Игра, как и жизнь реальная, не мыслится без одежды. В игре слово «одежда» не слишком популярно, его заменяет слово «экипировка», т.к. игра имеет военный уклон, а в военной терминологии одежда как раз является экипировкой. А где одежда, там и стиль, и вкус. И пусть даже она для кровопролития.

Поэтому многие игроки имеют желание выглядеть эффектно, для чего собирают удачные на их взгляд примеры эффектной экипировки. До дополнения Катаклизм приходилось держать слоты в банке и сумках под красивую экипировку. К тому же, надетую экипировку нельзя было превратить визуально в желаемую экипировку, приходилось менять доспехи. В дополнении Катаклизм разработчики пошли навстречу игрокам и ввели известную нам трансмогрификацию (в первом значении - деятельность, позволяющая подбирать игроку желаемый внешний вид его экипировки, используя внешний вид другой экипировки; во втором значении - сами наборы экипировки, которые применяются для замещения внешнего вида других предметов). До настоящего момента трансмогрификация продолжает развиваться и становится всё более удобной.
Создавая предметы экипировки, разработчики берут во внимание большое количество параметров, которые будут влиять на внешний вид экипировки: существа, локации, расы, классы, типы магии (тьма, свет, природа и т.д.) и др. Всё это формирует стиль той или иной экипировки, еще встречается слово «тема», синонимичное по значению стилю.
В этой статье я хочу проанализировать суть трансмогрификации. Я не буду выкладывать здесь множество скриншотов и фотографий трансмогрификации. Они настолько многочисленны, что мы просто утонем. Мне важно проследить суть этого игрового явления и его практические приложения. А наборы вы всегда можете посмотреть на сайте Wowhead (
Наборы трансмогрификации)
Но начнём, естественно, с базового, с рассмотрения самих предметов и наборов. Всю экипировку и трансмогрификацию условно можно разделить на два больших типа: гармоничный тип и негармоничный тип.
Гармоничный типИсходя из названия, становится понятно, что экипировка должна чему-то соответствовать, находиться в гармонии с чем-то. И здесь гармоничный тип можно дополнительно разделить на две группы: соответствие самого набора экипировки определяющему параметру – классу, расе, локации и т.д.; соответствие отдельных элементов набора экипировки друг другу.
1. Соответствие набора определяющему параметруСамая распространенная группа и самый простой способ трансмогрификации. Игрок выбирает какой-либо исходный определяющий параметр: класс, специализацию, расу, вид деятельности и т.д., и старается подобрать под этот параметр соответствующую экипировку, чтобы внешний вид экипировки гармонировал с нормой (образом) выбранного параметра.
Например, выбираем специализацию лед класса маг. Какая здесь должна быть трансмогрификация, чтобы она гармонировала с выбранным параметром? Синих, ледяных расцветок, инкрустированная осколками льда, замороженными предметами или существами, замороженным воздухом. Именно с этим мы ассоциируем ледяную тематику.
Пример такой трансмогрификации набор
Frostfire Regalia – готовый сет, созданный разработчиками. Здесь, конечно, встречается слово fire (огонь), но внешний вид к огню не имеет никакого отношения, скорее в значении обжигающий лёд.
Что важно отметить для первой группы. Я неслучайно написал, что взять какой-то параметр и подобрать под него эффектную трансмогрификацию – это самый простой способ. Дело в том, что разработчики, создавая экипировку, обычно пользуются именно этим способом: по разным параметрам/темам/стилям создают готовые (законченные) наборы. Поэтому игроку уже не обязательно самому создавать набор, достаточно просто пойти в какой-либо рейд (чаще всего именно в рейдах такие готовые наборы) и выбить постепенно весь набор.
2. Соответствие отдельных элементов набора друг другу Слово "набор" подразумевает то, что будут и элементы набора. А элементы, как известно, создают (или не создают) целостную, конечную картину. Здесь как раз речь идет не о готовых сетах, в которых разработчики задали соответствие элементов друг другу. Здесь уже сам игрок также как и для первой группы: выбирает определенный параметр, под который он будет делать набор, но в данном случае элементы этого набора не будут взяты из какого-то одного готового сета, а будут формироваться из разных сетов и/или несетовых предеметов. То есть, тут игрок выступает в роли разработчика, он должен
сам так подобрать предметы набора, чтобы они не только выбранному параметру соответствовали, но и соответствовали друг другу – тематически, цветом и т.д. Некая двойная гармония получается.
