На сайте cinemotionlab.com
появился перевод необычного интервью Данкана Джонса с изданием The Guardian. Читаем!
Режиссер экранизации известной серии игр рассказал журналисту The Guardian Полу МакИннесу о работе над блокбастерами и недостатках культуры гиков. Плачущий орк — одна из многих сложных вещей, которые Данкан Джонс решил показать в своей новой картине. Его задача, помимо запуска новой франшизы, состояла в том, чтобы привести в кино и взрослых, и детей, убедив их, что огромные зеленые монстры с бивнями и нарисованными на компьютере волосами в носу существуют.
В этом особенность мира Warcraft. Война между орками и людьми в Азероте, состоящая из множества батальных сцен, грифонов с пышным оперением и магии — все это воплощение на экране знаменитого игрового феномена. За 22 года существования серии Warcraft перешел от ролевой стратегии к онлайн-миру, в котором на конец 2015 года насчитывалось пять с половиной миллионов активных подписчиков (больше всего было в 2010 — 12 миллионов).
Геймеры не столько играют в World of Warcraft, сколько живут там, создают персонажей, ведут их на битву: это могут быть как люди, так и орки, гномы или панды в бамбуковых шляпах (их называют пандаренами). Неудивительно, что в какой-то момент этим всем заинтересовался Голливуд. Проект находился в производственном аду десять лет, поскольку очень сложно создать продукт, который может завоевать как преданных фанатов, так и обычных зрителей в кинотеатре. Но в 21 веке, кажется, Голливуд поставил перед собой священную цель соединить две этих аудитории.
«Если ты ошибешься, люди будут жутко недовольны, — сказал Джонс, когда мы в первый раз встретились. — Что нужно помнить в случае с Warcraft, наверное, даже больше, чем с остальными играми, так это то, что люди проводят в ней больше времени, чем в своих собственных домах. Для них этот мир похож на родной город. Так что, если ты ошибешься, то в результате получится примерно то же самое, что случилось с жителями Ноттинг-Хилла, которые все еще никак не отойдут от того фильма».

Веселый и обросший Джонс разговаривал со мной в помещении, забитом реквизитом фильма в павильоне Universal Studios в Лос-Анджелесе. Он — единственный сын Дэвида Боуи и считает Калифорнию своим домом. 44-летний режиссер сделал себе имя благодаря двум небольшим, но очень изобретательным научно-фантастическим фильмам: «Луна 2112» и «Исходный код». В «Луне» Сэм Рокуэлл в роли астронавта пытается сбежать с заброшенной лунной базы, а в «Исходном коде» Джейк Джиленхолл вынужден переживать одни и те же восемь минут, пока не найдет человека, подорвавшего поезд. Этими фильмами Джонс доказал, что может снимать жанровое кино, вызывающее у зрителя эмоциональный отклик. В случае с «Варкрафтом» ему пришлось повторить это, но в куда больших масштабах.
«Снять фэнтези с убедительными персонажами и захватывающей историей, за которой не устаешь следить, но при этом сделать так, чтобы для фанатов это был совсем другой фильм, — так Джонс описывает стоявшую перед ним задачу. — Даже учитывая, что все мои фильмы до этого были, безусловно, жанровыми — я говорю все фильмы, а ведь их всего три — я хотел вложить в них как можно больше человечности и правды: того, что испытывал каждый из нас».
Джонс посчитал, что ключом к решению этой задачи станет создание волшебных существ, которые будут способны сочувствовать. Одна из главных особенностей World of Warcraft — это, что вы можете играть за любое создание, сделав героя, например, орком или человеком. В ранних версиях сценария орки были просто врагами. Джонс переписал его, — или, как он сам выразился, «агрессивно отполировал» — чтобы сделать орков такими же героическими персонажами, как и люди. Вождь орков Дуротан, например, стал молодым отцом, который желает сохранить традиции своей расы, даже когда их родина умирает.
Добавив подобного персонажа, Джонс только увеличил себе количество проблем, на сей раз технических. Каким образом показать этих героев убедительно? Он решил, что сделает фильм максимально игровым: построил масштабные декорации, включая замок, поляну среди лесов и поле битвы с насыпью. Вместо того, чтобы создавать CG-персонажей, он пригласил настоящих актеров, которых не стал покрывать объемным гримом, а одел в костюмы motion capture, захватывая каждое их движение и перенося на компьютерного аватара.
На таких проектах, как «Варкрафт», функции режиссера заметно меняются. Ему приходится не только работать с актерами, но и постоянно смотреть на второй экран, на котором рудиментарные версии цифровых персонажей повторяют за артистами все действия. По окончании съемок режиссер переходит от актеров к аниматорам и специалистам по визуальным эффектам.
«Каждый фильм проходит несколько ревизий, — рассказал Джонс. — Это оригинальный сценарий, съемка или монтаж. В „Варкрафте“ добавились еще некоторые шаги. Была интерпретация того, как будет выглядеть мир, когда мы воплотим его в жизнь. Были визуальные эффекты. По мере того, как их показывали, становилось понятно, что работает, а что нет, а также появлялись возможности для улучшения. Все это превращалось в совершенно новый творческий процесс».
«Варкрафт» прошел этот процесс и по большей части справился с испытанием. Орки действительно интересные и смешные, а также, что больше всего бросается в глаза, красочно жестоки. По сравнению с ними люди кажутся бескровными, но фильму удается вернуть к жизни семейное фэнтези (в частности, он сильно напоминает «Битву титанов» 80-х годов).
Неясно, будет ли довольна армия поклонников первоисточника. Джонс думает, что он гик, но не может отнести себя ни к одному современному фэндому: «Я обожаю „Звездные войны“, но я не схожу с ума по ним, как некоторые люди. Я думаю, сейчас мы достигли состояния, когда все это стало основой нашей культуры. Я скучаю по временам, когда существовали новые идеи и перемешивались между собой».
Мне было интересно, что Джонс думает о комментариях Дэвида Боуи, которые тот дал в интервью 2000 года Джереми Паксмену. Тогда он сказал, что потенциальная сила интернета поражает и пугает, что это «инопланетная форма жизни». Эти комментарии кажутся еще более актуальными в век социальных сетей и онлайн-фэндомов.
«Не знаю, мог ли отец в то время осознавать уровень шума, связанный с интернетом, — ответил Джонс. — Насколько он заглушает все, возможность находить новое. Мне кажется, он не мог, не осознавал… Я бы хотел с ним об этом поговорить.
Я знаю, как он ценил свою коллекцию альбомов. Я помню, как он рассказывал, что его воодушевляло. Аудиозаписи, книги, фильмы. У него была возможность быть тем, кто знает нечто доступное всего лишь узкому кругу людей, возможность познакомить с этим широкую аудиторию. Сегодня все распространяется настолько молниеносно, что значение этого теряется. На мой взгляд, мы упустили что-то. Это не преимущество интернета. Я чувствую, что мы потеряли способность быть помешанными, специализироваться на вещах, которые никто больше не знает. Сейчас слишком просто посмотреть что-то в Google. Все слишком дешево и просто. Надеюсь, люди теперь пойдут смотреть кино».