Всем привет!
В разделе в данный момент отсутствует гайд по прот спеку, в связи с чем хотелось бы дать ответы на вопросы, которые могут возникнуть у новичков, в одной теме. Всё нижеописанное является моим опытом/мнением и на абсолютную истину не претендует. Но надеюсь, получится сделать понятными основные принципы.
Пара слов по поводу того, почему названия абилок часто пишут по-английски. Во-первых, до вотлка вов не был русскоязычным, и большинство превыкло к старым названиям. Но это не единственная причина. ВоВ сообщество интернационально, а в наше время основным международным языком является аглийский (родной для этой игры), на котором и мы читаем зарубежные форумы. На нём гораздо проще печатать и говорить названия абилок и всего остального. Поэтому я буду пользоваться в основном английскими названиями, но с линками на русский вовхед.
Оглавление: Словарь.
Часть I. Билды и символы.
Часть II. Как одевать танка.
Часть III. О ротации и способностях.
Часть IV. Интерфейс.
Словарь. - для тех, у кого первый перс:аггро (от aggressive) — «агрессия» моба, определяющая, кого он бьёт. Аггро почти всегда на том, кто сгенерировал больше всех угрозы, и этим кем-то должен быть танк.
трит (threat) — уровень вашей угрозы для цели, зависящий от величины нанесённого вами по ней урона или исцеления кого-либо. У танков есть способности/ таланты, повышающие генерацию трита, а у всех остальных — понижающие.
тпс (threat per second) — уровень вашей угрозы в секунду.
дамаг (damage) — урон
дпс (damage per second) – наносимый вами урона в секунду.
стат — характеристика
кап (от capture) — такое значение стата, которое требуется достичь, а накапливать стат сверх этого значения не имеет смысла. Различают: 1) софткап — достаточное значение стата при определённых условиях; и 2) хардкап — после него стат становится совершенно бесполезен.
абилка (ability) - способность
кд (cooldown) — время восстановления способности
гкд (global cooldown) — время, равное 1,5 секунды, в течение которого после использования одной способности нельзя использовать все остальные (хотя есть исключения, они буду указаны ниже)
хп (hit point) — выносливость/стамина
рага (rage) — ярость
хит (hit) — меткость
экспертиза/экспа (expertise) — мастерство
додж (dodge) – уклонение
парри (parry) — парирование
мисс (miss) — промах
дефенс/деф (defense) - защита
армор (armor) — броня
ап (attack power) – сила атаки
стенс (stance) - стойка
- способности воина, актуальные для танк спека:шилдслэм/ шс (Shield Slam) —
Мощный удар щитомревенж (Revenge) –
Реванш девастейт/ дева (Devastate)
Сокрушениесандер армор/ сандер (Sunder Armor) –
Раскол брони тандерклап/ клап (Thunder Сlap) —
Удар громашоквейв/ волна (Shockwave) —
Ударная волнашилдбаш (Shield Bash) –
Удар щитомспелрефлект/ рефлект (Spell Reflection) -
Отражение заклинаниятаунт (Taunt) —
Провокациямокин блоу (Mocking Blow) –
Дразнящий удармасс таунт (Challenging Shout) —
Вызывающий крикчардж (Charge) –
Рывокинтерсепт (Intercept) —
Перехватинтервен (Intervene) —
Вмешательствогероик (Heroic Strike) —
Удар герояклив (Cleave) —
Рассекающий ударбросок (Heroic Throw) –
Героический бросокшатеринг фроу/ шаттер (Shattering Throw) —
Сокрушительный бросокренд (Rend) —
Кровопусканиешилд вол/ шв (Shield Wall) —
Глухая обороналаст стэнд/ лс (Last Stand) —
Ни шагу назадшилд блок/ шб (Shield Block)—
Блок щитомберсерк рейдж (Berserker Rage) —
Ярость берсеркаблад рейдж (Blood Rage) —
Кровавая яростьрекла (Recklessness) —
Безрассудство хилка (Enrage Regeneration) –
Безудержное Восстановление реталейшн (Retaliation) —
Возмездиебатлшаут (Battle Shout) —
Боевой криккомандшаут (Commanding Shout) —
Коммандирский крикдемошаут (Demoralizing Shout) —
Деморализующий крикфир (любой «страх», а конкретно у варов Intimidating Shout) —
Устрашающий крикдизарм (Disarm) —
Разоружение Часть I. Билды и символы. Билд - это самое простое, что можно поправить, получив 80й уровень. Какой взять билд на первых порах? В героиках основная масса потраченного времени - это паки. Поэтому на пререйдовом этапе, я считаю, хорошо себя покажет такой
билд под аое.
