Поднадоело читать байки про хаст, по 10 сообщений, где очередному ленивцу доказывают сколько хасты надо, где начинают вспоминать, что, вроде, столько-то надо, вместо точного расчёта в пример ставят заявления типа, "вот я не успеваю рейд защитовать, значит мало хасты у меня" - утомило, так что полный расклад здесь:
1. Вводный разделGCD (ГКД) - Global cooldown (глобальный кулдаун). Базовая длительность ГКД состовляет 1,5 с. Грубо говоря - это тот интервал времени, который проходит с того момента, как Вы отпустили кнопку и начинается чтение заклинания и продолжающийся до того момента, когда Вы сможете начать произнесение следующего заклинания. Время ГКД имеет значение, если длительность произнесения заклинание короче чем продолжительность ГКД. Т.е. для мгновенных заклинаний Вы не можете произносить заклинания быстрее чем длительность ГКД, а для заклинаний имеющих длительность большую чем продолжительность ГКД, быстрее чем длительность этих заклинаний.
Начиная с
патча 2.4 Spell Haste Rating (рейтинг скорости заклинаний), а для приста речь может идти только о нём (я, надеюсь, все понимают/помнят разницу, её по некоторым тултипам до сих пор видно) уменьшает длительность ГКД до 1 секунды. Потом в
патче 3.0.2 Haste Rating (рейтинг скорости) стал так же влиять и на рейтинг скорости заклинаний, но механику не поменяли, соответственно все, что влияет на рейтинг скорости, так же влияет на рейтинг скорости заклинаний и влияет и на ГКД.
Формула, по которой зависит от рейтинга скорости заклинаний, длительность чтения заклинания и продолжительность ГКД одинакова и выглядит так:

Кому нужны подробности идём на WoWwiki и читаем более подробно:
1.
http://www.wowwiki.com/GCD#Global_cooldown2.
http://www.wowwiki.com/Spell_hasteЧтобы ГКД стал равен 1 секунде эффективного хаста (т.е. с гира и прочих эффектов его увеличивающих) должно быть 50% (1640 рейтинга скорости заклинаний) -
это и есть софт-кап хаста (простой расчёт по вышеуказанной формуле), т.к. увеличение хаста в дальнейшем не будет уменьшать ГКД.
Теперь о хард-капе хаста. В целом с математической точки зрения в игре нет хард-капа хаста, это видно из вышеуказанной формулы.
С учётом, того, что произносить заклинания чаще чем раз в ГКД нет возможности и, что для ГКД существует софт-кап хаста, при котором ГКД раен 1 секунде (и с дальнейшим ростом хаста не уменьшается), то читать заклинания чаще чем раз в 1 секунду не получится, в этом случае
говорят о хард-капе хаста для того или иного заклинания индивидуально.
Допустим, набрано столько хаста, что чтение одного из заклинаний занимает 1 сек.: видно, что дальнейший набор хаста не будет повышать Ваш HPS (ХпС, Healing per second, количество исцеления в секунду) для этого заклинания, а будет приводить только к уменьшению времени произнесения заклинания.
Получается, что после того, как время произнесения заклинания становится близко к 1 секунде, читать заклинание чаще не возможно. Поэтому и говорят о хард-капе хаста.
На примере
Быстрого исцеления (флешки) - флешка с временем чтения 0,5 сек., имеет ХпС такой же как и флешка за 1 сек., но она удобнее т.к. появляются дополнительные 0,5 сек после произнесения заклинания. Понятно, что мгновенное заклинание удобнее чем заклинание с временем чтения, т.к. даёт больше манёвра: после произнесения заклинания можно начинать движение или делать - это, вообще, в движении. Поэтому чем короче время произнесения заклинания, тем оно удобнее.
Итог:
хард-кап хаста для конкретного заклинания – это, то значение эффективного хаста, когда длительность чтения этого заклинания равна 1 секунде.
Например, хард-кап эффективного хаста для
быстрого исцеления так же равен 50% (1640 рейтинга скорости заклинаний), в то же время для
великого исцеления хард-кап эффективного хаста значительно больше.
Так же поясню, хаст в процентах может быть и больше 100%.
Для примера, посчитаем, сколько нужно эффективного хаста диску для того, чтобы время произнесения заклинания
великого исцеления было равно 1 секунде.