На примере оружия в правой руке и левой рукиПервый случай: в правой руке оружие с визуальным эффектом мясницкого топорика, в левой руке – предмет с визуальными эффектом отрубленной головы/куска мяса. Есть как минимум тематические соответствие между предметами. Мы можем даже назвать вероятный определяющий параметр – образ мясника. Плюс скорее всего будет и цветовое соответствие: красноватый от крови топор, красный кусок мяса или красная капающая кровь с головы.
Второй случай: в правой руке оружие с визуальным эффектом мясницкого топорика, в левой руке – предмет с визуальным эффектом лампы с зелёным свечением. Здесь нет соответствия, гармонии между этими двумя элементами. Лампа и топор мясника: крайне сложно увязать это в единое целое, если вообще возможно.
Естественно, создавать двойную гармонию (с темой/стилем и между элементами набора) гораздо сложнее, чем взять готовый сет. Но, одно большое НО. Этот вариант позволяет создавать и новые параметры, темы трансмогрификации. Все мы прекрасно видим, какие темы обычно обслуживают разработчики – классово-специализационные – встречаются каждом рейде, расовые (в последнее время стали создаваться расовые традиционные наборы), облик противника: если наги, то бентосный набор и прочие ракушки, плавники на экипировке; если существа с огненных просторов, то пламя и магма, цвет настроения – яркий красный, оранжевый, желтый.
Но вы видели от разработчиков наборы садовника, мясника, рыболова, алхимика, вампира и т.д.? То-то же, в явном виде – нет. Чаще всего просто существуют НИПы и существа, глядя на одеяния которых, мы сами начинаем создавать наборы в таком стиле, подбирая наиболее подходящие для такого стиля предметы.

Набор
Фермера. Здесь каждый элемент экипировки сочетается друг с другом и с исходной темой. Лопата и цветок - лопатой копаем ямку, в которую сажаем цветок. Набор не является заранее созданным сетом.
Негармоничный типДовольно хитрый тип. С одной стороны, можно сказать, что создатель такого набора не имеет чувства стиля. С другой стороны, а может, наоборот, мы – наблюдатели, ничего не понимаем? Этот тип сродни всем известному современному искусству: какая-нибудь каля-маля, выставляемая в качестве картины, или писсуар в качестве произведения искусства. Если гармоничный тип легко определяется, легко читается и узнается каждым, то здесь нужно внимательно и долго разглядывать, задумываться – а что же хочет сказать автор этого набора трансмогрификации? Или прямо спрашивать автора о смысле этой трансмогрификации. По сути, гармоничный тип - классика, негармоничный - неклассика.
Здесь элементы набора могут совершенно не сочетаться друг с другом и с внешним параметром: таурен-воин с двуручным топором, трансмогрифицированным в посох мага; топор мясника и лампа, разные цвета предметов, противоречие с классом/спеком – паладин в ядовитых одеждах. Максимум несочетаемости и экстравагантности. Либо какая-то скрытая гармония, непонятная ни на первый, ни на второй, ни на третий взгляд.
Смыслы трансмогрификации1. Для себяБанально, ее первое назначение. В первую очередь человек хочет выглядеть красиво для самого себя, это естественно. Чтобы было глазу приятно смотреть на персонажа, т.к. от первого лица никто не играет.
2. Пласт контентаКак я уже говорил в начале статьи, трансмогрификация появилась в Катаклизме, но развивается по сей день: добавляются наборы, достижения, звания, события («Наденьте это немедленно»). Таким образом, трансмогрификация сегодня – целый пласт контента раздела Коллекции. И на постижение этого контента может уйти очень много временных, да и даже денежных ресурсов. Если вы стенаетесь на форумах и вопрошаете: чем заняться в игре? Может стоит устремить взоры в сторону трансмогрификации?
3. ЗаработокВнезапно, но на этом иногда можно заработать, причем суммы от нескольких тысяч до 10 и даже 50 тысяч. Правда, очерчу сразу условия, при которых вы будете ближе всего к возможности заработка:
1) Вы скорее всего должны играть на заселенных серверах – Свежеватель Душ, Гордунни, Ревущий Фьорд
2) Чем больше твинков разных классов и типов брони – тем лучше
А выглядит этот заработок следующими образом: почаще глядите в канал Поиск Спутников. Там не только мелькают сообщения «поможем с тем-то и тем-то» или «а как там Украина поживает?», но могут появиться и такие: «Сегодня в 17:00 по мск нужны маги и только маги. Заработайте N тысяч золота», «В Изумрудный Кошмар нужны латники, кому выпадает такая-то вещь, получает такое-то количество золота».