Этот билд подразумевает наличие
символа на
клив, который спамится на паках (подробнее о ротации в III части).
Специализация на щитах хороша тем, что с ней уклон, парри и блок меньше припятствуют генерации ярости - для 5ппл инстов это отличный талант. В рейдах же количество дамага по танку само по себе обеспечивает полной столб ярости.
Стандартный билд для масимального тпс по одной цели. Тут два очка из
критов можно опять же переложить в
щиты, если чувствуете проблемы с яростью. Есть ещё вариация: перекинуть 3 очка в
щиты из
направленной ярости, но мне такой вариант меньше нравится. Воин за гкд часто использует сразу 2 абилки (одна из которых
героик или
клив), поэтому и экономия ярости существеннее. Моё мнение - лучше сохранять имеющиеся ресурсы, чем рассчитывать на дополнительные.
Какой из билдов выбрать для 5ппл инстов? Лично я бы взял первый. Критерий выбора простой: хочется хорошего аое на паках - первый вариант, сильные проблемы с удержанием босов - второй.
Дип ваунды делают 5-8% вашего урона, (возможно больше), но 5/5 в
критах и улучшенный
клив с глифом при аое делают своё дело. Проблемы с агро вначале могут быть скорее из-за плохого умения играть классом и того обстоятельства, что вы одевались в утгарде нормал, а рандомные ддшники в цлк хм. Помочь может взятие капов хита и экспертизы/аналогичная еда, в крайнем случае
дд фласка.
Рейдовый билд. Кроме
стандартного билда можно пробовать
его вариацию со взятым
символом шилд вола.
Чтобы максимально дебафать боса, а рейду нужны дополнительные 500 хп, рл может попросить вас спекнуться в
такой билд (меньше тпс).
Тут сразу хочу добавить пару слов о
демошауте. Многие новички недооценивают значение этой способности и улучшающего её таланта, сравнивая количество снижаемого АП (силы атаки) со своим. Но у мобов (и босов) АП намного меньше и почти у всех его количество одинаковое, зато множитель урона у босов различается, но всегда намного больше нашего. По этой причине снижение ап мобов за счёт
демошаута и его аналогов сильно уменьшает их урон.
Может понадобится ПВПшный талант
пирсинг хоул для кайта мобов,
охрана, если в конкретном бою вы будите спасать МТ
интервейном. Но чтобы брать эти таланты, вы должны уже хорошо знать класс, понимать последствия потери и приобретения любого таланта/глифа, энкаутер должен быть сложным, а гильдия хардкорной.
Сравнив приведённые примеры билдов, можно заметить таланты, которые взяты всегда. Их лучше не игнорировать.
Большие символы: -
Символ блокирования - хороший выбор. На 99% постоянный баф увеличивает урон нашей основной агрящей абилки -
шилд слэма. Чуть-чуть бафает урон от
ранящего щита — таланта, дающего дополнительный тпс, особенно на паках.
-
Символы героик страйка/ реванша сохраняют определённое количество ярости при таком-то использовании
героика. Для большего тпс на босах может быть полезно, но имхо максимум, где сейчас можно использовать - в 5ппл инстах.
-
Символы девастейта/ сандера - помогают быстрее настакать эффект
сандер армора.
Первый это делает на одной цели и очень хорош для рейдов: увеличивает дополнительный трит от
девастейта с 5% ап + 315 до 10% ап + 630 (что отнюдь неплохо) и позволяет быстро настакать сандеры, давая возможность милишникам и хантерам сразу вливать дамаг на полную).
