Итак, вы качнули 60 уровень и хотите отжигать на боссах. Система кристаллов в TERA позволяет довольно гибко оперировать боевыми возможностями персонажа. Какие кристаллы выбрать игроку, который делает первые шаги в end-game PVE в роли DPS? Давайте разберемся.
ТИПЫ КРИСТАЛЛОВ- Acrimonious - увеличение шанса крита при атаках боссов сзади.
 - Savage - увеличение шанса крита при атаках сзади.
 - Forceful - увеличение силы крита.
 - Glistening - регенерация маны при крите.
 - Mutinous - увеличение силы атаки на босса (стакается).
 - Brilliant - пассивный мана-реген (стакается).
 - Carving - увеличение шанса крита.

 - Brutal - увеличение урона по оглушенным врагам (стакается).
 - Cruel - увеличение урона от крита на короткое время после того, как вы оглушили врага.
 - Virulent - криты отравляют врага.
 - Focused - повышение шанса крита против босса в энрейдже.
 - Infused - регенерация маны при вашем оглушении.
 - Slaying - повышение шанса крита, если ваше здоровье упало ниже 50%
 - Furious - увеличение силы атаки, если ваше здоровье ниже 50%
 
Кристаллы Infused, Slaying и Furious не очень хороши, потому что вы можете воспользоваться ими, только поставив себя под удары, которые должен принимать на себя танк. 
Камни типа Brutal,Cruel и Virulent не подходят, потому что боссы не много времени проводят в оглушенном состоянии. Можно предположить, что они будут хороши в PvP или против мобов поменьше.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СЕТАПБанально, но 4 топовых камня Mutinous, дадут вам прибавку общего урона на 31%
Плюсы:- Не надо думать о позиции.
 - Не надо заботиться о том, чтобы босс был оглушен.
 - Уменьшаем зависимость от крита, если уровень экипировки невысок.
 - Урон распределен во времени - меньше шансов сорвать босса с танка.
 - При избытке маны вы не теряете в DPS.
 
Минусы- 31% - не так уж и жирно.
 - Если маны мало - этот сетап не решает проблему.
 - Не видать вам эпичных критов на 200к.
 
СЕТАП ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ УРОНА СЗАДИAcrimonious, Savage, Carving + кристалл на ваш вкус (Forceful, Glistening, Mutinous или Focused).
Плюсы:- Наивысший прирост DPS (без необходимости быть наполовину убитым).
 - Отлично работает на топовом гире с высокими показателями крита.
 - Вы можете делать перерывы в ротации для восстановления маны.
 - Если механика боя вынуждает игроков делать стоп-дамаг, вы потеряете меньше DPS.
 
Минусы- Вы должны стоять за спиной босса, а это часто опасно, а иногда невозможно.
 - Потеря времени на позиционировании.
 - Из-за того, что вам надо больше двигаться, в нужный момент способности, повышающие вашу мобильность, могут быть на кул-дауне.
 - Если мана идет с обычных атак, то могут быть проблемы с ее генерацией.
 - Всплески в DPS могут сорвать босса с танка.
 
НЕМНОГО МАТЕМАТИКИДавайте попробуем сравнить урон от этих двух сетапов и рассмотрим ситуацию в натуре - в цифрах. Предположим, ваш базовый урон 10.000, а крит, например равен 13.75%. Тогда универсальный сетап даст нам:
DPS1 = 1.1375*10000*1.312 = 14924,
а сетап для нанесения урона сзади:
DPS2 = ((0.1375*3.58)+1)*10000 = 14922.
Второй вариант дал нам урон, сравнимый с первым, но у нас еще остается один камень, который мы не использовали. Еще один Mutinous-камень даст нам преимущество на 7.8% процента. 
Теперь возьмем случай, когда вам удалось собрать 50% крита:
DPS1 = 1.5*10000*1.312 = 19680
DPS2 = ((0.5*3.58)+1)*10000*1.078 = 30076
Разница в полтора раза никого не оставит равнодушным, но вы должны четко представлять себе: сколько времени я смогу провести за спиной у босса, сколько крита я набираю с учетом моего снаряжения и с учетом состава группы (мистики дают ауру на крит). 
Следующий график отражает зависимость урона от показателя крита для обоих сетапов:
Учтите, что милишникам надо меньше бегать, чтобы оставаться за спиной босса, чем рейнджам. Оцените свои возможности - сколько процентов времени вы можете бить босса сзади от общего времени боя. Тогда картинка ниже поможет вам принять окончательное решение, какой сетап выбрать:
<По материалам форумов TERA (US)>