Здравствуйте, уважаемые читатели noob-club. Данный гайд посвящен Монаху Каразиму, герою поддержки, прибывшему в Heroes of the Storm из вселенной Diablo. Каразим - очень универсальный герой, способный как наносить неплохой урон, так и разрывать счетчик исцеления. Кроме того, высокая мобильность и разнообразие талантов дают ему возможность приносить пользу другими способами, кроме, собственно, урона и исцеления. Уникальности монаху придает и доселе невиданная в Heroes of the Storm система выбора пассивки. В отличие от других героев, Каразим не имеет "врожденной" пассивки, а выбирает ее в талантах первого уровня. Это помогает еще лучше подогнать монаха под нужды команды и, возможно, удивить врага.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Способность позволяет быстро сократить дистанцию до союзника или противника, в зависимости от того, на кого она применена. "Сияющий порыв" - универсальная способность, помогающая монаху, выбравшему любой путь развития. Хилер сможет прыгнуть к союзнику и подлечить его. ДПС - сможет добраться до ловкого противника и, при возникновении опасности, быстро ретироваться. Правильное и своевременное использование "Сияющего порыва" - краеугольный камень в игре за монаха Каразима.
Основная исцеляющая способность Каразима. Хилит в небольшом радиусе вокруг героя, что накладывает некоторые условия по позиционированию. Отлично сочетается со способностью "Сияющий порыв", позволяющей монаху быстро добраться до цели, нуждающейся в хиле. 10% бонус к скорости - тоже немаловажный компонент этого заклинания. 10% не только помогут догнать противника, подобного баффа не имеющего, но и позволят более эффективно отступить всей команде, если битва прошла не самым выгодным для вас образом.
Способность, прекрасно сочетающаяся со всеми пассивками монаха Каразима. Дает возможность отличного бурста по соло-цели и, естественно, хорошо сочетается с "Сияющим порывом", позволяющим Каразиму сблизиться с противником для использования "Касания смерти". Как уже было сказано, способность полезна не только для увеличения ДПС. Увеличение скорости атаки позволяет монаху в специализации хилера более эффективно отлечивать союзников с помощью своей пассивки.
ДПС-ульта с очень интересной механикой. Чем меньше врагов находятся в зоне ее действия, тем хуже придется, тем кто все же там оказался. Радиус способности достаточно небольшой, поэтому при отсутствии контроля со стороны вашей команды, противнику из нее достаточно легко выбраться. Не стоит забывать, что помимо нанесения урона, "Семь сторон света" делает Каразима неуязвимым, а значит, данный героик может использоваться и как сейв-абилка.
Хилерская героическая способность, способная сама по себе решить исход боя. Эффект "Длани" вводит погибшего героя в кратковременное состояние стазиса, а после - дает огромный отхил. Эффект о применения данного заклинания виден и противникам, так что, при должной внимательности и координации, они могут специально не добить героя - цель этой способности. Если цель способности не погибает в течение 3-х секунд, "Длань" без таланта 20го уровня все равно вешается на КД.
Монах Каразим, в отличие от других героев HotS не обладает врожденной пассивкой, а выбирает ее на первом уровне. Выбор этот является ключевым и единоразовым, так что имеет смысл уведомить команду о ваших планах заранее. В зависимости от выбранного таланта 1го уровня, Каразиму следует сфокусировать свое развитие на талантах, наносящих урон или исцеляющих. Также возможны гибридные варианты. Более подробно выбор пассивки будет рассмотрен в секции "Таланты".
Монах Каразим имеет одни из самых интересных талантов в HotS. От выбора зависит все: начиная со специализации: хил/дпс/гибрид и заканчивая конкретными умениями, которые подгоняются под нужды вашей команды. Советую очень внимательно отнестись к данной секции гайда.
Лучший выбор, если вы хотите сделать из Каразима чистого лекаря. Благодаря огромной скорости авто-атак и "Касанию смерти", монах способен извлечь из этой пассивки неплохие цифры исцеления. Даже если вы не можете постоянно бить противников во время тимфайтов, старайтесь бить хотя бы здания или мобов. Дополнительное исцеление никогда не бывает лишним. Несмотря на то, что описание способности не выглядит особенно впечатляющим, в сколько-нибудь продолжительных боях она дает довольно внушительные цифры исцеления.
