Приветствую всех.
В этой статье я постарался показать становление игры WoW на китайском рынке, который сейчас составляет почти половину базы подписчиков. Надеюсь кому-то будет интересно узнать как изменяется игра в другом регионе.
Все началось в 2004г, когда выход оригинальной классической игры был не за горами. И компания Blizzard уже тогда начинает продвигаться на китайском рынке. В 2005 году она заключает соглашение с местным оператором The 9 Сity (The9), в задачу которого входило продажа игры, создание и обслуживание серверов а так же техническую и внутриигровую поддержку. Уже в марте 2005г началось внутреннее тестирование и локализация классической версии, а в апреле бета-тестирование. В конце концов релиз игры в Китае пришелся с на 7 июня 2005г.
Особое внимание стоит уделить релизу и маркетинговой кампании. Дело в том, что компания Coca-cola в это же время так же начинала продвигать свой продукт в Китае. И Blizzard вместе с ней решили объединить свои усилия в маркетинговом продвижении. Главенство в этом деле взяла на себя Coca-cola, а совместным брендом стало название iCoke. В этой акции можно было принять участие в любом интернет-кафе, которые пользовались большим спросом в Китае. Конкурсы проводились не только в реале (собрать n крышек кока-колы и тд) но и в самой игре. Призами этой акции были: телевизоры, ноутбуки, фотоаппараты, различные мягкие игрушки и конечно же уникальные внутри-игровые питомцы для WoW, которых уже нигде не получить.

Затем следует 2006г, за который Blizzard выпускает несколько обновлений, заполняя мир Азерота высокоуровневыми локациями, подземельями и первыми рейдами. И в этом же году мир узнает о готовящемся первом дополнении к игре: The Burning Crusade. Оператор The9 конечно же начинает тестировать и локализовывать его для китайского рынка, но впервые сталкивается с проблемами: у министерства культуры Китая возникает несколько замечаний к игре.

Найдите 10 отличий.По их мнению игра нарушала некоторые законы Китая, поэтому оператору пришлось вносить изменения в игре. В основном им пришлось нарастить кожу на костях у всех мертвяков, мобов и убрать/заменить на других игровых объектах. После внесения всех изменений релиз The Burning Crusade в Китае прошел в сентябре 2007г, с запоздание почти на год от США и Европы.
В меру костяные пустоши возле Аукиндона.
Около Каражана частенько вспыхивали бои игроков.А пока в Китае только начали играть в Burning Crusade, в остальном мире уже во всю ждали второе дополнение - Wrath of the Lich King. В 2008г местный оператор The9 предпринимает первые попытки получить одобрение на это дополнение. Конечно же министерство культуры дает отказ, ведь это дополнение изобилует разбросанными тут и там костями, а его тематику составляет борьба с восставшими мертвяками и другими существами армии мертвых.
Так же в этом году у The9 начинаются крупные перебои в предоставлении услуг. Лаги и дисконекты происходили довольно часто, а сервера "падали" и были недоступны по несколько дней. Недовольство своих подписчиков было замечено в компании Blizzard, которая решила сменить оператора в Китае с The9 на его конкурента - NetEase. 7 июня 2009г он окончательно принимает управление игрой на себя.
Смена оператора была необходимой мерой, но так же привнесла с собой новые трудности: выяснилось, что новому оператору придется пройти пере-лицензирование игры заново. А пока у NetEase нет лицензии, сервера в Китае пришлось закрыть.
Черный "экран смерти" на офицальном сайте.Для игроков это было шокирующим известием. Новое дополнение фактические получило полный запрет, а имеющиеся сервера закрыты на неопределенный срок. Поэтому многие из китайских игроков решили не ждать, а стали заново играть на других серверах, ближайшие из которых располагались в Тайване и Корее (на них в то время была актуальная версия игры, и не было цензуры). Наплыв многомиллионной аудитории Китая на эти сервера вызвал недовольство "коренных" игроков, поскольку игровые миры были переполнены и на них выстраивались огромные очереди, а в самой игре происходили большие лаги - сервера не выдерживали нагрузки. Местные даже стали называть китайский игроков саранчой. Для решения этой проблемы операторы в этих регионах срочно открывали новые игровые миры.
Вернемся к материковому Китаю. Здесь полным ходом NetEase старается как можно скорее получить необходимые разрешения и запустить игру. К концу июля WoW, а если быть точнее Classic и TBC, были одобрены министерством культуры Китая, но еще оставалось получить разрешение у генеральной администрации по прессе и печати, у которой возникло несколько замечаний к игре, поскольку за прошедшие годы в законах появились новые запреты. А после внесения этих изменений, игру нужно было заново отправлять на проверку в оба министерства. Пока NetEase вносил поправки администрации, ему разрешили начать частичный перезапуск, который обозначали внутренним тестированием. На время его проведения оператору было запрещено брать плату с игроков, а так же создавать новые аккаунты. Эти ограничения позволяли вновь вернуться в игру игрокам, имеющим аккаунты до закрытия. Так для игроков Китая встал выбор: вернуться играть на "родные" сервера, либо остаться на новых в Тайване или Корее.
После исправления всех замечаний и получения одобрения 19 сентября 2009г окончательно состоялся повторный перезапуск WoW в Китае, доступа к которому не было несколько месяцев. Принимая во внимание этот факт, Blizzard в качестве подарка решили выдавать всем игрокам, зашедшим в игру во время перезапуска, питомца нефритового тигра. Как ни странно, но часть китайцев вернулась в игру на свои родные игровые миры.
Несмотря на успешное возвращение игры её версия сильно отставала от версии в других регионах: в Китае все еще был The Burning Crusade, а в мире уже убивают Артаса и ждут следующее дополнение. Blizzard стремилась сократить этот разрыв в версиях, поэтому после перезапуска NetEase неоднократно пытается получить одобрение на второе дополнение. Из-за довольно жестких законов Китая разработчикам пришлось поменять многое. По новым законам пугающий, жестокий и другой вредный контент был запрещен в играх для несовершеннолетних игроков.



