Минувший Blizzcon 2016 во многих смыслах был уникален, не только в виду своих событий, интересных анонсов и крупных мероприятий, но в свете того, что Blizzard в этом году исполнилось ровно 25 лет и компания отпраздновала свой большой юбилей. В честь этого разработчики провели панель «25-летний юбилей Blizzard», на которой ведущий Шон «Day9» Плотт беседовал с основателями и старожилами компании — Майком Морхеймом (президент и сооснователь), Фрэнком Пирсом (директор по развитию), Алленом Адамом (исполнительный продюсер), Бобом Фитчем (технический директор), Сэмуайзом Дидье (старший художественный директор), которые поделились различными занимательными историями и размышлениями о прошлом, настоящем, будущем Blizzard.
Панель выдалась очень интересной и совсем неформальной. Если у вас есть возможность, то посмотрите ее целиком, а если нет, то читайте далее пересказ некоторых моментов. Есть довольно интересная информация насчет ремейков 1/2 части Warcraft и возможных крупных анонсов на следующем Blizzcon.
- В первые дни основатели компании были мастерами на все руки. Помимо того, что все они занимались программированием, Фрэнку Пирсу, например, приходилось отвечать на звонки.
- Последней работой Алена Адама, перед тем, как он покинул компанию на целых 10 лет, был World of Warcraft, где он занимал должность ведущего разработчика.
- Ален Адам является основателем Blizzard, именно он предложил своим товарищам — Майку и Фрэнку заняться разработкой игр. Он начал писать игры еще будучи в университете. Ребята не имели никаких серьезных планов и просто хотели заняться чем-нибудь веселым. В то время игры были немного иными и заниматься ими мог даже всего один человек.
- Один и первых уроков, который они извлекли, начав работу, таков: когда работа уже, казалось бы, подходит к концу и ты уже не видишь никаких оставшихся проблем, нужно обязательно собирать отзывы у людей, которые не участвуют в создании игры и не принимают связанных с ней решений, чтобы постепенно делать игру все лучше. Это помогает увидеть то, что сами разработчики не видят. Они до сих пор следуют этой идее, проводя открытые беты, устраивая PTR и прочее.
- Еще один урок первых лет стал небольшой местной шуткой: когда продюсеры сторонних издателей оценивают игры, причем неважно как долго и хорошо над этими играми была проведена работа, они всегда находят в них что-то неудачное, какие-то проблемы, которые нужно исправить. Поэтому всегда нужно оставлять в играх что-то очевидно неудачное, что будет первым делом замечено и отправлено на исправление, а другие вещи, которые очень нравятся самим разработчикам, скорее всего останутся нетронутыми.
- Боб Фитч присоединился к компании спустя 10 месяцев после ее основания, ему было интересно программировать игры и над этим он долго не размышлял. В молодости Бобу очень нравился фильм "Real Genius" и на интервью он пришел в футболке с надписью "I love toxic waste", которую главный герой фильма надел в свой первый рабочий день. Увидев это, Аллен сразу понял, что Боб им подходит.
- Работа над Starcraft шла довольно долго и выход игры часто переносился. Тогда появилась группа игроков, что назвали себя "Operation CWAL" ("Can't Wait Any Longer"), который устроили наблюдение за офисом, причем даже ночное, и пускали слухи о том, как идет разработка и чем занимаются разработчики (как-то они даже написали, что разработчики сидят за столами из чистого золота). На форумах они написали целую серию кратких историй о том, как фанаты пытаются выкрасть копию игры из офиса "корпорации зла", желающей захватить мир. Для Blizzard это было очень странно, но в то же время весьма весело, в конце концов они даже добавили одноименный чит-код в Starcraft.

- Самыми успешными ранними играми компании Аллен считает Lost Vikings и Rock'n'Roll Racing, что заслужили награды "Лучшая игра года" и Warcraft II, что стала первой очень успешной игрой с финансовой точки зрения.
- Когда игры стали успешно выходить, разработчики стали проводить полуночные запуски для игроков, что позволяло общаться с сообществом. Однажды они организовали событие в честь выхода в продажу WoW и на дорогах из-за него буквально образовались пробки, все парковки были заняты (самим разработчикам даже пришлось оставить машину за несколько кварталов и идти пешком), а люди выстроили в огромную очередь. Увидев все это, просто не могли понять, что происходит и куда собралось так много людей. Они думали, что кто-то проводит свое событие или какой-то концерт. Когда открылась правда, разработчики поняли, что у них очень-очень страстное и огромное сообщество, более огромное, чем они могли представить, и что теперь их жизнь серьезно изменилась.