Вы связываетесь с автором подобного сообщения, и выясняется, что автор собирает людей в какой-либо рейд/подземелье за каким-либо предметом (предметами). И если вам падает нужный заказчику предмет, вы обмениваете предмет на золото. Бывает, что вам золото дадут и за то, что вы просто прошли рейд с заказчиком! Лично участвовал в подобных рейдах, кидал до сих пор не встретил.
4. Ярмарка тщеславияА) «Наденьте это немедленно»Фестиваль моды от разработчиков, проходит всего-то два раза в год. Вы встаете в ЛФГ и вас телепортирует в Террасу Магистров. Ведущий предлагает тему трансмогрификации, которой участники должны соответствовать. Каждый участник пару-тройку раз телепортируется на подиум, где за него остальные участники голосуют или не голосуют.
Но это всё теория. По факту всё довольно уныло. Никто чаще всего тему не соблюдает, ведь это никак не влияет на голоса. Голосуют абы как, участники могут вставать группой лиц, которая будет голосовать за своего кандидата. Однако награду в виде валюты получают и проигравшие, но в меньшем количестве. Что касается валюты – она обменивается на наборы трансмогрификации, которые представляют собой уже существующие наборы, но в другой расцветке. Надо добавить, что довольно невзрачные наборы.
Приговор: Довольно унылое, как мне кажется, событие, к тому же редкое, но всё же нужное тем, кто серьезно занимается трансмогрификацией, т.к. наборы получать всё равно надо в копилку, а наборы каждый раз добавляются. Надеюсь, что разработчики когда-нибудь разовьют это событие. Не забываем, что событие начнется скоро – 31 августа.
Б) Конкурс трансмогрификацииФестиваль моды от игроков. А раз от игроков, то здесь всё зависит от воли конкретного организатора. Перечислю мне известных организаторов, так как сам принимал участие в их конкурсах: стримеры Raythis, WarriorVigi, Enfigor. Если вы знаете еще организаторов, которые регулярно (не один раз провели в 2015 году) проводят конкурсы трансмогрификации, можете написать о них в комментариях.
Как это выглядит?
1. Объявление
Организатор объявляет дату, время, место (обычно рейд) проведения конкурса.
2. Сбор
Организатор создает рейд в Заранее Собранных Группах (Другое), куда могут добавляться все желающие. Так как конкурс обычно проводится в рейдовом подземелье (чтобы зеваки не мешали, не закрывали всех мамонтами), то количество мест ограничено – 39 участников. И значит не ниже 60 уровня.
3. Смотрины
Тут несколько вариантов: 1) участники встают в ряд или круг, организатор начинает каждого рассматривать; 2) участники делятся на группы, организатор вызывает к себе по очереди каждую группу и начинает каждого в этой группе рассматривать.
4. Отбор
Здесь тоже несколько вариантов:
1) Организатор сам выбирает победителя или победителей из всех участников сразу. Если из групп, то из каждой группы выбирается победитель группы, а потом из победителей групп выбираются полуфиналисты, а из полуфиналистов – победитель.
2) Выбор победителей из всех участников сразу (или сначала промежуточных победителей, а потом конечных) осуществляют зрители путем голосования.
Отмечу один интересный момент, связанный как раз с типами трансмогрификации (см. начало статьи о гармоничных и негармоничных типах наборов). Чаще всего организаторы не одобряют, когда участники конкурса являют на суд моды наборы, представляющие собой полный сет, созданный разработчиками. Такие сеты хоть и гармоничны, красивы, выразительны, но они не требуют от участника никакой изобретательности, творческого подхода, эти сеты просто нужно выбить или купить за какую-либо валюту. Здесь не происходит создания набора. И как раз второй тип наборов (негармоничный) может выстрелить в подобных конкурсах.
5. Награда
Деньги и слава. Чаще всего наградой является круглая сумма денег – обычно, равная цене жетона. Что касается славы, то она действительно тут есть и она заслуженная. Попробуйте обойти 38 конкурентов! Не стоит забывать и о том, что это всё транслируется для сотен зрителей. Как говорится, почувствуйте разницу с конкурсом от разработчиков…
Приговор:Отмечу сначала объективные и, безусловно, положительные моменты.
Частота – если «Наденьте это немедленно» проходит два раза в год, то конкурсы от игроков проходят гораздо чаще.
Награда – жетон от игрока-организатора и валюта за "Наденьте это немедленно", за которую можно купить невзрачный набор, не идут ни в какое сравнение.
