Иногда World of Warcraft порождает элементы и термины, которые затем со скоростью лесного пожара распространяются по онлайн-мирам. Например, Blizzard сделали слово "трансмогрификация" вполне обычным для практически всех онлайновых ролевых игр, хотя в The Lord of the Rings Online нечто подобное, пусть и под другим названием, появилось тремя годами ранее. Создав битвы питомцев, которые изначально вызывали только сатиричные шутки и улыбки, разработчики откусили заметную часть от торта под названием Pokemon. И так далее.

Когда для Warlords of Draenor был представлен командирский стол приказов, многие игроки надеялись на аналогичный исход: Blizzard возьмут концепцию объемной и запутанной мобильной игры, сотворят свою магию и сделают из нее отличную функцию, которая всем понравится и которой все станут активно и часто пользоваться. А почему бы и нет? Ведь идея-то интересная: за вас будут играть другие, когда вы не можете играть сами. Ни одна минута не пропадет зря – пока вы заняты делами в реальном мире, ваши верные соратники будут собирать для вас ценные (и не очень) ресурсы.
В итоге получилась надежная, хотя и не самая удачная и почитаемая игроками система, которая объединила в себе подобие механики битв питомцев с более-менее ценными наградами. Концепция имела несколько проблемных мест, например, награды оказались слишком ценными, поэтому некоторые игроки предпочитали сосредоточиться на миссиях для соратников ради получения валюты и предметов, а не на обычном игровом процессе за своего персонажа, и поэтому с каждым новым дополнением разработчики делали ее все менее ценной и прибыльной.
Давайте вспомним, как стол приказов развивался на протяжении многих лет, и подумаем, есть ли смысл в его существовании в современном в WoW в прежнем виде. Не будь в Shadowlands миссий соратников, потеряла бы игра от этого хоть что-нибудь?
Warlords of DraenorКогда игроки прошли через Темный Портал и ступили на альтернативный Дренор, Blizzard по-своему исполнила давнюю заветную мечту игроков – дала им собственное жилище в открытом мире – гарнизон, – а к нему еще и личную армию. Миссии местного стола приказов были просты по дизайну, но хороши в исполнении: соратники обладают определенными навыками, которые с той или иной успешностью противостоят разнообразным угрозам противника. После выбора миссии и сбора отряда для нее игрок видит точные шансы на успешное завершение и всю добычу, которая его ждет в случае успеха.
Соратники могли стать сильнее, повышая свой уровень и средний уровень экипировки. Постепенно умелый командир мог собрать справляющийся с практически всеми угрозами отряд, а при желании мог нанять еще больше соратников для своей коллекции, ведь всего в Warlords of Draenor их было около 300, например обратившись к гарнизонной таверне.
Более того, соратники игрока не были эфемерными именами в обширном списке, а представляли из себя настоящих НИПов, которые бродили по гарнизону или выдвигались на миссии, а в некоторых случаях могли даже сопровождать самого персонажа в время его приключений в открытом мире как телохранители.
Что до наград, она была весьма щедра: в свое время столы приказов приносили игрокам так много золота и ресурсов, что основная валюта игры начала быстро обесцениваться, поэтому, чтобы остановить инфляцию, в следующем дополнении разработчикам пришлось сильно сократить доходы. Тем не менее, даже сегодня игроки все еще могут получать дренорского стола приказов предметы, валюту, игрушки и средства передвижения, а также новых соратников. В таком виде система выглядит вполне интересной.
Когда позднее по мере развития событий дополнения в гарнизоне отстроили порт, игроки заметили более серьезную связь этого типа контента с бесплатными мобильными играми. В отличие от соратников-НИПов, корабли можно полностью уничтожить, в морские миссии в целом длятся в три раза дольше, чем сухопутные, а проваленную задачу после потери судна можно ожидать буквально неделями – все стало сложнее и менее приятным.
Несмотря на проблемные моменты, сама идея стола приказов имела большой успех, привлекая как обычных игроков, так и тех, у кого очень мало времени на игру. Даже имея в своем распоряжении всего 30 минут, некоторые успевали зайти в WoW, отправить соратников на задания, собрать урожай и осмотреть гарнизон, медленно, но верно, делая персонажа сильнее, чтобы он был готов к более серьезным делам, когда у игрока для этого наконец появится время. При желании, можно было вообще не заходить в нее, отправляя персонажей через приложение.
LegionLegion считается одним из лучших, если не самым лучшим дополнением для World of Warcraft. Это в том числе касается и стола приказов, который получил множество улучшений на основе сделанных ошибок и отзывов игроков после Warlords of Draenor. Однако многие были удивлены тем, что от списка из почти 300 соратников мы перешли всего к 8 героям. Конечно, теперь вместо сотен малоизвестных персонажей игроки получили в свое распоряжение несколько довольно известных героев (и злодеев) из истории Азерота, но в этом плане разнообразие заметно уменьшилось. Сократилось и присутствие соратников в открытом мире, ведь в отличие от дренорской версии они уже не бродили по оплоту как по гарнизону стройными рядами, а просто стояли на месте в виде обычного НИПа как украшение... или растение в горшке. Тем не менее одного из них по-прежнему было можно вывести с собой на помощь в открытый мир.