- Разработчикам потребовался примерно год, чтобы справиться с невероятным наплывом игроков в WoW и добиться стабильного состояния игры. В самом оптимистичном случае они надеялись на 1 млн. пользователей и однажды на встрече с продюсерами ЕА упомянули об этом — те буквально рассмеялись над ними: "Где же на свете вы найдете такие цифры?" и сами разработчики были с ними согласны. Реальный успех был просто ошеломителен.
- WoW появился просто потому, что разработчикам было интересно создать такую игру, в которому им самим было бы интересно играть, они не задумывались о финансовой стороне.
- Постепенно появляются новые технологии и новые возможности для создания новых игр в новых жанрах. WoW был рискованной игрой, но с большим потенциалом, который себя оправдал. Теперь разработчики всегда следят за новыми возможностями, которые позволят им сделать что-то совершенно новое.
- Работа над WoW занимала все силы Blizzard, поскольку в то время они могли заниматься только одним проектом, что повлияло даже на время выхода Wings of Liberty. Сейчас компания достаточно велика, чтобы одновременно работать сразу над несколькими проектами и поддерживать их работу по всему миру.
- Одним из самых любимых моментов на Blizzcon Майка является анонс Overwatch. Одним из самых запоминающихся, связанных с сообществом, моментов Blizzcon для Сэма является выступление на концерте в банде E.T.C.
- Игроки часто присылают разработчикам различный фан-арт, и некоторые из этих работ даже круче того, что делают сами Blizzard, и некоторыми работами они даже вдохновляются. Разработчики призывают людей не стесняться делиться своим творчеством, причем не только рисунками, а любым. Многие люди попали на работу в Blizzard как раз благодаря демонстрации своего творчества, например сделав очень хорошие карты в редакторе или отличные рисунки.
- Джеффа Каплана приняли в Blizzard потому что он был главой гильдии Legacy of Steel в Everquest, в которой тайно состояли несколько разработчиков Blizzard, также и Алекса Афрасиаби, который был главой Fires of Heaven. Они играли вместе и были хорошо знакомы друг с другом.
- Совсем недавно с Алленом случилась забавная история. Сейчас он играет в кое-какую игру и состоит в гильдии. В шутку он решил рассказать ее главе, кем он на самом деле является, но тот, что довольно логично, не поверил. Аллен предложил ему написать на личную почту в Blizzard, которая оканчивается на @blizzard.com, с которой он бы ему ответил. Это было сделано, но глава гильдии все равно не поверил, сказав, что тот просто взломал почту. Тогда Аллен предложил ему позвонить на главный номер в Blizzard, где далее его бы переключили на личный номер Аллена, но когда тот сделал это в назначенный час, Аллена не оказалось на рабочем месте, и глава гильдии уверился, что его точно обманывают. Дальше было решено сделать фотографию у статуи перед офисом с листом бумаги, на котором будет написано имя главы, и страничкой самой новой газеты. Фото было сделано, но и оно не вселило уверенности в товарища, поскольку тот посчитал, что это фотошоп. Далее они общались так еще несколько суток и через 3 дня им удалось поговорить по телефону, после чего глава гильдии наконец-то понял, что его не обманывают.
- После своего возвращения, когда Аллен стал знакомиться с сильно увеличившейся командой разработчиков World of Warcraft, перед 300 людьми сделал объявление, что купит бесплатную выпивку всем, у кого получено больше очков достижений, чем у него самого (он по-прежнему активно играет и на тот момент имел 20400 очков). Такой человек нашелся, им оказался ведущий разработчик системы достижений. Он пообещал сделать это и для тех, кто сможет перегнать его в будущем.
- У разработчиков имеется исходный код и материалы для всех игр, которые были созданы ими, но собрать все вместе и заставить работать очень сложно, поскольку это было давно и многие вещи забыты. Несколько людей собрали старые версии Warcraft 1 и 2, запустили на Windows и дали поиграть Фрэнку. Это очень крутые игры, но для своего времени, в сегодняшнем мире по нынешним стандартам, они уже не так интересны, как были ранее, поэтому разработчики, обладая ограниченными ресурсами, на данный момент предпочитают заниматься работой над контентом для новых игр, а не возвращаться к прошлому, и пока не планируют выпускать обновленные версии этих игр.
- В Blizzard происходит очень много интересных и весьма амбициозных вещей, Аллена даже предупредили, чтобы он не рассказывал слишком многого на Blizzcon. Он не может дождаться момента, когда некоторые из этих вещей будут показаны, и скорее всего это произойдет на следующем Blizzcon. Разработчики трудятся над новыми крутыми вещами, которые будут показаны в не столь отдаленном будущем.