Второй - для двух и более целей (неплохой глиф для паков в обычных данжах/под определённые задачи берётся для рейдов — когда надо танчить, скажем, 2х адов и поддерживать на обоих расколы).
-
Символы грохочущей поступи/ шоквейва - небольшие бонусы при аое для 5ппл инстов, но не обязательные.
-
Символы шилд вола/ ласт стэнда - рейдовые глифы, назначение которых - бафнуть выживаемость.
Символ шилдвола рекоммедуется использовать вместе с 2 очками в
дисциплинах. Если вы жертвуете третью урона, поглащаемого
шилд волом, то это надо компенсировать максимальным уменьшением его кд. А взятие одного лишь
таланта вообще не имеет смысла. Либо вы используете
шилд вол один раз за бой (или 2 раза в особенно длинных боях) на чётко определённом этапе - при самом сильном увеличении входящего урона. Либо у вас серьёзные проблемы с выживаемостью, и вы, желая перестраховаться, часто юзаете защитные кулдауны.
Глиф на ласт стэнд берётся только в крайних случаях, когда нужно бросить все усилия на алтарь выживаемости. В Ульдуаре его брали на хардмоды, сейчас же он почти не актуален.
-
Символы таунта/ бдительности - также рейдовые. По поводу
глифа на таунт: отличная вещь, если меткости недокап и особенно тогда, когда срезистенный таунт может стать большой проблемой для рейда и, возможно, причиной вайпа — на хардмодах (Гормока, Синдрагозы, Лич кинга, ну и вообще). Резистится таунт из-за недокапа меткости. С
символом бдительности всё понятно — баф тпс. Но
глиф на девастейт наверное будит всё-таки лучшим выбором, поскольку он не только увеличивает трит от
девастейта, но и полезен рейду.
Малые символы для героиков я бы взял такие (выбора почти нет): на
тандер клап, на
комманд шаут и на
батл шаут.
В рейдовом билде
символ батл шаута заменить на
символ чарджа.
Часть II. Как одевать танка. Итак, приоритеты статов экипировки:
стамина > дополнительная броня > уклон > парри > защита > экспертиза/хит > шанс/величина блокирования.
А теперь с пояснениями (для тех, кому интересно). Самое главное для выживаемости танка - это
эффективное хп, что в первую очередь -
стамина (так было, так есть и так будит), а затем -
броня.
Стамина - единственный стат, который защищает нас не только от физических, но и от магичиских атак, коих у босов имеется в достатке.
Броня поглащает некоторый процент входящего физического урон. На броню действует
диминишинг - уменьшение ценности стата при большем его накоплении. Но говоря о броне, надо помнить, что на практике ценность дополнительной брони остаётся постоянной.
Пример: вы наводите курсор на количество брони вашего перса, сравнивая, насколько уменьшит получаемый урон тринька с армором. Разница будит, скажем 2% (цифра с потолка), и это процент от полного урона, нанесённого босом, не будь у вас брони. Но вы-то получаете, к примеру, только 33% дамага - с учётом вашей текущей брони. А это значит, что реально тринкет снизит физический урон дополнительно на ~6,7 процента, а не на два. Поэтому значение брони не стоит недооценивать.
Далее,
авойданс и блок.
Авойданс (промах, уклон и парри) - это избежание 100% урона. Почему уклон лучше парри? Потому что у них разные диминишинги: если у вас 20% уклона и 20% парри, то ещё одна единица стата добавит больше к уклону, чем к парри (как представлено в таблице
Менделеева:
http://www.tankspot.com/showthread.php?40003-diminishing-returns-avoidance). Поэтому камни на парри/стамину не ставим никогда, берём только на уклон/стамину, если нужен авойданс.
Насчёт
блока: собирать блок и брать в рейдовом билде более 2/5 в
специализации на щитах нет смысла, так как блокируемый урон слишком мал по сравнению с входящим. Для меня это полупроходной талант, а поводов всё же вложить 5/5 в
щиты я вижу два: танчить подземелья для 5 человек (где несильно бьют и не хватает ярости), либо нужен хит иммун сет. В хит иммун сете все физические атаки или авойдятся, или блокируются — такой комплект экипировки требуется в тех случаях, когда нужно танчить нереально бьющих физ. атакой мобов (адов Ануб Арака в ивк 25).