Выбор для ДПС-ветки развития. Дополнительный урон отлично сочетается с "Касанием смерти" и становится еще более весомым с течением игры. Таланты, усиляющие "Касание смерти" просто необходимы, если вы берете "Железные кулаки" в качестве пассивки.
Не такой уж и плохой талант сам по себе, однако, он все же немного уступает остальным пассивкам (почему - см. расчеты выше). Может быть взят, в случае, если вы часто сталкиваетесь с проблемой нехватки маны, будучи единственным хилером в команде. Тем не менее, следует учиться читать игру и быть готовым к надвигающимся тимфайтом, чтобы этот талант был не нужен.
Данный талант восполняет недостаток бурст-хила Каразима по одной цели вначале игры. В хотс этим талантом обладают многие герои поддержки. Щит вешается либо на мили-ассасинов и танков, которым он здорово помогает выжить при врыве в команду врага, либо на ренжей, которых пытаются рьяно забурстить противники.
Данный талант отлично сочетается с другими талантами, усиливающими "Касание смерти" и помогает более эффективно догонять противника. Тем не менее, выбор этого таланта в Хил-билде не рушит никакие сочетания талантов и может быть полезен, если вы хотите сделать монаха более "гибридным". Кроме того, "Погоня" отчасти компенсирует потерю отхила от "Защитного поля" увеличенным хилом с авто-атак.
"Идол" дает довольно неплохое АОЕ исцеление. Всегда старайтесь прятать его от врага в кустах или просто ставить там, где его будет сложнее всего достать. Талант не всегда удается эффективно использовать, особенно если бои очень динамичны. Лучше всего "Идол" заходит на картах вроде "Небесного храма", где идут бои за захват и удержание точек. Минус "Идола" для Каразима еще и в том, что он уже обладает достаточным АОЕ хилом от "Дыхания небес". "Защитное поле" же может дать недостающий на ранних уровнях сингл-таргет сейв.
Обязательный талант для монаха-хилера. Очень серьезно увеличивает общий отхил Каразима и серьезно помогает команде в бою. Старайтесь не промазать повторным эффектом способности.
Очень сильный талант, серьезно увеличивающий дпс Каразима. В пару к "Пути сотни кулаков" стоит брать "Прозрение" на 20 уровне. Больше "Порывов" = больше дпс.
По объему исцеления данная способность очень похожа на героик другого героя поддержки HotS - Регара, с той лишь разницей, что цель получает исцеление только если умрет. Способность является отличной сейф-абилкой, способной спасти хрупкую Джайну от налома со стороны противника и тем самым сломать врагам все комбо и абсолютно законтрить их агрессию. Единственный минус - нужен хороший тайминг способности и, в идеале, коммуникация. Будет не очень приятно, если та же Джайна уйдет в глыбу, когда на нее будет брошена "Божественная длань", а после выйдет и погибнет, т.к. время действия героика истечет.
ДПС-героик. Лучший выбор, если Каразим выступает в роли убийцы ближнего боя. Чем меньше противников находятся в зоне действия способности, тем больший получит каждый из них в отдельности. Очень важен правильный тайминг способности. Радиус действия совсем небольшой, так что противники могут легко выйти из под удара. В основном используется либо под станы с целью бурста одной-двух целей, либо как сейф-абилка, т.к. 2 секунды неуязвимости в критическом случае дадут вашей команде время среагировать и прийти на помощь.
Отличный талант, который может быть использован как для агрессии, так и для защиты. Агрессивное использование заключается в использовании "Сияющего порыва" на цель (чаще всего милишника), которая будет инициировать схватку. Каразим тоже получает бонус к скорости и присоединяется к инициации. Также способность помогает догонять противников. Защитное использование - ускорение союзника, убегающего от врага.
Просто обязательный талант для ДПС-билда. Увеличивает ваш бурст за счет увеличения количества автоатак и заодно увеличивает эффект от пассивки. Данный талант имеет и хил-потенциал, если у вас получается эффективно использовать "Касание смерти" и при этом исполнять свои обязанности как лекаря. Больше автоатак = больше хила. Какой из талантов выбирать, будучи хилом - решать вам.
