Чего нам ожидать от 9.1.5? Мы все, конечно, знаем, чего именно: недостатка новых видов активностей, избытка косметических изменений (в том числе возможностей внутриигровой парикмахерской), исключения некоторых отсылок и пасхалок... Но самое главное — в Торгасте наконец-то появится возможность получать опыт, а значит, добавится новый источник повышения уровня персонажа. Это отличное изменение, хоть мы и ждали его слишком долго: очевидно, что Извилистые коридоры Торгаста были вдохновлены в первую очередь именно этой опцией. Но теперь я не уверен, что её будет достаточно, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Самое упоминание Торгаста стало настолько неприятным для некоторых игроков, что частенько используется как ругательство.

Как мы докатились до такой жизни? Почему одна из основных особенностей дополнения Shadowlands, такая новая и волнующая, та, которую многие не могли дождаться, оказалась в немилости у игроков? Пожалуй, ещё рано заказывать Торгасту за упокой, учитывая, что само дополнение некоторое время побудет вместе с нами (примерно так же, как мышь, сдохшая где-то за плинтусом), но я чувствую потребность хотя бы проанализировать, что именно пошло не так, и почему Торгаст не получил никакого признания у игроков.
Обязательное не бывает любимымОдна из самых заметных проблем с Торгастом заключается в обязательности его прохождения. Если вы хотите получить легендарные предметы, вы обязаны проходить Торгаст неделю за неделей. Нет, не потому что вы хотите самый лучший предмет именно для этой специализации — любой предмет. Этот вид активности не из тех, которые вы можете проигнорировать, что само по себе является частью куда большей проблемы World of Warcraft: ничто не опционально, всё обязательно.
Конечно, идея обязательности в некоторой степени понятна. Если вы — какой-нибудь условный дизайнер из Blizzard, и вы два года трудились над выходом нового дополнения, вы по-настоящему хотите, чтобы люди познакомились с результатами вашего нелёгкого труда. Кроме того, сообщество всегда жалуется на недостаток контента. Вынуждая игроков заниматься всеми доступными активностями в игре, можно убить сразу двух зайцев: и показать свой кропотливый многолетний труд, и занять игроков сотней разных дел, чтобы избежать жалоб. Ну или что-то вроде того.
Проблема появляется почти сразу же: не каждый наслаждается прохождением Торгаста. Точно так же, как не каждый любит режим PvP, рейды, подземелья или что угодно ещё. Сделав прохождение Торгаста единственным способом получить что-то уникальное, разработчики буквально силой заставили игроков, не испытывающих тёплых чувств к этому виду активности, заниматься им. Такой шаг, к тому же, означает, что у любого игрока должна быть возможность завершить прохождение, и баланс должен быть построен вокруг завершения, и всё внимание разработчиков должно быть отдано ему, а не другим опциям Торгаста, которые игроки могли бы выбирать или пропускать по собственному желанию.
Наиболее действенный способ заставить кого-то что-то ненавидеть — сделать это что-то обязательным. Даже игроки, в других случаях склонные трактовать свои сомнения в пользу Торгаста, или те, кто с восторгом ждал его открытия, отказались от своих первоначальных симпатий, когда оказались в обстоятельствах принуждения и в рамках строгого расписания. В результате Торгаст превратился в нудную еженедельную рутину, возглавившую список всей прочей еженедельной рутины, и а такой список никогда не облегчал отношения Blizzard с сообществом. Особенно с той его частью, которой этот вид активности изначально не нравился.
Баланс имеет значениеТоргаст был создан как развлечение, и мы изнально знали, что он предложит нашим персонажам потрясающие силы анимы, делающие игровой баланс совершенно бессмысленной категорией. Тем не менее (и пусть это прозвучит безумием), я считаю, что даже таким видам активности, как Торгаст, критически необходим баланс. И во многом — потому что в основной части игры он оставляет желать лучшего.
Blizzard уже давно доказали нам, что они
очень плохо умеют балансировать классы и способности. Специализации, которые обеспечивают в игре наибольший урон, никак не уравновешены отсутствием полезных неатакующих заклинаний — наоборот, чаще всего лучший выбор для дополнения представленно одновременно лучшими атакующими и вспомогательными заклинаниями без всяких штрафов. На первый взгляд, Торгаст должен был оказаться прекрасным приключением, где каждый сможет насладиться игрой за своего персонажа несмотря на позицию в общеигровом балансе.
