Asmongold написал объёмный
пост с довольно жёсткой критикой в адрес Blizzard. И если раньше всплески недовольства касалось каких-то конкретных вещей, будь-то фарм известности после смены ковенанта или лимит на энергию проводника, то Asmongold решил взглянуть на ситуацию шире и подверг критике сам подход Blizzard к созданию и балансировке контента.

По его словам, разработчики намеренно выпускают игру "сырой" и доводят до ума только через несколько обновлений, хотя то, что они вводят в обновлениях х.2 или х.3 пользователи предлагали сделать ещё в ходе альфа- и бета-тестирования. Тем самым, они побуждают игроков подольше продлевать подписку, в ожидании того момента, когда в игру можно будет играть без раздражения от различных неполадок и несовершенства механик.
В последнее время, особенно на волне анонса Burning Crusade Classic и новостей с тестирования обновления 9.1 на PTR, в сети довольно много негатива. Сегодня я хочу поговорить об этом, а именно разобраться, что является причиной и к чему всё движется.
Ещё начиная с ванилы среди сообщества всегда были "глашатаи апокалипсиса": "Burning Crusade убьёт игру", "WotLK превратил игру в изи-мод для казуалов". Думаю, вы понимаете о чём я, все мы время от времени видим подобные заявления.
Сами по себе отзывы не новы, и вряд ли что-то изменится в этом отношении; однако, тональность подобного негатива существенно изменилась. Прежний праведный гнев за которым следовало сочинение на 5 страниц ушёл и уступил место покорным, пораженческим твитам. Гнев всё ещё есть, однако, надежда, неизбежно соседствовавшая с ним сменилась ощущением неизбежности. Когда выход Warlords of Draenor обернулся настоящей катастрофой, разочарование было обусловлено местом, откуда был нанесён удар. Как Blizzard могли так с нами поступить? Почему всё так получилось?
Теперь, когда системы вроде Пепла душ оберегают и лелеют, несмотря на громкое осуждение со стороны сообщества, это больше не ощущается как предательство. Потому что предательство возможно только там, где есть доверие, а оно было подорвано уже много лет назад.
Теперь, когда системы вроде энергии проводника по прежнему присутствует в игре, я вижу в этом отчаянную попытку извлечь максимум показателей для метрик из угасающей фанбазы.
Теперь, когда я вижу всплывающее сообщение о том, что до выхода Burning Crusade остаётся меньше месяца, а культовая фраза Иллидана: "Вы не готовы!" тем временем эксплуатируется, чтобы продать косметику по запредельным ценам, я вижу, что из игры выкачивают всю оставшуюся в ней душевность и ламповость для того, чтобы улучшить квартальные отчёты.
Это пренебрежение к игрокам и их воспоминаниям выглядит настолько вопиющим, что даже самые преданные защитники Blizzard вынуждены говорить в нейтральных тонах, вместо того, чтобы указывать на позитивные моменты. Потому что этих позитивных моментов просто нет. Они даже гордятся тем, что ими пользуются, как будто возможность позволить себе покупку микро-транзакций на 70$ – это достижение, а не помощь в набивании карманов тем, кто даже не знает, кто такой Иллидан.
Раньше World of Warcraft был игрой, которая заставляла игроков искренне желать тратить в ней время, теперь же – это просто игра, которая тратит ваше время.
Каждая система, призванная растягивать контент (ротация торговцев, продающих Поражённые Порчей предметы; налог на отправку Пепла душ в 9.1, энергия проводника и т.д.) делает нечто намного более коварное, чем просто злит людей. Она указывает на человека, скрывающегося за машиной. Опыт и впечатления, которые вы получаете, время, которое вы проводите в игре – больше не результат испытаний и невзгод в Азероте; теперь это результат тщательных подсчётов менеджеров и бухгалтеров. Желания погрузиться в игру и забыться в ней больше нет; всё что осталось – это неладно скроенный Ящик Скиннера, который даже не потрудились должным образом замаскировать.
Недавно Bellulargaming привёл отличную аналогию описывающую подход Blizzard к проектированию игровых систем. Это как есть салат, в который смачно плюнули.
Blizzard, пожалуйста, перестаньте плевать в салат.
Можно, конечно, постараться есть всё вокруг плевка, прикрыв его капустным листом, или же даже представить, что это особый сливочный соус; но в конце концов, все понимают – в салат от души наплевали.
Говоря простым языком – перестаньте создавать системы с очевидными изъянами. Перестаньте ждать до обновления х.2 или х.3, чтобы внести исправления, облегчающие жизнь, о которых вам говорили начиная с АЛЬФА-теста. Просто в голове не укладывается, что нас кормят заранее непроработанными системами только для того, чтобы заманить нас обратно тогда, когда мы, наконец, сможем наслаждаться игрой в полной мере.
Я уже устал от этого. Я согласился мириться с этим в Legion, с его подходом к легендарным предметам; уже с меньшей готовностью я мирился с подобным в Battle for Azeroth; но сейчас, в Shadowlands, я, наравне со многими другими людьми, жду изменений не с энтузиазмом и благосклонностью, а скорее с настроением: "Ну наконец-то, чёрт возьми!"