Данный талант стоит внимания, только если в команде врага есть герои, наносящие огромный урон магией, вроде Келя и Джайны, и целью фокуса являетесь вы. Я не могу поставить этот талант в раздел "не рекомедуемых", т.к. это было бы неверно, но щит на монахе используется в довольно специфических ситуациях, когда собственный отхил никак не пропорционален получаемому урону.
Еще один достаточно редкий выбор, который, тем не менее, нельзя назвать плохим. "Неудержимость" стоит выбирать, если вы постоянно являетесь целью вражеских способностей контроля, особенно станов. Для хил-монаха талант менее актуальный, чем для ДД, т.к. "Успокаивающее дыхание" на 16 уровне помогает справиться с большинством способностей контроля.
Очень сильный талант, позволяющий Каразиму снимать сразу несколько эффектов немоты, ослепления и др. Несмотря на то, что способность не снимает эффекты оглушения, она очень сильно помогает держать команду в добром здравии. После 16 уровня Каразим становится одним из самых сильных лекарей в Heroes of the Storm именно благодаря этой способности. Обратите внимание: эффект таланта не срабатывает от второго исцеления, которое дает "Небесное эхо" 7го уровня.
В сочетании с талантом "Кулаки ярости" 13 уровня, данный талант позволяет очень серьезно снизить КД "Касания смерти". Это хорошо не только тем, что намного увеличивает урон, но и там, что позволяет больше атаковать с безопасной дистанции, которую дает способность.
По описанию - очень сильный талант для хил-билда. Жаль, что он не срабатывает от "Небесного эха" 7го уровня, т.к. это несомненно сделало бы "Круг жизни" топовым пиком на 16 уровне. А так, "Успокаивающее дыхание" чаще всего предотвращает больше урона, чем "Круг жизни" сможет нахилить. Стоит выбирать этот талант, если у врагов все совсем туго с контролем, либо очень много станов, от которых "Успокаивающее дыхание" не спасает.
Самый популярный выбор для хилера на 20 уровне. Один из самых сильных защитных талантов в хотс. Вовремя сдав щит под АОЕ противника, вы можете спасти сразу несколько тиммейтов и сломать комбо врага. Мобильность, которую дает монаху "Сияющий порыв" (Q), позволяет еще более эффективно использовать "Щит бури", с легкостью накрывая им большую часть команды.
Данная способность отлично сочетается с талантом 7го уровня "Путь сотни кулаков". Способность не только поправляет быстро проседающую ману, но и увеличивает урон и мобильность для ДПС-Каразима. Тем самым, "Прозрение" является топовым талантом для монаха, пытающегося выжать максимальный дпс.
Многие думают, что этот талант предназначен исключительно для неопытных игроков, неспособных идеально бросать "Божественную длань". Тем не менее, это далеко не так. Враги тоже умеют стопать урон, при получении целью эффекта "Божественной длани". Если команда врага очень эффективно контрит ваш героик, советую взять этот талант. Если же нет - берите "Щит бури", т.к. он дает просто огромную защиту вашей команде.

Хил-билдДанный билд заточен на максимальную поддержку и отхил команды. В таком билде Каразим довольно комфортно чувтвует себя в роли одиночного целителя. Единственное - нужно всегда следить за запасом маны, которая у монаха имеет свойство быстро кончаться.
ДПС-билдБилд, направленный на то, чтобы выдавать максимальный ДПС. При таком варианте развития монах выступает скорее в роли мили-убийцы, так что проку от его исцеления немного. Очень рекомендуется иметь еще одного героя поддержки в качестве полноценного хилера.
Каразим - один из самых разносторонних героев Heroes of the Storm, а значит, что бы вы ни делали, вам всегда следует внимателбноо следить за игрой и реагировать на действия союзников и противников. Монах - герой, требующий хорошего знания игры и умения работать в команде. Учитывая, что Каразим очень плохо справляется с миньонами на линиях, командные действия для него всегда остаются на первом плане.
Вне тимфайтовНесмотря на то, что командные бои в HotS случаются довольно часто, очень важно знать, чем заняться в оставшееся время. Каразим плохо справляется с наемниками соло, т.к. не обладает АОЕ уроном, соответственно, при захвате лагерей следует попросить помощи у союзника. То же самое и с лейнингом. Собирать опыт со всех линий жизненно важно для победы, и монах может постоять на линии соло, пока союзник отлучился по другим делам. Тем не менее, соло-лейнить на постоянной основе Каразиму крайне не рекомендуется, т.к. он, опять же, не обладает АОЕ уроном, а значит, зачищает миньонов он очень медленно.
