Фил Спенсер полюбился как фанатам Xbox, так и игрокам с других платформ; в основном за свои хорошие решения и харизму, благодаря чему стал героем мемов
На фоне
сделки между Activison Blizzard King и Microsoft, которая завершится до середины 2023 года, в сети не перестают задаваться вопросом: а как эта покупка может повлиять на ABK? Уже известно, что после приобретения ABK станет подчиняться и отчитываться перед Филом Спенсером, нынешним главой Microsoft Gaming. Давайте посмотрим, кто такой Фил Спенсер: каковы его приоритеты и цель в игровой индустрии.
Ранние годы
Фил пришёл работать в Microsoft в возрасте 20 лет, и с 1988 года занимал самые разные должности, в том числе руководил разработкой и поддержкой энциклопедии Encarta, финансового приложения Microsoft Money, а также являлся старшим менеджером приложений Microsoft Works и Microsoft Picture It!
В 2007 году он возглавил студию Microsoft Game Studios в регионе EMEA (Европа, Ближний восток и Африка) в городе Рединг, Англия, и работал с такими популярными студиями как Lionhead (авторы сказочной Fable и симулятора бога Black & White) и Rare (их последний популярный проект – Sea of Thieves). Через год Фил стал главным менеджером Microsoft Studios, а позже и вовсе заслужил должность корпоративного вице-президента в студии. С 2010 года и до сих пор он выступает на выставке Electronic Entertainment Expo (E3) и конференциях игрового подразделения Microsoft.
Восьмое поколение консолей: плохое управление и позиционирование при создании Xbox One
В это время дела у игрового подразделения компании под руководством Марка Уиттена (Marс Whitten, создатель консоли Xbox, сервиса Xbox Live и т.д.) шли не очень. Готовящаяся к выпуску платформа Xbox One позиционировалась и рекламировалась не как игровая консоль, а как подобие домашнего медиа-центра, на чём можно и во что-то поиграть, и параллельно посмотреть любимые ТВ-каналы, и позалипать в браузере/Skype, и так далее. В дополнение к этому, к консоли намертво привязали нелюбимый многими Kinect, который позволял управлять консолью в том числе голосом и жестами, а также обладал технологией распознавания лиц, из-за чего встроенная камера и микрофон на консоли работали в режиме 24/7 пока консоль подключена к источнику питания. Отключить Kinect было невозможно, а без интернет-соединения консолью и вовсе нельзя было пользоваться (так Kinect ещё и забирал 20% ресурсов консоли), что ещё сильнее раздосадовало потенциальных покупателей.
Почему никому не пришла мысль, что позиционировать игровую консоль для игроков как ТВ-тюнер – плохая идея?
В стопку бед Xbox One: купленными играми невозможно было делиться; они намертво привязывались к учётной записи, а диски и цифровые ключи имели жёсткую привязку к региону. На фоне конкурента, консоли PlayStation 4 от Sony, это всё выглядело крайне не привлекательно – Xbox One также уступала по мощности PS4, однако это не помешало консоли Microsoft стоить на $100 дороже конкурента: $499 стоимость Xbox One против $399 стоимости PS4.
Мемы в сторону твоей нелюбимой консоли стали нормой между сообществами консолей разных компаний, однако многие из подобных мемов были созданы самими фанатами Xbox
Падение Xbox Gaming и её воскрешение усилиями Фила Спенсера
После релиза обеих консолей восьмого поколения стало очевидно, так называемая “консольная война” была проиграна Microsoft по всем фронтам, из-за чего компания даже начала раздумывать о том, чтобы закрыть подразделение Xbox. Однако в начале 2014 года произошло крупное событие: Марк Уиттен решил покинуть компанию Microsoft, а её глава Сатья Наделла (Satya Nadella) назначил на освободившуюся должность Фила Спенсера, передав тому под управление Xbox, Xbox Live, Xbox Music, а также команды Xbox Video и Microsoft Studios:
На своей новой должности Фил возглавит Xbox, Xbox Live, Xbox Music, а также команды Xbox Video и Microsoft Studios. Объединение всего нашего программного обеспечения, игр и контента команды Xbox под руководством одного лидера и слиянием с командой OSG поможет нам продолжить показывать впечатляющие результаты в рамках бизнеса Xbox и привнести больше чудес Xbox во все форм-факторы: планшеты, ПК и мобильные устройства.
В отличие от своего предшественника, Фил Спенсер всегда ставил игры на первый план, и видел будущее Xbox именно за ними, о чём высказался в своём
обращении к журналистам и сотрудникам компании:
Как ранее сегодня отметил Сатья, теперь я буду руководить Xbox, Xbox Live и творческими группами, включая Xbox Music, Xbox Video и Microsoft Studios, поскольку мы создаём игры и развлечения следующего поколения. Объединение этих команд укрепит связь между некоторыми из самых инновационных создателей в мире и командами Xbox. Я чрезвычайно сильно горжусь талантливыми сотрудниками Xbox по всему миру и верю, как и они, в силу технологий, позволяющих воплотить игры и развлечения на консолях, ПК, планшетах и мобильных устройствах. Это был запоминающийся год для Xbox, и я с гордостью возглавлю команды в это удивительное время для Microsoft и игровой индустрии.

