сбора – и у всех на мини-карте они тут же подсветятся синей стрелкой. Таким образом, можно быстро вырезать врагов-одиночек и координировать рейд.
Ежемесячно в игре проводятся PvP-турниры, раз в неделю на серверах идёт «Священная война», а каждый день самые сильные игровые кланы вынимают клинки и начинают делить зоны влияния. Клан, которому принадлежат земли, и его NPC-хранители всячески мешают атакующим, но, судя по тому, как часто королевства меняют хозяев, отвоевать себе место под солнцем – задача вполне выполнимая. По итогам ежедневных боев за территорию и отбираются гильдии, которые примут участие в «Священной войне». Кстати, после сражений за королевства игроки долго не могут успокоиться и еще несколько часов проводят на PvP-дуэлях.
World of Kings Если у 4Story есть ретро-бонус, то в World of Kings он уже становится очень незначительным, ведь игра появилась на рынке в 2019 году. Главное: WoK так сильно пользуется Blizzard, что это заметно сразу же на экране создания персонажей. Хотя эта архитектура имеет другое название, но она выглядит почти так же, как её образец для подражания, за исключением шипов и кирпичей. Доспехи также напоминают WoW. Например, обратите внимание на погоны орков и ещё скажите нам, что это не наплечники Гарроша Адского крика, у которых просто дизайнеры перевернули рога.
В самой игре бросается в глаза то, что не только названия, но и символы (!), и прочие детали были украдены: например, навык «Кипящая кровь» класса WoK «Вампир», от анимации до символа и имени, является почти идеальной копией способности Рыцарей Смерти «Кипящая кровь». Лес Элвинна, оранжево-красная пустыня Дуротара и врата Оргриммара, а также Штормград: всё изменилось настолько, что не является прямой копией, но сразу узнаваемо. Дирижабли, катапульты, снаряжение – всё обладает внешним видом из WoW. С другой стороны – а чего вы ожидали? В конце концов, World of Kings – это Free2Play, и уже первые шаги в этой игре ясно показывают нам, что контент здесь копировался так интенсивно, что клавиатура просто «загоралась».
Era of Legends: Сплошная пародияВ EoL также можно играть на Android и iOS. Era of Legends просто и остро известна как Mobile WoW даже в самом сообществе EoL. В отличие от игр, упомянутых ранее, Era of Legends имеет такую особенность, как гендерную и расовую блокировку. Это означает, что игроки, выбирая свой класс, к добру или худу привязаны к одному народу и полу. Это приводит к таким метаморфозам стиля, как воин, чью расу лучше всего описать словами «определенно не Таурен».
Как только мы погружаемся в саму игру, мы едва верим своим глазам: почти всё можно узнать из WoW, но элементы контента были настолько искусно расширены несколькими многоугольниками, что юридический отдел Blizzard может только растерянно и сердито смотреть на EoL. Для доказательства посмотрите на скриншот: здесь мы видим, как дирижабль Альянса парит над Штормградом. Всё было смещено практически всего на два метра влево, чтобы не было никаких точных сходств. Даже статуя перед замком Штормграда снята с места! Верховое животное из рейда «Королевского испытания» – это «Небесный голем», а «Пещеры стенаний» здесь называются «Пещерами плача»…
Вы удивитесь, но у данной игры ноги растут из нечто иного: Era of Legends – четвертое воплощение шутливой игры, основанной на китайской серии WoW Machinima "I'm MT". В ней рассказывается о приключениях неуклюжего танка Таурена-Майна, который отправляется в приключения со своими друзьями. Это также объясняет блокировку расы/пола, потому что вы играете персонажами машинимы! После множества дополнительных шуточных мобильных игр, Era of Legends наконец преодолела разрыв между «пародией» (на I’m MT) и «данью» (WoW), превратившись в собственную франшизу с собственной вселенной, но всё ещё основанной на копировании WoW. И это неудивительно: в оригинале «Эра легенд» называется «MT4: Потерянная честь». Таким образом, EoL является одним из немногих случаев преднамеренной копии, которая со временем развилась в собственную игру.
World Joyland: Китайский парк развлеченийПро Warcraft часто приходится слышать, что эту ММО можно назвать даже неким целым тематическим парком. Предприимчивые владельцы китайского парка развлечений World Joyland восприняли всё это буквально и включили интеллектуальную собственность из World of Warcraft в структуру своего парка развлечений. Конечно же, не спрашивая Blizzard или даже не признавая, что они используют персонажей из World of Warcraft, включая их в состав своего парка развлечений. Парк существует с 2011 года и использует персонажей Warcraft в основном в парковых зонах «Волшебная местность», «Сказочное озеро» и соответствующим образом названной зоне «Мир легенд».
Кроме того, одна из первых достопримечательностей парка называется «Путь к Варкрафту», чтобы уже каждому посетителю было точно ясно, у кого украли контент... Зона «Звездолет Вселенной», тем не менее, обслуживает Starcraft и связанную с ним интеллектуальную собственность. Кстати, по просьбе нескольких американских журналов владельцы парка на вопрос о краже ответили, что в World Joyland представлены же не IP-адреса Blizzard, а просто «разные животные» на эту тему... Ну ладно.