Допустим, у нас взят
талант и базовое время чтения заклинания равно 2,5 секунды, мы не в рейде и группе, получаем, что хаста с гира нужно (подробное объяснение циферок ниже и в формуле выше):
2,5/1,06 = 136% (4455 хаст ретинга).
2. ХпС и хастЗависимость ХпС того или иного заклинания от хаста (в %) прямо пропорционально его среднему ХпСу, когда заклинание не ускорено хастом (хаст равен 0). Это для заклинаний, у которых есть время чтения для заклинаний с куладунами не совсем так (их нельзя спамить, но при чередовании с другими заклинаниями, в целом это тоже так для индивидуальных заклинаний, но не для всей последовательности заклинаний).
Допустим
флешка излечивает за раз в среднем 5000 здоровья.
Тогда ХпС для данного заклинания равен: 5000/1,5 = 3333 ХпС.
При наборе 30% эффективного хаста, время произнесения заклинания будет 1,5/1,3 = 1,15 сек.
Соответственно ХпС
флешки будет равен 5000/1,15 = 4333 ХпС.
Видно, что
1% хаста даёт 1% ХпС относительно того значения ХпС, которое было, когда хаст равен 0. Т.е. с ростом хаста его ценность падает, т.к. каждый следующий % хаста даёт прирост ХпС меньше относительно того значения ХпС, которое принёс предыдущий % хаста (но не относительно того значения ХпС, когда хаст равен 0).
Например, для нашей флешки прирост хаста с 30% до 31% даст прирост ХпС всего (4336-4333)/4333 или 0,01/1,3 около 0,77% ХпС на 1% хаста.
Понятно, что как только время чтения заклинания достигнет 1 сек., дальнейший набор хаста уже не будет увеличивать ХпС для этого заклинания (будет достигнут хард-кап хаста для данного заклинания), но время чтения всё равно будет уменьшаться и делать это заклинание более удобным.
С другой стороны, хаст влияет не просто на ХпС, а на вашу производительность: при отсутствии хаста каст 10 флешек займёт 15 сек., а при наличии 50% эффективного хаста за то же время можно произнести 15 флешек. Т.е. чем больше у Вас хаста, тем больше заклинаний Вы можете произнести в тот или иной интервал времени.
2.1 Жрец света и хастПреобладают два основных стиля игры: использование мгновенных заклинаний, таких как
Обновление,
Молитва восстановления,
Круг исцеления плюс
Быстрое исцеление или использование
Молитвы исцеления и всех перечисленных выше заклинаний.
Для стиля с мгновенными заклинаниями при значении эффективного хаста 50% дальнейшее его увеличение не приносит увеличения ХпС.
Для стиля с активным использованием
Молитвы исцеления эффективного хаста нужно значительно больше для наступления такого же эффекта от 200% без до 92% при 3х стаках
Прозорливости.
Прикинем сколько оптимально иметь хаста, для стилья игры с мгновенными заклинаниями.
Спамим
круг исцеления (ЦОХ) по КД. Т.к. КД составляет 6 секунд, то максимум можно 5 заклинаний вставить, 6 практически не возможно (из за того, что мы не машины). С допуском, что на человеческие лаги отводится 0,1 секунды получаем:
- последовательность на 4 ГКД, ГКД должен быть 1.4 сек., а вся цепочка (1,4 + 0,1) * 4 = 6 сек;
- последовательность на 5 ГКД, ГКД должен быть 1.1 сек., а вся цепочка (1,1 + 0,1) * 5 = 6 сек.
Всего хаста с гира при полных рейд баффах (см. ниже раздел 4) нужно:
4 ГКД: 1,5/(1,05*1,03*1,4)=0,9997 < 1, что означает, что даже рейд баффов хватитает, чтобы вставить 4 спела между 2
ЦОХами. Без рейд баффов нужно всего: 1,5/1,4=1,0714 или 7,2% хаста (235 рейтинга скорости).
5 ГКД: 1,5/(1,05*1,03*1,1)=1,2608 или требуется 26,1% хаста (856 рейтинга скорости) при полных рейд баффах. Без рейд бфаффов нужно: 1,5/1,1=1,3636 или 36,4% хаста (1193 рейтинга скорости).
2.1 Жрец послушания и хастДля жреца послушания в целом всё то же самое, но есть интересный талант
Лишнее время, который даёт 25% хаста для следующего заклинания, в том числе и уменьшает ГКД.