При передвижении по карте, как и всегда в HotS, старайтесь следить за картой, дабы не стать легкой добычей для противника. Несмотря на то, что монах обладает хорошей мобильностью, во время прогулок по вражеской территории старайтесь держаться позади танка и в радиусе каста хилера (если вы выполняете роль мили-убийцы). Монах не обладает возможностями для безопасной проверки кустов, а значит, проходить через них стоит очень осторожно. Если вас все-таки поймали, постарайтесь использовать "Сияющий порыв" на союзнике для того, чтобы спастись.
Во время тимфайтовВыполняя роль мили-убийцы, старайтесь атаковать уязвимых вражеских убийц или героев поддержки. Тем не менее, даже несмотря на огромную мобильность Каразима, не следует забираться слишком далеко вглубь команды врага и далеко отходить от вашего лекаря. В зависимости от инициации и расположения противников иногда приходится бурстить вражеского танка. Несмотря на то, что многие считают это неэффективной стратегией - это лучше, чем сосвем не наносить урон или умереть от неосторожной игры.
Будучи лекарем, ваша задача, как можно догадаться - не дать погибнуть союзникам. Если инициация исходит от вашей команды, сразу же начинайте поддерживать героев, начинающих битву: используйте на них "Защитное поле" и "Дыхание небес". Вам также следует использовать "Касание смерти" для нанесения урона и исцеления союзников от пассивки, если вы не рискуете погибнуть. Тем не менее, "Дыхание смерти" - ваш главный приоритет: всегда следите, чтобы для этой способности оставалось достаточно маны. "Сияющий порыв" стоит использовать с умом, как дпс-монаху, так и хилеру, т.к. способность имеет достаточно большой КД и ее может не оказаться под рукой, когда нужно срочно добраться до союзника и подхилить его, либо самому выйти из под огня противника.
Если на вашего уязвимого союзника наламываются противники, "Сияющий порыв" с талантом "Молниеносность" и "Божественная длань" - ваши лучшие друзья. "Успокаивающее дыхание" также очень сильно помогает вывести союзника из под огня.
Советы- "Сияющий порыв" - очень важная способность, позволяющая Каразиму прыгать на миньонов, наемников и героев. На на
- "Касание смерти" позволяет эффекту пассивки срабатывать намного чаще, что добавляет исцеления или урона. Если вы лекарь, можно бить стены и мобов, когда нет возможности подойти к врагу. Таким образом вы тоже увеличите отхил.
- "Небесное эхо" предоставляет только дополнительное исцеление, без снятия эффектов контроля и без ускорения союзников.
- Не стоит хилить цель при использовании на ней "Божественной длани".
- С помощью героической способности "Семь сторон света" можно неожиданно добивать врагов в дуэли.
Способности монаха образуют изящные и полезные комбо, которые мы и рассмотрим в этом разделе. Некоторые материалы взяты и переведены с сайта
heroesfire.comПрекаст "Касания смерти" |  | -> |  |
Вы можете использовать "Касание смерти" перед тем, как сблизиться с врагом при помощи "Сияющего порыва". Это комбо используется, чтобы быстро добраться до врага и нанести ему значительный бурст-урон. Так как "Сияющий порыв" обладает двумя зарядами, вы можете не только прыгнуть на врага, но и впоследствии ретироваться, использовав "порыв" на союзнике. Старайтесь не спамить "Сияющий порыв" постоянно. Он стоит 30 маны, но с двумя зарядами расход выходит очень ощутимым. При неаккуратном использовании, особенно в начале игры, можно легко слиться по мане.
Исцеление с авто-атак | |  | -> |  |
При использовании "Перерождения" в качестве пассивки, авто-атаки дают довольно неплохое исцеление. "Касание смерти" очень серьезно увеличивает скорость авто-атак, а значит и отхил. За одно применение "Касания" вы сможете протолкнуть в районе 10 авто-атак. Пользуйтесь этим для увеличения своих показателей исцеления, ну и конечно для помощи союзникам.