Под руководством Фила, игровое подразделение Microsoft постепенно начало преображаться: он навязал Microsoft Studios свою новую политику, которая заключалась в отходе от эксклюзивности игр и контента, а также повышения доступности игр на максимальном количестве платформ, в том числе, везде где можно, добавляя возможность кросс-платформенной игры (чаще всего, компании Nintendo и Sony были против такой затеи в своих играх, оставаясь верными политике эксклюзивных игр). Свой первый крупный шаг Фил продемонстрировал через несколько месяцев после своего назначения, попутно жёстко перечеркнув идеи авторов оригинальной консоли восьмого поколения: была анонсирована новая версия консоли Xbox one без обязательного Kinect, стоимостью $399. В то же время Фил начал продвигать свою до сих пор популярную забаву – убеждать руководство покупать студии разработки игр и их франшизы. Первой на очереди стала франшиза Minecraft: Microsoft выкупила студию Mojang у её создателя, Маркуса “Notch” Персона за $2.5 млрд., и даже сейчас, в январе 2022 года, Фил не перестаёт расширять ассортимент студий и компаний под руководством Microsoft Gaming. Со временем Minecraft преобразился, получая множественные обновления, а также развиваясь по разным направлениям, в том числе в виде простенькой ARPG Minecraft Dungeons и сюжетной игры от Telltale Games – Minecraft: Story Mode.

Следом настал черёд обратной совместимости с предыдущими поколениями консолей и подписочной системы Xbox Game Pass (которая нынче сокращена до просто “Game Pass” и имеет более 25 млн. активных подписчиков). Во время перехода с Xbox One на более производительную консоль Xbox One X (которая долгое время значилась под кодовым названием “Project Scorpio”) Фил продвинул множество правильных решений: создание более удобного и интуитивного интерфейса, отказ от обязательной необязательной периферии (пока, Kinect), наделение консоли более мощной начинкой, по сравнению со своим главным конкурентом, более выгодные условия для игроков, возможность кросс-платформенной игры между Windows и Xbox, в том числе и по подписке Game Pass и так далее. Фил начал смотреть на индустрию видеоигр не только как источник заработка миллиардов долларов, но и как возможность объединить игроков по всему миру, предоставив им свой собственный выбор удобного устройства и места для игры.
В январе 2022 года Microsoft объявила о приобретении Activision Blizzard King за $68.7 млрд., а в момент завершения сделки последняя перейдёт под руководство Фила Спенсера. Студии, которые были куплены Microsoft в прошлом, тепло отзываются как о Microsoft, так и о Филе Спенсере относительно творческой свободы. Например, в момент приобретения студии InXile Entertainment в 2018 году, её глава Брайан Фарго дал
интервью изданию Game Industry и прокомментировал, какую пользу это принесло:
Игроки часто волнуются по разным поводам, это нормально, но Microsoft дала нам чётко понять, что они хотят дать нам ресурсы для улучшения качества наших игр, в то же время мы можем сохранить уникальный стиль наших игр, который полюбился фанатам. Мы также долго общались с другими разработчиками, которых купила Microsoft, и их команды очень сильно воодушевлены тем, как сильно им повезло получить, наконец, деньги и время для создания игр. Я знаю руководителей [игрового подразделения] Microsoft Фила Спенсера и Мэтта Бути (Matt Booty), они оба заядлые игроки, которые чутко заботятся о поддержке творчества.
Все студии под руководством Microsoft Gaming. ABK официально присоединится к ним до середины 2023 года
Руководство Microsoft Gaming
Конечно, даже после выполнения всех договорённостей между Microsoft и ABK, Фил Спенсер не будет единоличным главой. Выше него по должности в Microsoft Gaming нет, однако помимо него есть также множество других руководителей, которые будут помогать ему в достижении целей компании. На момент объявления подробностей сделки, их, за исключением Фила, 12 человек. Вспоминая скандал внутри Activision Blizzard, примечательно то, что большая часть руководителей в Microsoft Gaming – женщины, которые работают в ней многие годы. В отличие от Activison Blizzard, где из 10
руководителей 7 составляют мужчины, и лишь 3 женщины, две из которых получили свою должность в жаркий период калифорнийского
иска против ABK, в котором упоминаются случаи сексуальных домогательств и дискриминации внутри Activision Blizzard.
В любом случае, большая часть этих руководителей обеих компаний находится на периферии внимания игроков, а любым представлением проектов занимается лично Фил Спенсер и руководители этих проектов. Скорее всего, после заключения сделки, ведущим совместных выставок Microsoft и ActiBlizz будет Фил Спенсер, так как он этим успешно занимается уже более 11 лет.
Заключение
Минимум до 2023 года мы, скорее всего, не увидим каких-либо глобальных подвижек в Activision Blizzard по инициативе Microsoft Gaming. Это может произойти по решению руководства ABK, но не благодаря прямым усилиям Фила Спенсера. Возможно что-то
попадёт в Game Pass до момента завершения сделки, но пока что никаких очевидных намёков на скорый перенос игр ActiBlizz нет. Но по истории Фила Спенсера видно, как он продвигает игры и поощряет творчество как во внутренних студиях Microsoft Gaming, так и внешних. Его решения смогли поднять Xbox Gaming из состояния “В утиль” в состояние “Активно развивающееся направление в индустрии”, а это вселяет надежду в светлое будущее и в Activision Blizzard King, которую последние годы преследуют неудачи и плохие решения руководства в отношении игроков.