Главная роль
защиты - быть не меньше 540 (535 для 5ппл героиков) для крит иммуна. Ходить в героики без этого капа - значит сильно нелюбить вашего хила, в рейдах без него появляться просто нельзя. В деле первоначального собирания капа дефа вам может помочь
тринкет из ЧМ нормал. Также защита - это неплохой авойданс-стат.
Итак, что же мы имеем?
Броня для танка - хорошо,
стама — лучше всего.
Авойданс набирается естесственным путём с приличного шмота, а
блокирование не стоит предпочитать другим статам.
Xит и экспертиза хороши как дпс/тпс статы. При чём с капом хита (263 единицы рейтинга) меньше вероятность резиста таунта. А с хардкапом экспертизы (56 единиц скила) бос не сможет парировать -> его автоатаки не будут ускоряться (т.н.
парри-хаст эффект). Следует отметить, механика
парри-хаста в цлк работает только на Леди Смертный Шёпот и на Синдрагозе, в Катаклизме же её не будит вовсе. Но можно спокойно танчить и без капов хита/экспертизы, как это делают топовые танки, или добирать их едой/другими бафами. Если же у вас с тпс не всё гладко, лучше держать оба стата на уровне (софткап экспертизы 26).
В идеале иметь несколько наборов вещей, кроме стандартного на макс стамину: на капы хита/экспертизы, на авойданс, на армор, ну и на хит иммун сет неплохо бы оставлять вещи.
По поводу тринкетов: Если у вас везде настакана выносливость, вы обладаете большей вариативностью экипировки. Когда бой требует авойданса (как например Саурфанг, быстрее набирающий энергию крови при нанесении урона), вы сменяете тринкеты на авойдансные, а не камни. Когда нужно больше тпс/дпс, вы одеваете какие-нибудь мегаДДшные тринкеты. Но если у вас полно камней с авойдансом, а вам надо танковать подобие Сартариона+3 с огромным магическим дамагом, то хилеры вам "спасибо" не скажут, а скорее всего прогонят. В катаклизме ценность камней и чантов на стамину увеличится ещё больше в связи с уравниванием базовой стамины на шмоте.
Камни: гемится лучше всего на
фул стаму, по желанию соблюдая сокет бонусы на выносливость камнями на
дэф/ста,
хит/ста,
эксп/ста,
уклон/ста. При чём сокет бонусы на выносливость рекоммендуется соблюдать только при минимальной потере хп: когда одно из двух гнёзд синее/ 2 из 3х гнёзд синие/ в шлеме. Как минимум, понадобится что-то "не-чисто-синее" для работы метагема (самый танковский из которых
этот).
Чанты: также все на стамину (на плечи есть отличный
чант за хонор, а на щит
бкашный), кроме
брони на плащ, и обязательно
жувучеть клыкарра на сапоги. Конечно, на перчатки можно повесить
оружейника, но лучше о тпсе заботиться другими способами. На оружку я ставлю
мангуст. Из подробных разборов 3х топовых танк вепон чантов, в целом, нельзя вынести объективно лучший вариант. Мой выбор мангуста основан на общей симпатии/мыслях/ощущениях от описания. Если хилы слакают, а шмот не айс, придание большого значения проку от
отведения и
блад дрейнинга сродни надежде тех бк танков, которые считали, что авойданс всё спасёт.
Пара слов про химию:
наше почти всё,
армор пот перед пулом (до входа в бой), и
зелье здоровья/
брони 1 раз (такова механика игры) во время боя. Еда на (стамину и...) силу/хит/экспу если недокап.
И, наконец, один момент по поводу
бафов: будит здорово, если вы в группе с шаманом, который ставит
тотем неистового ветра, это отличный баф для танка.