"Исцеляющий скачок" | |  | -> |  |
Это комбо очень похоже на эффект "Исцеляющего скачка" Светика. Вы просто используете "Сияющий порыв" для того, чтобы настигнуть цель, которой требуется подхил и сразу же прожимаете "Дыхание небес". Идея очень проста, и "Сияющим порывом" вполне можно пользоваться для отхила команды. При использовании таланта "Небесное эхо" вы можете телепортироваться снова, чтобы достать хилом до нуждающихся в нем членов команды.
 |  |  | | Убийцы дальнего боя со станами или замедлениями хорошо сочетаются как с хилящим Каразимом, так и с ДПС. Эффекты контроля компенсируют отсутствие оных у монаха и позволяют ему эффективно атаковать противников в мили-зоне. Каразим же в свою очередь может подсобить им своим отхилом и спасти их хлипкие тушки "Божественной дланью", если понадобится. |
 |  |  | | Монах способен отлично помогать врывающимся мили-убийцам. Щиты, дополнительная скорость передвижения, увеличенное исцеление, снятие контроля, "Божественная длань" - таланты монаха намного увеличивают боевую эффективность милишников и делают их жизнь безопаснее. |
 |  |  | | Каразим отлично работает в паре с другими героями поддержки. Если монах тоже выбирает себе роль целителя, команде противника будет очень сложно пробить ваш отхил. Одно НО: старайтесь использовать "Божественную длань" после того, как Регар или Утер сдали свои героики, кроме случаев, когда последние не могут достать до цели. Таким образом вы предотвратите наложение героиков. |
 |  |  | | Каразим также облегчает жизнь тем танкам в HotS, которых обделили врожденной мобильностью, да и просто тем, у кого эскейпы на КД. Ваши воины чаще всего будут стоять в самых первых фронтах, поэтому иногда случается что при отступлении они остаются позади. Ваши способности, увеличивающие скорость передвижения придутся тут как нельзя кстати. Также их можно использовать и при нападении, чтобы облегчить воинам инициацию. |
 |  | | Эффекты ослепления серьезно уменьшают боевую эффективность монаха и часто приводят к слитому в молоко "Касанию смерти". Каразим обладает одними из самых быстрых авто-атак в Heroes of the Storm, а значит - более чувствителен к ослеплениям, чем большинство других героев. Старайтесь всеми силами не попадать под эффекты ослепления и держаться подальше от противников, способных их накладывать. |
 |  |  | | Каразим не обладает способностями контроля, а значит ему тяжело тягаться с убийцами дальнего боя, способными кайтить его благодаря своим способностям контроля или мобильности. Старайтесь выбирать цели попроще или ждите контроля со стороны союзников перед нападением на подобных героев. |
 |  |  | | Играя за Каразима, остерегайтесь дуэлей с противниками, способными одолеть вас один на один. Вместо этого, сражайтесь вместе с командой и защищайте их от натиска подобных героев. Хотс - командная игра и вместе с товарищами вы сможете победить любого. |
Оскверненные святилищаМонах неплохо чувствует себя на данной карте, т.к. ваши союзники постоянно хотят всей толпой выполнять задание карты. Во время битв за святилища ваш АОЕ-хил придется как нельзя кстати, как и пассивка "Перерождение". Для повышения отхила можно бить маленьких чертят, когда не получается достать до героя врага. Ваши способности, увеличивающие скорость передвижения союзников придутся как нельзя кстати, если враги спустят на вас карателей. "Божественная длань" также поможет спасти тиммейтов, являющихся целью карателя и команды врага.
Гробница королевы пауковОдна из самых сложных карт в HotS для Каразима. Дело в том, что нашему монаху очень тяжело справляться с соло-лейнингом, поэтому он не может эффективно лейнить, пока ганк-отряд союзников роамит по карте. Если монаху все же приходится стоять на линии одному, попробуйте подпускать миньонов врага к башням, а не лезть на рожон посередине линии. Для "Гробницы королевы пауков" я бы посоветовал взять "Защитное поле" или "Исцеляющий идол" на 4 уровне, т.к. часто случаются продолжительные бои вокруг мест сдачи кристаллов.
