Каждая игра должна заботиться о своих лудонарративных возможностях – то есть том, как игровой процесс, использующийся для раскрытия сюжета, противопоставляется сюжету, раскрывающемуся более традиционными способами. В World of Warcraft, как огромной MMORPG, для раскрытия сюжета используется и сам игровой процесс, и неигровые моменты вроде текстов заданий и роликов. Мне кажется, у Battle for Azeroth с этим есть свои проблемы.

Одна из них заключается в том, что чистые способы раскрытия сюжета становятся все сильнее и сильнее, исполняются все лучше, становятся все более мощными и четкими. От дополнения к дополнению растет качество озвучания, и в Battle for Azeroth оно наилучшее за всю историю. Недавний
ролик с Бейном и Джайной вышел страсть каким хорошим, особенно если сравнивать его со старыми аналогичными игровыми моментами. И хотя будет честным сказать, что даже первые ролики на игровом движке WoW, а именно сцена событий у Врат Гнева, были очень хорошими, сейчас их исполнение стало гораздо лучше, а используемая в них музыка стала запоминаться надолго. То, как сильно они улучшились относительно и без того замечательных роликов вроде виденных нами в Mists of Pandaria, Warlords of Draenor (некоторые из них даже довели меня до слез) или Legion, немного пугает.
В Battle for Azeroth сюжет игры отлично раскрывается в повествовательном режиме. Но почему же это проблема?
Играть менее интересно, чем смотреть роликиА потому, что игровой процесс отстает от него. Геймплейные элементы Battle for Azeroth не так хороши, как в Legion. С точки зрения геймплея азеритовая броня и Сердце Азерот не превосходят артефакты и легендарные предметы – обе эти системы имели свои недостатки, но то, что пришло им на смену, хуже и с точки зрения чистого игрового процесса, и с точки зрения раскрытия сюжета. Стол приказов раскрывает немало интересных сюжетных моментов, но эти миссии кажутся столь оторванными от происходящего, что при скучном геймплее распутывать сюжетные хитросплетения очень сложно. Свой потенциал имеют и локальные задания, и иногда прямо по ходу игры им удается неплохо его реализовывать, но их повторяющаяся природа просто портит все попытки показать нам новые сюжетные моменты. Хотя военные кампании проделали впечатляющую работу, чтобы рассказать о сюжете, они кажутся очень ограниченными в сравнении с масштабными кампаниями классовых оплотов из Legion – в Battle for Azeroth попросту отсутствует значительная часть сюжетного разнообразия предыдущих дополнений.
Таким образом мы имеем дополнение, которое принесло одни из самых лучших, самых эпических и самых эмоциональных, по-настоящему впечатляющих моментов за всю историю World of Warcraft. Чего только стоит "Старый солдат" или момент, когда Джайна появляется на корабле своего отца во время Осады Лордерона – лишь в них одних столько любви, страданий, удивления, волнения, сколько не имел весь Cataclysm, а работа столь выдающихся актеров озвучания как Лоры Бейли и Пэтти Мэттсон просто потрясает. И это я еще не упомянул новых персонажей вроде Флинна Фэйрвинда, Принцессы Таланджи или Бвонсамди, которые фантастически прописаны и озвучены. Этого очень много в нынешнем дополнении, в нем так много отличного сюжета, что сам игровой процесс, кажется, просто не дотягивает до него по уровню – это меня удивляет.
Когда сюжет сам по себе столь хорош, что не хочется играть в игру, – это, как мне кажется, и есть определение
лудонарративного диссонанса.
Заборы и калитки сюжетаЛично мне кажется, что часть проблемы кроется в том, что WoW в своих способах раскрытия сюжета эволюционировал гораздо быстрее и сильнее, чем в своем игровом процессе. Но отчасти проблема заключается и в том, что выбор элементов игрового процесса для Battle for Azeroth кажется осознанным шагом назад, или же разработчикам просто не удалось найти способы сделать игру достаточно интересной, чтобы она дополняла сюжет.
Будет ли честным сказать, что все геймплейные элементы Battle for Azeroth плохи? Нет, не совсем. Они просто не столь хороши, как сюжетные – замечательные короткометражные ролики "Лики войны", кинематографические ролики вроде "Старого солдата", различные внутриигровые ролики и сцены с персонажем, игра актеров, музыка – все это сделало столь большой шаг вперед, что кажется, будто сам игровой процесс за ними не поспевает.
На мой взгляд, самым удачным моментом совместной работы игрового процесса и сюжета был процесс развития персонажа со 110 до 120 уровня, а затем сюжетные цепочки заданий на максимальном уровне, в которых мы узнали о сделке Растахана с Бвонсамди и следили восхождением Джайны на должность Лорда-Адмирала. Несмотря на то, что с точки зрения раскрытия сюжета игра является образчиком для всех других ММО, только выполняя задания, я был этим сюжетом доволен.
Почему же Battle for Azeroth, дополнение, в которой Андуин Ринн является верховным королем Альянса, не принесло для него ни одной игровой истории, сравнимой с цепочкой заданий Legion, в которой мы сопровождали его к месту смерти отца? В этом моменте удалось достигнуть идеальной лудонарративной гармонии, когда и сам игровой процесс, и ролик вместе создали нечто невообразимое. Почему в Battle for Azeroth больше нет таких моментов?
Игровой процесс должен дополнять, а не отвлекатьФронты, как и островные экспедиции, – интересные занятия, но в свете свои природы им не удается раскрывать историю. Экспедиции – небольшие забеги на самые разнообразные фантастические локации, в которых очень редко (и это было сделано специально) можно получить любопытный предмет, который делится с нами новыми крупицами истории. Фронты же слишком цикличны, они просто не могут открыть нам новые истории, потому что никто не может окончательно победить, у этих сражений нет конца. Необходимость в постоянной реиграбельности и повторяемости игрового контента лишает ее возможности поставить точку и прийти к какому-то финалу.
Рейды стали лучше. Хотя мне кажется, что для игроков Альянса Ульдир может показаться невесть откуда взявшимся, для игроков Орды он очень хорошо вплетен в сюжет. В Битве за Дазар'алор, кажется, были предприняты шаги вывести побольше сюжета на передний план и сконцентрировать внимание обеих фракций вокруг него, так что я с некоторым оптимизмом ожидаю, что в Горниле Штормов будет сделано то же самое. С выходом обновления 8.2 у нас еще есть шанс увидеть, что игра станет больше использовать элементы игрового процесса для раскрытия сюжета.
Конечно же, только что вышло обновление 8.1.5 и появились новые цепочки задания, принесшие новые порции сюжета, поэтому мы можем нагнать упущенное благодаря игровому процессу, который, в дополнение иным способам, раскроет новые детали сюжета. Battle for Azeroth находится в странном положении, настолько странном, что кажется, будто оно очень далеко от завершения и совсем непонятно, каким же будет финал. Об этом нужно помнить. Но все равно остается правдой то, что ранние ошибки вроде азеритовой брони, упустили возможность вывести игровой процесс на уровень с другими способами раскрытия сюжета, и этого дополнению очень не хватает.