Для онлайновой игры с несколькими сторонами нет ничего хуже, чем дисбаланс в численности игроков. Для фракции с меньшим количеством представителей это зачастую означает увеличение времени ожидания в очереди, что отрицательно сказывается на игровом процессе и впечатлениях от игры, а также сложности в PvP. За последние несколько лет в World of Warcraft на практику были приняты некоторые технологии, позволяющие избежать подобных проблем. Так например, существует межсерверный поиск группы, объединенные игровые миры, связанные локации, фрагментирование, отдельный режим войны, режим наемника, как возможность представителям одной фракции сражаться со своими же соратниками в PvP.

Сейчас обычный игрок не так сильно ощущает последствия дисбаланса фракций, если находится на таком сервере, как это было в давние времена. Тем не менее, с точки зрения статистики о хорошем балансе, конечно, говорить нельзя. Впереди гордо реет красное знамя Орды, особенно если взглянуть на успехи в прохождении подземелий и рейдов. Эта фракция возглавляет рейтинги уже много лет, и хотя разработчики хорошо знают об этой особенности и даже несколько раз пытались на нее повлиять, особого успеха добиться им не удалось.
Во время
сессии вопросов и ответов на BlizzConline 2021 игроки вновь поинтересовались у авторов игры, что те думают о дисбалансе фракций и трудятся ли над его решением. Директор игры Ион Хаззикостас дал ясный ответ: проблема существует, но сами разработчики не могут ее решить, поэтому она возложена на плечи самого сообщества, ведь с точки зрения чистого баланса между Альянсом и Ордой больше нет серьезных различий.
Нет смысла менять фракцию, если все устраиваетИзначальная проблема дисбаланса фракций была вызвана в том числе слишком мощными расовыми бонусами представителей Орды. На протяжении нескольких дополнений разработчики вводили всевозможные коррективы, и сейчас ни одно из расовых умений не имеет явно выраженного преимущества. А в Замке Нафрия Shadowlands даже наоборот Альянс немного вырвался вперед Орды благодаря умению дворфов и дворфов Черного Железа противостоять эффектам кровотечения.
Поскольку с точки зрения расовых бонусов и подобных умений в игре присутствует некоторый баланс, у игроков нет повода менять свою фракцию, потому что им хорошо и их все устраивает при игре за текущую. Они привыкли к своей фракции, здесь находится знакомое сообщество и друзья. К тому же, что касается Орды, персонажам этой фракции доступен более широкий выбор из пользователей, ведь за нее само по себе играет заметно больше людей. Разработчики не могут повлиять на эту ситуацию кроме как сделав Альянс более привлекательным, а это уже внесет дисбаланс и снова склонит чашу весов в одну сторону. Следовательно, изменить что-то может лишь само сообщество.
Бесплатная смена фракцийНемного поразмыслив над словами разработчиков, игроки вспомнили простой и действенный на свой взгляд вариант, считая, что разработчики из-за некоторых финансовых соображений его просто не рассматривают. Сообщество предлагает открыть бесплатную смену фракций, позволив персонажам Орды переходить за Альянс. Конечно, это может подтолкнуть некоторых людей, которые не желают тратить большие средства на перенос отрядов своих персонажей, начать сражаться под другими знаменами, но на самом деле вряд ли повлияет на корень проблемы.
Межфракционная играЧто касается дисбаланса фракций, во время сессии вопросов и ответов на BlizzConline 2021 был задан еще один вопрос: а появится ли в будущем возможность посещать подземелья и рейды совместной группой из персонажей Альянса и Орды. Нечто подобное есть в других MMORPG с разделением по фракциям, на создатели WoW фанатами такой идеи не являются. По их словам, Альянс и Орда служат основными столпами мира Warcraft, ведь именно с конфликта фракций, битвы людей и орков, все началось.
Ввод межфракционной игры всерьез подорвал бы основы World of Warcraft, и поэтому прямо сейчас разработчиками не рассматривается. Однако, как добавил Ион Хаззикостас, конечно, никогда не стоит говорить "Никогда", и в будущем что-то может измениться. Часть сообщества согласна с этой идеей, но другая считает, что система фракций уже давно устарела и лишь вставляет палки в колеса дальнейшему прогрессу игры. В сюжете WoW было уже немало предпосылок к совместной игре Альянса и Орды, так почему бы наконец не сделать эту мечту явью, поскольку она повлияет и на сам игровой процесс.
Цифры говорят за себяВозвращаясь к самой проблеме, можно вспомнить о данных, которые были опубликованы в дни Battle for Azeroth, что подтверждают серьезность ситуации.
На первом графике показано, сколько прогрессивных гильдий перешло с Альянса на Орду (или наоборот) со времен Warlords of Draenor и до начала Battle for Azeroth в период актуальности того или иного рейда. Если раньше идеального баланса не было, то в Ульдире проблема явила себя во всей красе: во время этого рейда лишь одна гильдия перешла в Альянс, зато целых 26 последовали в Орду, чтобы Сильвана Ветрокрылая повела их на войну.

Разработчики попытались взять эту проблему под контроль, и именно так появился зал славы фракций вместе с соответствующим достижением и неплохим званием. Этот великий подвиг достается в награду первым 100 гильдиям Альянса и Орды вне зависимости от сервера и региона, которые победят последнего босса самого актуального рейда на эпохальном уровне сложности. По задумке сильные гильдии Орды, которые уже не входят в топ-100, но еще вписываются в топ-200, должны были задуматься о переходе в Альянс, чтобы иметь больше шансов на получение престижной награды. Но идея не сработала.
Как можно увидеть на следующих графиках, почти 80% всех европейских гильдий, которым удалось победить эпохального Г'ууна, состояли в Орде. В среднем в этом рейде каждую неделю лишь 15% гильдий Альянса побеждали финального босса на самом высоком уровне сложности, а остальные 85% побед совершали гильдии Орды.