По сути следующее в течении 5 (6?) секунд после произнесения заклинания
Слово силы: Щит заклинание получает 25% хаста.
Специфика таланта такова, что мгновенные заклинания и
Исповедь не сбрасывают
ауру и позволяют ускорять цепочку заклинаний типа:
Слово силы: Щит+
Исповедь+
Быстрое исцеление или
Слово силы: Щит+
Исповедь+
Великое исцеление,
а так же просто спамить щиты каждую секунду при мизерном значении хаста с гира при полных рейд баффах (см. ниже индикаторы хаста для диска).
Есть подозрение, что для
Молитвы восстановления указанные выше эффекты не работают после щита, но подтвердить это пока не удалось.
2.3. Хаст, крит и сила заклинанийНа шмотках вес хаста и крита одинаков (т.е. единица рейтинга скорости = единице рейтинга критического удара).
С другой стороны 32.79 рейтинга скорости равно 1% хаста, когда как 45.91 рейтинга критического удара составляет 1% крита. По сути рейтинг критического удара на 40% (45.91/32.79) более дорогой стат чем рейтинг скорости. Поэтому когда сравниваем 1% хаста и 1% крита, на самом деле нужно сравнивать между 1,4% хаста и 1% крита.
Оценим грубо: как 1% крита влияет на нашу производительность. С одной стороны, чем выше хаст, тем больше мы произносим заклинаний, поэтому важность крита в этом случае возрастает, но она достаточна сложна для понимания (чем больше кастуем, тем ближе действительная цифра критических ударов к теоретической цифре, т.к. крит характеристика вероятностная, с математической точки зрения хаст как бы сужает доверительный интервал, в целом этот эффект слабо заметен).
С другой стороны 1% крита даёт 0,5% ХпС для для жреца света и 0,95% ХпС для жреца послушания:
Допустим
флешка излечивает за раз в среднем 5000 здоровья.
Для жреца света, если добираем 1% крита, то она же будет излечивать в среднем (5000*0,99+5000*1,5*0,01)=5025 здоровья. 5025/5000 = 1.005 или увеличение на 0,5% ХпС.
Для жреца послушания (благородя
Божественному покровительству), если добираем 1% крита, то она же будет излечивать в среднем (5000*0,99+5000*1,95*0,01)=5047,5 здоровья. 5047,5/5000 = 1,0095 или увеличение на 0,95% ХпС.
Понятно, что щит от
Божественного покровительства это не чистый хил, да и он имеет предел в 125*[уровень цели] (10000 на 80 уровне), но с другой стороны, хил от крита часто уходит в оверхилл, поэтому многие такой щит считают более эффективным, чем чистый хилл от крита (в целом 1% крита может давать для диска примерно до 1,3% присроста ХпСа, здесь нижняя граница посчитана).
Поэтому для диска, если с маной у Вас всё в порядке можно заменить
мету (каким бы крутым предметом для восполнения маны он не был) на
Оживляющий алмаз небесного сияния (важно понимать чем больше исцеление от критического эффекта, тем больше щит с покровительства), хотя
Угасающий алмаз небесного сияния может оказаться лучшим выбором.
Опять же у жреца послушания есть свои минусы - нет крита с
Обновления, да и
Слово силы: Щит само по себе (не с
глифа) не критует.
Силы заклинаний на единицу рейтинга скорости/критического удара на шмоте представлено в 1,16 раза больше. Но тут даже сравнивать почти нет смысла, только для чантов и камней. Но не следует упускать из виду, что любое заклинание зависит от силы заклинаний, а от крита и хаста не всякое.
Так же не нужно упускаит из виду взаимосвязанность статов: что хаст, что крит, что сила заклинаний - все увеличивают значимость статов друг относительно друга. Больше силы заклинаний делает хаст более значимым (как минимум для холика, для диска не так много возможностей получить выгоду от хаста). И понятно, что есть такие точки для совокупности статов, когда увеличение хаста будет выгоднее чем увеличение силы заклинаний для показателя ХпС (как минимум для жреца света).