Часть III. О ротации и способностях. "Ротация" сама по себе не сложна. Главная интрига, на мой взгляд, (если не считать выживание и слежения за какими-то дополнительными вещами конкретного боя) - это ярость. Если босс бьёт вас довольно сильно, но равномерно и постоянно, то "интрига" спадает на нет. Если же ярость скачет, то и ваша ротация может меняться.
Приоритет абилок по одной цели:
Шилдслэм > Реванш, Шоквейв > Девастейт (этой абилкой заполняете все свободные гкд)
Когда ярости больше 50-70% (тут легче почувствовать самому), она сливается
героиком (который вместе с
кливом удобно забиндить на прокрутку колёсика мыши, соответственно вверх/вниз). Как работают эти две абилки? При использовании
героика или
клива следующий белый удар (удар автоатаки) превращается в жёлтый (атаку способностью). Ярость же генерируется лишь белой атакой, входящим уроном (основной источник ярости для танка) или соответствующими способностями (о них ниже). Из этого следует, что при использовании
героика или
клива ярости со следующего удара автоатакой вы не получите.
Поэтому если столб ярости падает, то вы первым делом должны перестать спамить
героик. А если ярости совсем мало, то приоритетом в вашей ротации становится меньшая рагозатратность:
Бесплатный прок шилдслэма > реванш > девастейт, шоквейв > шилдслэм Что ещё должен делать протвар? Ребафать
крик на рейде, а также поддерживать на босе дебафы от
тандерклапа,
демошаута и 5 стаков
сандер армора, которые накладываются
девастейтом (по 2 стака с
символом). Нужно как можно быстрее обвешать боса дебафами, а особенно пятью
сандерами.
Как пулить? Есть 2 варианта.
Первый - без использования
чарджа. Перед пулом босов, которые входят в комбат только после произнесения каких-то реплик (типа Гормока, Джараксуса, Саурфанга), вы юзаете
блад рейдж (не вызывает гкд) и
берсерк рейдж за пару секунд до начала боя (отслеживая этот момент по ДМБ). Далее
шилд блок (не вызывает гкд) +
шилдслэм, и начинаете
девастейтом стакать
сандеры, затем остальные дебафы, следя за тпс. А дальше абилки по ротации.
На босах, которые агрятся обычным образом (Сарт, Кологарн, Ануб Арак, Тухлопуз и вообще почти все), юзайте
бросок,
берсерк рейдж и
блад рейдж за пару шагов до боса. Тогда, начав бить цель, вы сразу будите иметь много ярости и немного трита, не теряя гкд.
Второй вариант - начать с
чарджа. Одновременно с чарджем вы делвете
бросок, а на "подлёте" к босу юзаете
клап, затем стакаете
сандер армор. Не забываем также поюзать
блад рейдж,
Перед входом в комбат надо испить
армор пот (в 10ке на фарм босах необходимости нет).
Блад рейдж надо стараться юзать по кд, но всё же поджидая те моменты, когда раги становится мало.
Берсерк рейджем снимаем фир.
Танкование паков. Тандерклап и
шоквейв должны не просто переодически юзаться, а постоянно быть на кулдауне. К моменту отлипания их кд всегда должно оставаться достаточно ярости для их использования. Также постоянно использовать
клив (сменяя цель и следя за яростью). Приоритет остальных абилок на паках, на мой взгляд, основан на наименьшей затрате ярости (последовательность описана ранее), так как
клив много её съедает. При пуле большой рассредоточенной толпы мобов юзаем
демошаут, чтобы самые дальние обратили на вас внимание.
О танковании на ходу. При кайте слизня на Гниломорде у меня иногда возникала проблема: наш рестошам часто был близок к срыву агро... Главное тут, мне кажется, наагрить слизня как можно больше, пока он не вырос, подбегая к нему настолько близко, чтобы только зацепить его краем
тандерклапа или
шоквейва и сразу отбегать дальше, а в свободные гкд спамить
демошаут, если что - таунтить.
Бросок я оставлял на тот момент, когда слизнюк уже прилично раздулся и попытка подбежать, чтобы использовать
клап может обернуться ваншотом.