Атмосфера – стрим, схватка с огромным количеством конкурентов – это всё яркие ощущения и эмоции, это адреналин (победишь или проиграешь, особенно, если ты выиграл промежуточные этапы), сравнимый с каким-нибудь мифик-рейдингом или рейтинговым пвп.
Голосование – когда выбирает сам организатор, есть вероятность того, что всё куплено (!!!111), хотя в интересах организатора быть объективным, ибо репутация для того же стримера - не пустой звук. Когда голосуют зрители, то здесь шанс на коррупцию еще более прозрачен. Это связано с тем, что на стримах можно задать условие: один аккаунт – один голос + ограничение голосования парой минут. Вряд ли кто-то создаст за 2 минуты кучу фейк-аккаунтов для накрутки. Максимум: участник может привести на стрим группу поддержки из реальных людей. Но это уже не накрутка, а некая трудовая деятельность самого участника, его развитые социальные навыки. Это сложно назвать каким-то абузом.
Познание – очень важный эффект этих конкурсов в том, что глядя на наборы других участников, глядя на то, за кого голосуют, за кого голосует организатор, вы можете сделать много выводов. Например, что вы не уникальный и не супер-звезда, хотя вы себя таким считали, считали, что ваш набор – верх модных трендов, а оказалось, что это так банально и распространённо. Соответственно, вы можете увидеть новые интересные сочетания и находки и использовать их в своем дизайнерском деле. Вы можете начать анализировать вкусовые предпочтения организатора и аудитории, возможно даже подстраиваться, чтобы в следующий раз иметь больше шансов на победу.
Теперь субъективное. В чужой монастырь, как известно, со своим уставом не лезут, а о вкусах не спорят. Но тем не менее. Так как я участвую в конкурсах трансмогрификации, то немного улавливаю вкусы аудитории. Аудитория (как зрители, так и участники), естественно, не представляет собой каких-то известных и не очень дизайнеров, модельеров, искусствоведов и прочих глубоко разбирающихся в мире моды личностей. А представляет собой молодежь, простых работяг, ребят и девчат.
И вот я с регулярностью замечаю среди участников таких участников, которые выставляют на конкурс не столько трансмогрификацию, сколько модель персонажа…
ПримерОрк-воин: крутой воинский шлем, топор, мощные сапоги и перчатки, штаны и пояс – и всё сочетается, всё в цвет, всё подходит и воину, и орку, нет вопросов. Но я забыл пару предметов, да? Наплечники и нагрудник. А их и нету… Они или сняты, или скрыты (с недавних пор разработчики разрешили скрывать предметы экипировки). И что же мы видим вместо них? Правильно – накачанные мышцы, пресс, кубики: +100000 к брутальности, сексуальности, маскулинности. А теперь эту же "трансмогрификацию" к модели нежити примените…

Отличный кандидат для конкурса бодибилдеров. Минимум предметов экипировки и максимум брутальности.
Я не случайно про аудиторию упомянул: за такого орка-воина молодежь и работяги проголосуют, т.к. это образ чёткого пацана, МУЖ
ЫКА, это идеал масс, к которому массы стремятся или уже его достигли – качалка в моде. Дамы проголосуют, т.к. это тоже для них идеал мужчины и сексуальности мужчины. То есть, это чисто игра на стереотипных эмоциях аудитории. Правда эти эмоции с костюмом не связаны.
То же самое и для участников с женскими моделями. Скрывается нагрудник и плащ, чтобы аудитория видела аппетитную грудь и попку. Шансы на победу увеличиваются по тем же причинам: максимум сексуальности, женственности.
Всё бы хорошо. Я не против красивого здорового тела, я только за тренажерные залы и женскую красоту. Но, но, но, но. У нас же конкурс трансмогрификации (а не конкурс бодибилдинга) – участники соревнуются в том, чей костюм/набор краше и оригинальнее. А в случае с оголенными мышцами, попками, грудями конкурс трансмогрификации превращается уже в конкурс бодибилдинга и расовых моделей… И здесь орки, маг’хары, люди, а также женские модели почти всех рас вне конкуренции.
Поэтому пожелание к организаторам всё же обязывать участников не скрывать экипировку, особенно наплечники и нагрудник, а создавать достойные наборы. Иначе изначальная повестка конкурса начинает не соответствовать содержанию.
ПостскриптумЦель данного текста – показать и проанализировать многообразие смыслов трансмогрификации и её различных приложений. Трансмогрификация – это не просто подойти к эфириалу и заменить один облик на другой. Это лишь первый шаг к большому миру моды и социальных взаимодействий.