3. Теперь считаем для
диска основные индикаторы для хаста:
Посмотрим на доступные нам баффы и таланты -
Итого хаста со шмота нужно для достижения софт-капа при всех баффах (
для того, чтобы кидать щиты по рейду каждую секунду):
1,5 / (1,06 * 1,05 * 1,03 * 1,25) = 1.0467, т.е. хаста с гира надо всего
4.67% (154 хаст рейтинга).
Если в рейде нет шамы и совуха/паладина (например, в 10ке), которые могут обеспечить вышеуказанные баффы, то можно скорректировать, но в 25ке без них как-то скучно, то в этом случае хаста со шмота нужно для достижения софт-капа при всех баффах (
для того, чтобы кидать щиты по рейду каждую секунду):
1,5 / (1,06 * 1,25) = 1,13 итого
13% (427 хастрейтинга).
Хард-кап хаста без учёта таланта
лишнее время достигается (флешкоспам) -
для 25ки с совухом/палом и шамом:
1,5 / (1,06 * 1,05 * 1,03 ) = 1,308 нужно хаста с гира 30,8% (1012 хаст рейтинга);
для 10ки без совуха и шама/пала:
1,5 / 1,06 = 1,415 нужно хаста с гира 41,5% (1362 хаст рейтинга).
Сводная таблица (значения округлены вверх с некоторым запасом):
№ | Заклинание | Соло/группа без совуха/пала и шамана | Группа с совухом/палом | Группа с шаманом | Группа с совухом/палом и шаманом |
1 | Слово силы: Щит (раз в секунду) | 13,2% (434 рейт.) | 9,9% (325 рейт.) | 7,8% (257 рейт.) | 4,7% (154 рейт.) |
2 | Быстрое исцеление Связующее исцеление (раз в секунду) | 41,5% (1362 рейт.) | 37,4% (1226 рейт.) | 34,8% (1141 рейт.) | 30,8% (1012 рейт.) |
3 | GCD=1 сек. (спам мгновенных заклинаний) Обновление | 41,5% (1362 рейт.) | 37,4% (1226 рейт.) | 34,8% (1141 рейт.) | 30,8% (1012 рейт.) |
4 | (Слово силы: Щит+ Исповедь) всё за 2 сек. затем Быстрое исцеление за 1 сек. | 50,9% (1671 рейт.) | 46,6% (1527 рейт.) | 43.8% (1435 рейт.) | 39.6% (1298 рейт.) |
5 | Великое исцеление+ Божественное неистовство | 135,8% (4455 рейт.) | 128,9% (4230 рейт.) | 124,6% (4087 рейт.) | 118,1% (3872 рейт.) |
4. А теперь для
холика основные индикаторы хаста:
Посмотрим на доступные нам баффы и таланты (к сожалению, их значительно меньше) -
Расчёты раскрывать не буду, сразу нарисую табличку.
Сводная таблица (значения округлены вверх с некоторым запасом):
№ | Заклинание | Соло/группа без совуха/пала и шамана | Группа с совухом/палом | Группа с шаманом | Группа с совухом/палом и шаманом |
1 | Быстрое исцеление Связующее исцеление (раз в секунду) | 50% (1640 рейт.) | 45,6% (1497 рейт.) | 42,9% (1406 рейт.) | 38,7% (1269 рейт.) |
2 | GCD=1 сек. (спам мгновенных заклинаний) Обновление | 50% (1640 рейт.) | 45,6% (1497 рейт.) | 42,9% (1406 рейт.) | 38,7% (1269 рейт.) |
3 | Молитва исцеления+ 3 стека Прозорливости | 92% (3017 рейт.) | 86,4% (2834 рейт.) | 82,9% (2717 рейт.) | 77,5% (2543 рейт.) |
4 | Великое исцеление+ Божественное неистовство+ 3 стека Прозорливости | 60% (1968 рейт.) | 55,4% (1815 рейт.) | 52,4% (1718 рейт.) | 47,9% (1572 рейт.) |
5 | ГКД 1,1 сек. спам 5 заклинаний между ЦОХами | 36,4% (1193 рейт.) | 32,4% (1063 рейт.) | 29,9% (980 рейт.) | 26,1% (856 рейт.) |
В общем, для холика хаста много не бывает.
P.S. Всё вышесказанное проверено в 3.3.5 экспериментально и подтверждено.
P.P.S. Все эти плюшки можно посмотреть в живую покрутив
Rawr в online или
скачав его - оно и ГКД прямо на вкладке статов считает.