Костяных драконов заменили на модели синих с плотью, Синдрагоса не исключение. А на login screen её совсем убрали.

Валяющихся скелетов заменили на трупы.


Мясных големов зашили. А еще не собранных поменяли на соломенных пугал.
Замене подверглись даже иконки заклинаний, предметов и талантов. А так же некоторые анимации способностей.

До...

... и после.


Самым известным был, состоящий из костей, Лорд Ребрад. Его кожанная версия скорее всего была фотошопом, а в самой игре используется моделька со шлемами.

Вопреки слухам, героический класс рыцаря смерти не отменяли.
Изменений было довольно много и некоторые из них вызывали смех у игроков в других регионах.

Вилсон оказался маленькой коробочкой.

RichBox King - Король Богатая Коробочка.

Аффли-лок? А нет, это всего лишь курьер.
Лишь 27 июля 2010г после множества исправлений дополнение одобрила генеральная администрация по прессе и печати, а 9 августа под напором Blizzard и министерство культуры Китая.
И вот свершилось: 31 августа 2010г Wrath of the Lich King официально выходит в Китае. Весьма интересным фактом является и то, что в релизе версия игры была 3.2.2, которая прошла проверку у чиновников. Через пару месяцев вышло обновление Испытания Крестоносца, а 19 января 2011г значимое обновление: Падение Короля Лича.
Выход следующих дополнений к игре не подвергались сильной цензуре со стороны министерств Китая, поскольку в них тематика была уже другая и никаким образом не могла противоречить законы. Это позволило почти без препятствий выпускать их и догнать версию игры до актуальной.
В июне 2011г власти одобрили дополнение Cataclysm и 25 июля 2011г оно официально запущено в Китае.
17 сентября 2012г дополнение Mist of Pandaria передано и одобрено министерствами и 2 октября 2012г официально выпускается в Китае.
В заключение приведу вам небольшую таблицу с датами выхода дополнений.
Выход дополнения: | США и Европа | Китай |
Classic | 23 ноября 2004г / 11 февраля 2005г | 7 июня 2005г |
TBC | 16 января 2007г | 6 сентября 2007г |
WotLK | 13 ноября 2008г | 31 августа 2010г |
Cataclysm | 7 декабря 2010г | 25 июля 2011г |
MoP | 25 сентября 2012г | 2 октября 2012г |
Как видите, первое дополнение задержалось почти на год, а второе уже почти на 2 года. Несмотря на то, что хоть и к игре имелись претензии, но по большей часть компания Blizzard пала жертвой внутренней борьбы чиновников: министерства культуры с одной стороны и генеральной администрации по прессе и печати с другой. Тем не менее, несмотря на все трудности, Blizzard смогла укорениться на китайском рынке и получила большую аудиторию игроков, хоть ей и пришлось для этого частично переделать игру.