Соратники все так же приносили немало золота за выполнение миссий, а хорошо обученные и как следует снаряженные отряды представляли из себя буквально лицензию на печать финансов, хотя разработчики и собирались избежать подобной ситуации. Помимо золота игроки получали разнообразнейшую валюту дополнения, игрушки, питомцев и предметы для трансмогрификации – в общем стол приказов давал что-нибудь каждому желающему.
Одна из основных проблем заключалась в том, что некоторые миссии были обязательными для прохождения в рамках кампании дополнения и длились по нескольку суток, не всегда оканчиваясь успехом. В итоге получалось, что игрокам не только приходилось довольно долго дожидаться их выполнения, но они еще и пропускали некоторые сюжетные моменты, ведь ими занимались соратники, а не они сами, а командиру приходилось довольствоваться двумя строками текста. И в Battle for Azeroth эта проблема достигла своего пика.
Battle for AzerothВ Battle for Azeroth происходило огромное количество событий. И нет, это не основные военные кампании на Кул-Тирасе и Зандалае, не история Сильваны, не сюжеты с Азшарой, Гневионом и Древними Богами, а события в старых локациях, где на более масштабном уровне
развернулась ожесточенная война фракций – города и локации переходили из рук одного владельца в руки другой, свершались военные вторжения и диверсии. Однако многие их могли упустить, ведь обо всем этом рассказывалось лишь в текстах миссий на столе приказов. По сути, мы были героями второго эшелона, шастающими по пустыням и болотам, пока на материках бушевала масштабная война.
Число соратников продолжило сокращаться: вместо 8 основных героев игроки стали довольствоваться лишь 5. Стол приказов в целом сохранил свою суть, как было в предыдущем дополнении, однако стал менее прибыльным и у игроков осталось гораздо меньше поводов им заниматься, поскольку труды редко окупали себя. Вся система стала приносить много меньше удовольствия. Взятый курс был продолжен в Shadowlands, но разработчики учли негативные отзывы игроков насчет изобилия сюжета.
ShadowlandsЗдесь мы можем ответить на вопрос, который поставили ранее: потеряют ли игроки что-то существенное, если из Shadowlands вдруг пропадет стол приказов? В большинстве случаев ответ будет – нет. Миссии больше не раскрывают каких-либо серьезных сюжетов, награды не особо интересны (если только вы не коллекционер питомцев и средств передвижения), а затраты слишком высоки, ведь расходуют драгоценную аниму, которой в начале дополнения было очень мало.
Добавим к этому тот факт, что новый образ игрового процесса на основе auto-battler не вдохнул особой жизни и не оправдал надежд, поскольку игрокам быстро наскучило минутами смотреть на трясущиеся портреты своих героев и все стали сразу пользоваться функцией быстрого завершения боя. Сама по себе идея была очень интересной задумкой, превратившей миссии в этакие мини-подземелья для соратников, прохождение которых игроки могли наблюдать в деталях, но реализация подкачала.
Вместе с переработкой исчезли и точные шансы на успешное завершение миссии, поэтому игрокам приходилось пользоваться сторонними аддонами для грубого определения шансов на победу. Сверх того, в начале дополнения некоторые ковенанты были гораздо сильнее, чем другие, что не добавило игрокам энтузиазма.
Так что без стола приказов в нынешнем виде вполне можно обойтись: он не продвигает сюжет, не предлагает интересные награды и увлекательного игрового процесса.
Что можно сделать лучшеСама по себе задумка стола приказов – идея отличная, все дело в ее воплощении. У разработчиков есть все необходимое – в том числе предыдущий опыт и впечатления игроков – что позволит воплотить эту идею в жизнь должным образом. В конце концов, использование уже существующих концепций и их улучшение до отличного уровня – одна из сильных сторон компании. Чтобы у стола приказов было будущее, он должен соответствовать нескольким критериям:
- Он должен предлагать интересные глубокие системы, но в то же время быть простым для новичков и обычных игроков. Это означает, что в равной степени он должен как позволить зайти в игру на 5 минут и разослать соратников на поручения, так и поставить сложные боевые головоломки, которые можно решить лишь приложив усилия и время, если пожелается. Это можно реализовать, например, с помощью ввода миссий разного уровня сложности по аналогии с рейдами: кто хочет – выполняет обычные, а кому пожелается – в героические или эпохальные.
- Он должен быть живым и вписываться в мир. Пусть соратники будут не списком имен и анимированными портретами, а настоящими персонажами, которых можно увидеть в открытом мире или взять с собой на приключения, как это было воплощено в гарнизоне на Дреноре.
- Соратников должно быть много и они должны быть разными. Одного десятка героев, пожалуй, маловато, ведь они быстро надоедают и становятся однообразными. Если персонажей будет много, все они станут добываться разными способами и иметь уникальные черты, подходящие под определенные случаи, станет гораздо интереснее и веселее собирать и управлять ими.
- Стол приказов должен приносить интересные награды, мотивируя игроков заниматься ими, но не слишком сильно влияющие на мощь персонажа и продвижение по сюжету, чтобы не интересующиеся им люди могли без потерь от него полностью отказаться.
Все это разработчики могут запросто воплотить при основательном подходе. Будет интересно узнать, какое будущее ждет стол приказов в следующем дополнении, если разработчики не решат отказаться от него полностью, добавив еще один элемент в обширный список "заимствованной силы".