Однако в одном создатели парка были действительно правы: World Joyland – это не «парк развлечений Blizzard» ... потому что парк также крадет у Disney, Angry Birds, Marvel и Middle Earth Enterprises. Помимо поддельного замка Диснея и товаров с «оригинальной голограммой Диснея», а также масок Железного Человека, есть также знаменитая железная дорога с белой водой: «Всплеск крови монстров». Она стала известна благодаря знаменитым статуям Артаса, построенным в стиле «Врат Аргоната» Властелина колец – то есть еще одной квази-кражи авторских прав в квадрате. Но с тех пор памятники Королю-личу были заменены обычными терракотовыми солдатами, которые всё равно ссылаются на Властелина колец.
Аллоды: родныеНа десерт упомянем про нашу отечественную ММО-долгожительницу. Здесь стоит отметить также тот факт, что с марта сего года интерес к Аллодам со стороны русскоязычных игроков резко возрос. О причине такого роста, думаю, догадаетесь сами. Толпы стримеров хлынули в Аллоды и подняли целую войну хайпа, которая затянула и тысячи обычных игроков. Между прочим, часть игроков укрепилась в Аллодах после этой волны. Обратите внимание на скриншот ниже.
Скриншот с подвохом: кто же у кого крадёт?
Аллоды даже называют русским WoW-ом. Ну, а раз именно WoW-ом, то не грех стянуть оттуда что-нибудь? Или это WoW копирует Аллоды?! Кто играл в Аллоды, знает о расе Гибберлингов. Кто играл в WoW, знает о расе Вульпер. Специалисты по Аллодам, настало ваше время найти 10 отличий между WoW и Аллодами (хитрый смех).
О концепциях отношений в сфере интеллектуальной собственностиКража интеллектуальной собственности – проблема, хорошо известная западным странам. Не хочу прослыть западником, но интеллектуальная собственность в сфере искусства в западных странах является лакомым кусочком для различных «пиратов». Последние несколько десятков лет большая часть стоящих произведений искусства (музыкальных, кинематографических, видеоигровых) созданы именно в странах Европы и США.
С другой стороны, если говорить конкретно об интеллектуальной собственности Blizzard, то я предлагаю взглянуть на вопрос несколько глубже. Мы говорим, что воруют у Blizzard. Но контент WoW разве не является сам, во многом, копированным?
Например, локация Ульдум – один большой Египет. Локации Грозовая гряда, Ревущий фьорд – одна большая Скандинавия. И многие другие местности. НИПы, сюжеты, дизайн, имена, предметы – очень много, по сути, скопировано из мифологий, культур различных стран и народов. Не должны ли тогда Blizzard занести денежку в бюджеты Египта, Швеции, Норвегии за использование их культурных, так сказать, брендов? Эти бренды очень успешны. На примере Shadowlands мы всё хорошо видим. Здесь нет таких ярких бросающихся в глаза заимствований (но вообще есть, просто не слишком бросаются в глаза) известных всем мифологий, поэтому и реакция сообщества была не слишком адекватной – что за «ноунейм»-мирок нам подсунули.
И здесь я бы хотел еще ввести один юридический термин по нашей теме – общественное достояние (совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали). Рассмотрение фольклора различных народов именно через призму общественного достояния может быть ответом на вопрос про занесение денежки в бюджеты разных стран. У фольклора, во-первых, сложно выделить конкретных авторов, во-вторых, фольклор создан много-много веков назад. Эти два фактора дают все основания рассматривать фольклор народов мира именно как общественное достояние, шире – достояние всех землян вообще. Таким образом, я хочу выйти на несколько иной концептуальный уровень рассмотрения вопроса: использование фольклора компанией Blizzard – не есть кража, а скорее, наоборот, лишняя реклама того же Египта, лишнее прославление их культуры. Разве это плохо?
Не забываем о том, что WoW заимствует не только элементы фольклора народов мира, но и более современный художественный контент, который, как раз, уже может иметь и имя, и фамилию, обладать куда более чёткими признаками интеллектуальной собственности. Получается, что воры крадут у такого же вора?
В связи с этим, как тогда быть с теми, кто ворует у Blizzard (игры, которые мы рассмотрели в статье)? Но немножко остановите и поверните свою мысль следующим образом: а почему нельзя рассматривать кражу не только (и не столько) под углом кражи, но и под углом рекламы? Используя контент из WoW в своих играх, в своих парках отдыха создатели расписываются в шедевральности WoW, дополнительно делая игре рекламу и прославляя её. Раз воруют – значит качественное то, что воруется. А плохой рекламы, как известно, не бывает.
Из вышесказанного вытекает нижеследующее: не стоит отношения в сфере интеллектуальной собственности в искусстве рассматривать только через узкую призму воровства, «пиратства». Как минимум нужно держать в уме то, что хорошего не украдут, а плохой рекламы не бывает. В конце концов, если смотреть философски, копировать (а значит – преумножать) разумное, доброе и вечное так ли плохо? Как говорил один герой одного хорошего советского фильма: «Сейчас на вопросы нужно смотреть ширше».
Напоследок хотел бы узнать у вас: а какие игры знаете вы, где представлен контент, прямо украденный у WoW или очень похожий на WoW?