ММО-игры на наших компьютерах - это уже давно привычная реальность, хотя в массы этот жанр пошел всего десять лет назад. С тех пор такие игры, как World of Warcraft и прочие "киты", задали стандарты, по которым мы с вами играем.
Один из них - поля боя, баттлграунды или, попросту - БГ. Все мы знаем, что это такое. А что, если сделать БГ отдельной игрой? Получим жанр, который в последнее время не устает заносить новые записи в книгу рекордов Гинесса, - Massively Online Battle Arena (MOBA).
Но почему MMO RPG уперлись в 2010 году в какой-то стеклянный потолок, а помесь БГ и RTS - пошла дальше и сделала классику в разы и разы?
Пацан к успеху шелММО-игроки долго и упорно развивают своего персонажа и могут все нажитое взять с собой на поле боя (с ограничениями, конечно). В награду они получают новое снаряжение, репутацию и опыт, которые мотивируют их ходить туда снова и снова.
MOBA-игроки получают уже готового к битве персонажа, которого, если и можно раскачать за время матча, то этот прогресс будет обнулен с окончанием раунда. Конечно, и в этом правиле есть исключения. Были движения сделать какой-то постоянный значимый прогресс в играх типа Rise of Immortals или Dungeon Defenders, но успеха они не имели. Похоже, здешним игрокам интереснее сам процесс резни, чем награда в виде прогресса.
Выходит, большинство людей предпочитает по-быстрому что-то намутить и ничего не получить, чем годами качать персонажа и... тоже получить вершки-корешки при выходе очередного дополнения или перехода на f2p.
Потому что мы бандаВ MMO-играх творится настоящий суп существ с точки зрения баланса в PvP. Изначально классы в этих играх придумывались совсем для другого. Персонажи могут быть одеты в разы лучше или хуже. В итоге, сложно сказать, что какой-то конкретный класс или сетап тащит. Все решает скоординированность команды. Премейд уделает рандомов. Сыгранный премейд уделает тех, кто только начинает. И в этом вопросе про классы вспоминают в последнюю очередь.
В таких играх, как Dota, классовые сетапы - это все. В начале игры все персонажи равны. Это позволяет разработчикам отстраивать баланс, а игрокам придумывать выигрышные комбо.
Вывод - большему числу игроков нравится акцентированная классовая тактика, а не "один на деф, остальные на лес".
Мы такие разныеНо... спасут ли эти две простые находки ныне преуспевающий класс от беды? Warcraft дал начало двум знаковым сетевым проектам современности: WoW и DotA. Первый пошел по пути PvE и создал канон MMO RPG игры. Второй стал иконой PvP и создал тот самый дота-стайл. Игры пошли в разные стороны и в итоге... встретились. Дошло до того, что датамайнеры раскопали в файлах World of Warcraft зайчатки БГ формата 5х5 с названием Defence of the Alehouse.
Если же смотреть глобальнее, то все больше игроков в WoW используют своего персонажа, как героя MOBA. Зашел, встал в очередь на БГ или LFR, побегал, попрыгал в свое удовольствие и вышел. Прогресс, лор, исследования? Да большинство современных игроков не найдет вход ни в один рейд или подземелье. Помогает это новшество MMO жанру выживать? Или наоборот еще более надежно загоняет его в гроб?
Процесс заимствования идет полным ходом. В Лиге Легенд есть танки, которые пришли сюда из классических рейдов. Правда, они пользуются не аггро-механизмом. Но вот в Guild Wars 2 танки уже полагаются на контроль, а не на аггро. А лекари больше похожи на саппортов MOBA, чем классических хилов MMO RPG. И что, аудитория GW2 растет от этого?
День суркаВсе мы знаем, в каком состоянии находится жанр MMO RPG. Почему и как он в нее попал - тема отдельной заметки. Но падение числа игроков, эпигонство разработчиков, крах или прозябание новых проектов - это наша MMO реальность.
Есть подозрение, что MOBA игры движутся по тому же пути. Все повторяется, но со сдвигом по времени и на другой, более широкой, аудитории.
Быть может, мы сейчас переживаем 2010 год MOBA-игр? Кажется, что они готовы захватить Галактику. Кислый пророчит 200 миллионов игроков по всему миру через три-четыре года. Blizzard бросает Титан и монстрячит свою дотку с Рейнором и Керриган.
Blizzard заглядывает в рот Valve, Arena заглядывает в рот Riot. Wargaming и Gaijin приходится переименовывать свои игры перед самым анонсом, потому что странно объявлять о запуске двух разных проектов с одним названием - World of Planes - вслед друг за другом на одном и том же выставочном стенде.
Хорошо ли, если в результате этих гляделок мы будем получать БГ, похожие на DotA или Диабло верхом на пони?
World of Warplanes уже стартанул, да так, что его едва видать на второй странице рейтинга Xfire. Посмотрим, какой будет судьба Героев Шторма.