Увы. Сложно не согласиться с тем, что порой в Торгасте бывает очень весело, но всё это веселье, в конце концов, базируется на классе и специализации персонажа. Если у конкретного класса недостаточно инструментов для комфортной игры, то даже там, где баланс, казалось бы, отсутствует, ничто не способно заполнить эту дыру: до сих пор существуют классы, которым легче или сложнее проходить Торгаст.
Кроме того, прохождение даёт вам возможность попробовать все эти забавные силы анимы, к которым вы обычно не имеете доступ вне Торгаста. Я видел многих людей, поклонников Торгаста, которые утверждали, что один из неплохих способов поощрить игроков проходить её — дать им возможность пользоваться некоторыми из бонусов вне башни, пусть и только в Тёмных Землях вне помещений.
Так или иначе, вы
можете неплохо провести время в Торгасте, если вам удалось собрать хорошую коллекцию сил анимы во время прохождения. А если не удалось? Тогда ваша недостаточно сильная специализация снова окажется самым нелюбимым ребёнком. Опять, даже там, где она должна была ощущаться намного сильнее.
Поэтому Торгаст совсем не та игровая зона, где баланс не имеет никакого значения. Напротив, он подсвечивает все недостатки существующей системы. В условиях, когда никто не может избежать этого вида активности, игроки имеют возможность более пристально разглядеть все ошибки и слабости их специализации. Ко всему прочему, часто можно увидеть советы по прохождению Торгаста какой-то отдельной специализацией из доступных классу, и это ещё больше усугубляет ситуацию.
Дойстойная награда привлекаетНесмотря на вышупомянутые проблемы, Торгаст мог бы быть вполне терпимым досугом и для тех, кто считает его неприятной необходимостью, и для тех, кому он нравится, и даже для тех, кому он
мог бы понравиться, если бы Blizzard добавили в него несколько новых опций. Одно из основных препятствий на пути к этому — недостаток наград за прохождение.
В Торгасте невозможно получить снаряжение, и долгое время невозможно было получить опыт (выход патча 9.1.5 устранит хотя бы эту неприятность); рассчитывать на что-то большее, чем несколько косметических наград, не приходится даже тогда, когда вы проходите режим повышенной сложности. Единственное, что на некоторое время может стать поощрением ваших успехов — это
"Осоколок силы Смерти". Но что, если случилось небывалое — вам нравится Торгаст и вы хотите посещать его чаще? Никто вас не остановит, но никаких наград вы больше не получите.
Из-за этого Торгаст стал похож на скучное домашнее задание или уборку дома. Как только вы прошли его в начале одной недели, то можете считать себя совершенно свободным до следующей. Он не поделится с вами новыми косметическими наградами или значимой валютой. Вы не сможете снова вернуться в него, собрать приятный набор сил анимы и ограбить брокера-торговца в надежде получить что-то больше, чем парочку сил анимы. Ничего. И это, вообще-то, полностью противоречит самой идее жанра roguelike, где каждое новое прохождение обещает быть всё более и более впечатляющим.
Другими словами, если Blizzard устранит существующие проблемы, связанные с внутриигровым балансом классов, и создаст новые способы получения легендарных предметов, Торгаст по-прежнему не будет пользоваться большой популярностью среди игроков: однажды зачищенный, он так и останется городской заброшкой для любителей. Нельзя предполагать, что его необычный режим будет снова и снова привлекать игроков.
ЗаключениеАнализ проблем, существующих у активностей вроде Торгаста, может быть поучительным упражнением. Нет, не для самих разработчиков. В Blizzard либо уже существуют люди, которые занимаются подобным анализом, либо никакие уроки не усвоены, и тогда храни нас всех Один.
Я хочу сказать, это поучительное упражнение для сообщества. Почему? Потому что мы планируем увидеть, как Blizzard будет вносить изменения в саму концепцию Торгаста, а для этого мы как минимум должны понимать, что с ним было не так с самого начала. Итак, вопрос в следующем: что не так с Торгастом?
Не знаю, как вы, а я не уверен, что разработчики услышат этот вопрос, не говоря уже о наших ответах...