Вечная битваНа карте "Вечная битва" очень важен контроль наемников и бессмертных. Лейнить много Каразиму не придется, что, конечно же, хорошо. Значительная часть игры проходит в стояниях стенка на стенку посередине карты, а значит, "Исцеляющий идол" может оказать вашей команде неоценимую поддержу. Если вы - лекарь, старайтесь как можно больше хилить "Перерождением" с авто-атак, т.к. мана при продолжительных схватках на миде имеет свойство заканчиваться очень быстро. При защите от Бессмертного врага, старайтесь держать дистанцию и иметь достаточно стаков "Сияющего порыва в запасе.
Небесный храмНа этой карте контроль территории храмов играет решающую роль. Если есть подозрение, что сражения будут продолжительными, имеет смысл выбрать "Исцеляющий идол" на 4 уровне. В районе 4 минуты, в зависимости от времени борьбы за первые храмы, монаху стоит захватить лагерь наемников, вместе с еще одним тиммейтом. Для Каразима это более эффективное времяпровождение, чем стояние на линии. Монах-лекарь здесь особенно полезен, т.к. "Дыхание небес" хилит в небольшом АОЕ радиусе и сможет попадать по многим союзникам во время битв за храмы.
Проклятая лощинаЕсли в вашей команде есть мили-убийцы или воины с сильным контролем, Каразим может роамить с ними в начале игры и помогать с ганками. Если же приходится лейнить, заручитесь поддержкой союзников. Можно даже сформировать тройную линию и пытаться пушить. Плохой соло-лейнинг заставляет монаха на этой карте постоянно держаться рядом с союзниками. Всегда будьте в курсе, кто идет собирать дар и идет ли вообще кто-либо этим заниматься. Быть в нужном месте в нужное время - вот ключевое правило для монаха на карте "Проклятая лощина"
Призрачные копиНа данной карте Каразиму всегда стоит идти на линию с тремя другими тиммейтами, т.к. он может обеспечить их хорошей поддержкой при помощи своей пассивки и "Дыхания небес". В шахтах Каразиму бывает тяжко, т.к. он не обладает никаким АОЕ для быстрой зачистки мобов. Следует держаться союзников и пытаться забрать невнимательных героев противника. Несмотря на то, что чаще всего лучшим решением, если ваш голем сильнее, является пуш, не идите пушить в одиночку. Ваша команда может делать казалось бы безумные вещи, но, играя за Каразима, всегда помогайте большинству.
Сад ужасовТалант "Успокаивающее дыхание" 16го уровня позволяет Каразиму диспелить полиморф от вражеского монстра. Это делает монаха одним из сильнейших героев поддержки хотс на этой карте. Ваша главная задача - помогать команде собирать семена. Ваша пассивка может неплохо нахилить, пока вы будете бить нейтрального ужаса. Тем не менее, стоит почаще проверять кусты вокруг и, при обнаружении приближающегося врага, менять позицию с помощью "Сияющего порыва". Если Каразим - единственный герой поддержки в команде, ему не стоит брать ужас садов.
Драконий крайОдна из лучших карт для Каразима, благодаря его способности к АОЕ исцелению и сильным пассивкам, позволяющим эффективно сражаться за обелиски. Учитывайте, что монах - плохой лейнер, поэтому стоит держаться рядом с одним или двумя союзниками. Очень часто формируется нижняя линяя с 3мя игроками, т.к. с нее есть хороший доступ к лагерям наемников. Каразиму ни в коем случае не стоит брать рыцаря-дракона, если он является единственным лекарем в команде, т.к. при пуше без героя поддержки ваши союзники скорее всего погибнут.
Бухта ЧерносердаНа "Бухте Черносерда" Каразиму ни в коем случае не стоит отправляться соло на нижнюю линию, т.к. лейнер из него никакой. Вместо этого, стоит побороться с остальными членами команды за сундук на средней линии. Пассивка "Перерождение" и огромная скорость атаки позволяют нашему герою очень быстро разрушать сундуки, одновременно подхиливая команду. "Исцеляющий тотем" хорош при длительных боях около пирата, а "Божественная длань" позволит вам спасать особо важных героев, несущих наибольшее количество монет.
Каразим ИРЛ (видео найдено одним из наших читателей)
Геймплей Каразима