Люди достаточно умны, чтобы увидеть за всем этим закономерность, и я думаю, что закономерность действительно есть.
Есть два возможных объяснения. Первое: разработчики попросту некомпетентны. Они действительно не имеют представления о том, как игроки будут взаимодействовать с придуманными ими системами, и им на самом деле нужно 6 месяцев, чтобы прийти к тем же заключениям, к которым пришли игроки во время альфа-теста. Второе: всё это они делают с умыслом, они специально оттягивают ввод улучшений/послаблений и прочих очевидных вещей, с тем чтобы подольше задержать нас в игре и набрать нужную статистику по активным игрокам и при этом не создавать какого-то нового контента, а просто дольше доводить до ума уже существующий.
По правде говоря, я не думаю, что ответом является какой-то конкретный из этих сценариев; мне кажется, что это их сочетание.
Разработчикам не хватает покорности, чтобы дать игрокам то, что они хотят; а когда они решаются на изменения, то им не хватает проницательности, чтобы дать игрокам то, что им действительно нужно.
Разработчики выявляют проблемы, с которыми игроки на самом деле не особо сталкиваются, а затем вводят ненавистные игрокам решения.
Во времена Battle for Azeroth, когда я говорил об игровых системах в частности и состоянии игры в целом, я пытался был сдержанным и тактичным; но теперь я так устал от всего этого. Забавно, что хоть этот пост о проблемах в самом общем виде, но я мог бы написать такую же стену текста про каждую конкретную игровую систему, о её недостатках и о том, почему от неё стоит отказаться. Как много нам нужно перекрашенных гормов? Нам действительно нужны такие достижения, для получения которых нужно 20 раз сделать одно и то же локальное задание? Почему уникальные предметы падают с редких монстров только конкретным классам, тогда как очевидно, что и прочие классы хотели бы выбить себе этот предмет для трансмогрификации? Почему?
А вот почему. Вместо того, чтобы вносить новшества в игру, Blizzard погрязли в тонкой настройке специфичных для каждого дополнения систем. Могу представить, как сложно всё это сбалансировать, и я искренне не завидую разработчикам WoW. Однако, не я придумал сделать так, чтобы баланс оброс столькими излишними сложностями, что переплюнул машину Голдберга.
Каждое дополнение Blizzard пытаются по новому изобрести колесо; и изобретают. Вот только вместо колеса у них получается ховерборд. И в течение всего дополнения мы гадаем: как же он будет летать? На каком топливе он будет работать? Будет ли на этом ховерборде предусмотрен ремень безопасности? Мы тратим время на то, чтобы создать идеальный ховерборд для каждого дополнения, и к окончанию дополнения работа сделана только наполовину. Потом мы его выбрасываем и начинаем работать над новым ховербордом. Тогда как всё это время игроки просят лишь об улучшенном колесе.
Микроменеджмент всех этих систем является ценой отсутствия глобальных новшеств. Legion – это последний раз, когда в игру было добавлено что-то ПО НАСТОЯЩЕМУ инновационное. Сейчас же, все существующие системы являются в той или иной степени вариациями запчастей, на которые разобрали Legion. В определённой степени система ковенантов является инновационной. Но нам нужны НОВЫЕ идеи. Вместо этого мы тасуем колоду из 8 систем, и каждое дополнение выбираем 5 из них.
Торгаст является отличным примером. На данный момент в нём реализовано около 5% от его истинного потенциала. Обновление 9.1 доведёт эту цифру до 15%. Проснитесь, чёрт возьми, и начните, наконец, рисковать! Взгляните на удивительный дизайн боссов Башни Магов и сравните его с тем жалким подобием, которое мы получим в обновлении 9.1. Что, чёрт возьми, произошло?
Практически каждый аспект игры страдает от отсутствия развития, за исключением рейдов. На мой взгляд, рейды – единственное, в чём Blizzard не стеснялись экспериментировать и раз за разом улучшать. Каждый раз я просто в восторге от новых рейдов и подземелий, но WoW не должен быть сосредоточен лишь на них.
Причина по которой я всё это пишу посреди ночи не в том, что я хейтер и пессимист; наоборот, я обожаю эту игру! Именно по этому мне не плевать на то, что в ней происходит, именно поэтому я хочу, чтобы игра стала лучше. WoW был огромной частью моей жизни на протяжении последних 15 лет и будь я проклят, если сдамся без боя. Я ХОЧУ играть в него ещё 15 лет, даже сейчас я захожу в игру каждый день и занимаюсь тем немногим, что мне нравится.
Именно поэтому я не отменяю подписку. Всё просто, потому что игра по прежнему приносит мне положительные эмоции. Да, присутствуют и негативные эмоции, но положительных больше. Я знаю, что игра может быть намного, намного лучше – вот причина по которой я злюсь. Все мы это знаем. Потому что в Legion мы в полной мере ощутили потенциал, которым обладает WoW. А теперь представьте, что такой же уровень инноваций нас ждал бы и в Battle for Azeroth и в Shadowlands. Из такого дома я бы никогда не сбежал, напротив, я бы гордился, что в нём живу!