На Ходире, червях в ик (и других босах, которых требуется постоянно водить), когда вы по чуть-чуть пятитесь от боса, бос часто первую секунду остаётся на месте, только потом делая шаг в ваш мили радиус. И пока он не сделал этот шаг, вам не поюзать обычные абилки... При таких миниперебежках в моменты, когда вы уже сделали пару шагов назад, а босс тормозит, я считаю, отличный вариан - юзать тандерклап или ударную волну. Иначе, при плохом раскладе вы рискуете не удержать агро.
Ещё про абилки: -
Pенд: проту его можно использовать в ротации лишь как одну из худших абилок, и то при медленной оружке (с быстрым оружием трит и ярость с автоатаки накапливаются равномернее). Урон от
ренда не оправдывает гкд и сливает возможность прока
шилдслэма от
девастейта и
ревенжа. Вывод: оставляем
ренд дд варам.
-
Бросок используется при отбегании от боса, а также, например, чтобы сагрить какого-то дальнего моба. Талант
обет молчания при использовании героического броска заставит подбежать к вам кастера.
Шаттер кидать на гере (нужна боевая стойка); либо когда бой длится больше 5 минут - в начале боя и по кд.
-
Мокин блоу бурстит вашу тритгенерацию в отличие от
таунта (Таунт просто на 3 секунды даёт вам первую строчку в трит-листе моба, которую вы должны за эти 3 секунды оставить за собой). Но обычно
мокин блоу бережно хранится на тот случай, когда таунт срезистится.
-
Интервейном можно спасти сорвавшего агро товарища или помочь МТ пережить большое количество дамага — в заранее оговоренных ситуациях сложных боёв.
-
Виджеленс не забывайте вешать (и перевешивать по истечению кд) на топовых дамагеров. Также её можно повесить на другого танка, чтобы было легче забрать с него боса/ собирать адов таунтом, но вы должны быть уверены, что это никак не помешает ему танчить.
-
Спеллрефлект и
шилд баш не вызывают гкд, так что юзаем! На Леди Смертный Шёпот, когда идёт вторая фаза,
спелрефлект можно жать практически по кд. А в Ан'кахете, если вы срефлектите ракету метателя заклинаний, снесёте ему до 80% хп)
-
Шилд блок юзать по кд. При активации эта способность увеличивает урон
шилд слэма.
Часть IV. Интерфейс. Интерфейс - вещь индивидуальная, но в любом случае он должен быть информативным и компактным, важно иметь как можно больше обзора. Я считаю, между элементами интерфейса и по краям экрана должно быть незабитое ничем пространство, которое позволяло бы заметить двигающегося моба/рейдера/ещё какую-то важную деталь. В тритметре (
Omen/
sThreatMeter2) достаточно сделать отображение 2-5 полос, зачем вам видеть тпс всего рейда? Фрейм игрока и фрейм цели (
Shadowed/
X-Perl/
ag/
PitBull) должны быть смещены к центру экрана и вниз, чтобы вы могли замечать изменения собственной полоски хп даже «боковым зрением». Полоски
DMB(или
BigWigs) лучше сместить к краям, а объявления больше к верху экрана, чтобы не забивать центр. Текст боя почистить в настройках
MSBT (или его аналога - если пользуетесь) от всего ненужного, ваш собственный урон удобнее смотреть по дефолтным опциям - над головами мобов, а не сплошным ручейком.
Ну и если вы ещё совсем не знакомы с аддонами, ещё парочка полезных:
EventAlert2 - показывает ваши проки, в частности танку - прок
бесплатного шилдслэма.
OmniCC - отображает кд абилок цифрами.
SimpleRaidTargetIcons - сильно упрошает процесс вешанья меток на мобов (хотя у меня всё же и забиндены череп и крест на клавиши, его также использую)
Grid - можно использовать в качестве замены рейдовых фреймов.
Dominos - настраивает под ваши нужды панели с абилками.
В заключении хочу ещё раз повторить, что всё вышеописанное относится, в первую очередь, к начинающим. Надеюсь, эта статья поможет новичкам немного разобраться в том, что приоритетно для протвара и как это применять на практике. Спасибо за внимание и удачи в освоении воина-танка!