Обращение к разработчикам Blizzard: прекратите держать нас за идиотов и прекратите заниматься ерундой, и начните делать ИГРУ, а мы знаем, что вы можете. Прекратите плевать в салат. Дайте нам что-то, чего мы будем искренне желать. Неважно как система "должна" работать; важно какие эмоции она дарит игрокам. Прекратите выпускать нерабочие системы, а затем доводить их до ума, называя это новым контентом.
Обращение к игрокам: перестаньте принимать халтуру. Вы выше этого, ровно как и разработчики. Нет ничего хорошего в том, что вы растрачиваете своё время. Перестаньте выискивать хорошее, вы не обязаны этим заниматься. Изначально не должно быть никаких тёмных пятен.
Пост получился очень большим, многие эти мысли я вынашивал в течение долгого времени, начиная со старта тестирования 9.1 на PTR и анонса Burning Crusade. И я очень благодарен всем тем, кто смог дочитать до этих строк. Спасибо вам.
Это послание вызвало самые разные реакции у сообщества, кто-то полностью поддерживает написанное, кто-то наоборот, категорически не согласен, а кто-то как Towelliee
высказался совсем с неожиданной стороны:
Неплохо выкрутился в конце. Так или иначе, ты продолжишь играть, как и все мы. И тем самым, мы продолжим помогать им набивать карманы деньгами, т.к. наша аудитория продолжает играть благодаря нам и таким как мы. Я думаю, что мы (стримеры) тоже являемся частью проблемы.
Кто-то как
Emega The West Wind недоумевает:
Спрашиваю на полном серьёзе: кто вообще упирается в кап энергии проводника и действительно не может переключиться на нужный ему проводник?
Я ни разу даже близко не подходил к капу. Почему это постоянно преподносится как какая-то реальная проблема?
Известный стример
Ted Bacinschi согласился с общим посылом, но сделал акцент на одной важной на его взгляд детали:
Я согласен с большинством сказанного, но думается, что ты упускаешь один важный фактор, влияющий на разработку – недостаток сотрудников/ресурсов.
Мне кажется, что это довольно очевидно.
Я неоднократно ловил себя на мысли, что они и правда хотели бы вложить больше усилий в такие вещи как Торгаст, но у них просто нет возможностей, т.к. они вынуждены распыляться на что-то другое.
Шутки насчёт "маленькой инди-компании" начались довольно давно, однако, я не думаю, что стоит недооценивать влияние, которые оказывается на разработку Activision.
Jay The Bard согласился и поделился своим опытом:
Хорошо подмечено: игра должна сделать так, чтобы игрок захотел тратить в ней своё время. Многие мои друзья ушли в Final Fantasy XIV и им там вполне нравится. И по правде говоря, я даже завидую тому, насколько им там весело и насколько глубоко они могут погрузиться в гринд, не сталкиваясь с гейтированием контента.
Leyst с сожалением признал его правоту:
Грустно признавать это, но согласен почти со всем написанным. Хоть я и не согласен с заявлением, что разработчики некомпетентны, но разделяю позицию, что больше так продолжаться не может. Не стоит навешивать какие-то ярлыки на разработчиков: в последние годы было принято много очень странных решений.
Kastor в отличие от многих согласных указал на несостоятельность позиции:
Именно поэтому я не отменяю подписку. Всё просто, потому что игра по прежнему приносит мне положительные эмоции.
Именно поэтому твой крик души останется без ответа и без последствий. Они прекрасно знают, что есть такая прослойка игроков, которая не бросит играть ни при каких условиях, и поэтому они будут продолжать давить на это чувство. Так что, у них нет особых причин прислушиваться.
Кто-то, как
Jana зацепился за фрагмент о рейдах:
Пожалуйста, хватит восхвалять рейды. Да, они не так плохи, как прочие игровые аспекты, но это не значит, что мы должны хвалить Blizzard за то, что они делают необходимый минимум. Замок Нафрия на том же уровне или даже хуже, чем все рейды Battle for Azeroth.
К тому же, ты не рейдер, так что перестань говорить от их имени.
Shakkes справедливо заметил, что предлагаемое решение, мягко говоря, нелогично:
Меня забавляют призывы отменять подписку. Позвольте спросить: на какой срок её нужно отменять? Ведь, если большое количество игроков отменит подписку и не будет возобновлять её в течение долго срока, то игра просто закроется. Да и как быть тем, кто недоволен, но не в такой степени, чтобы отменять подписку?
Кто-то даже сравнил пост Asmongold'а c сообщением Джеффа Каплана в адрес разработчиков Planes of Power в далёком 2002 году. В нём он в довольно агрессивной и грубой манере призывает разработчиков разобраться с неполадками.
Некоторые даже в шутку
спросили:
Так, стойте, значит Asmongold станет гейм-дизайнером убийцы WoW?
Ранее, Asmongold выложил видео, в котором рассуждал о похожих вещах, которые в посте сформулированы более лаконично: