Инь в МХ, Янь в ОХ
(Гайд для ПвЕ шаманов совершенствования 5.4.0)
Общие сокращения и термины
- Энх (Enhancement shaman) - шаман в специализации "Совершенствование"
- Спек (Specialization) - один из нескольких, доступных классу путей развития, специализация
- Агила (Agility) - ловкость
- АОЕ (Area of effect) - заклинание/способность с действием по области
- БиС (Best in slot) - лучший предмет экипировки в игре
- ГКД (Global cooldown) - общее время восстановления способностей
- Дот (Damage of time) - заклинание или способность, наносящая свой суммарный урон в течение определенного времени
- ДПС (Damage per second) - урон в секунду
- Инта (Intellect) - интеллект
- Хаст, хаста (Haste) - рейтинг скорости
- Мастери (Mastery) - искусность
- Хит, спелхит (Hit, spell hit) - меткость, шанс нанесения урона заклинанием
- Экспертиза (Expertise) - мастерство
- МХ (Main hand) - Оружие в правой руке/слот для оружия в правой руке
- ОХ (Off hand) - Оружие в левой руке/слот для оружия в левой руке
- МВ/MW (Maelstrom weapon) - Оружие водоворота - одна из ключевых способностей шамана спека "Совершенствование"
- АЭ, АЕ (UE) - Высвободить чары стихий
- Асенданс, Ассенданс (Ascendance) - Перерождение
- СС, УБ, Удар бури (Stormstrike) - Удар бури
- Штормбласт - Свирепость бури. Удар бури во время действия перерождения
- ВФ, WF (Windfury) - Оружие неистовства ветра
- ФТ, FT (Flametongue) - Оружие языка пламени
- Шок - мгновенное заклинание дальнего действия:
- ФШ, ОШ, FS (Flame shock) - Огненный шок
- ЕШ, ЗШ, ES (Earth shock) - Земной шок
- ЩМ, LS (Lighting shield) - Щит молнии
- ШР, шаманистик, SR (Shamanistic rage) - Ярость шамана
- Сиринг, ST (Searing totem) - Опаляющий тотем
- ФН, КО (Fire nova) - Кольцо огня
- Волки, собаки, SW (хотя в оригинале - Feral spirit) - Дух дикого волка
- Элем, ФЕ, FE (Fire elemental) - Тотем элементаля огня. Так же подразумевается сам элементаль
- Хилинг тайд, ХТТ (Healing tide totem) - Тотем целительного прилива
- Бульварк (Stone bulwark totem) - Тотем каменной преграды
Основы совершенствования
Основные способности
По достижению 10-го уровня, при выборе спека шаман получает в свой арсенал базовые способности, на которых основывается дальнейший стиль игры. С повышением уровней персонажа появяется доступ к остальным ключевым абилкам. В энхоспеке на 10-м уровне нам становится доступно следующее:
- Бой с оружием в каждой руке - способность брать по одноручному оружию в каждую руку и небольшой шанс парирования фронтальных атак. Стоит заметить, что теперь мы не имеем халявных 6% милихита от данной способности, как это было в Катаклизме
- Острота ума - скалирование нашей силы заклинаний от нашей же силы атаки в размере 65%. Снижение манакоста всех мгновенных заклинаний наносящих урон, дающих положительный эффект, а так же установки тотемов. В МоП объединена со способностью времен Катаклизма - Изначальная мудрость. Позволяет не беспокоится о количестве маны, благодаря сильнейшему регену от мили атак.
- Вскипание лавы - одна из основных способностей энха. Удар оружием в левой руке, имеет огненную школу и наносит увеличенный урон, если ОХ усилен оружием языка пламени
- На 20-м уровне мы получаем способность Шквал. Крит от мили атаки триггерит баф на 15% скорости мили атак. Время действия - 15 секунд, либо 5 мили свингов. Кроме того, пока действует баф, показатель хасты с нашего эквипа увеличен на 50%
- Удар бури - доступно с 26 уровня. Мгновенная атака обоими оружиями, физический урон. Вешает дебаф на цель, при котором наша Молния, Цепная молния, Щит молний, Земной шок и Удар духов стихий имеют повышенный на 25% шанс критического урона.
- Жгучее пламя (34 уровень) - при нанесении урона опаляющим тотемом, либо огненным элементалем, урон от оружия языка пламени увеличивается на 8% за стак. Суммируется до 5 раз, длится 15 секунд. При применении Вскипания лавы поглощает все стаки и усиливает вскипание на 20% за стак. Накладывается в виде бафа на шамана, что позволяет не сильно проседать по дпс во время частых свитчей между несколькими целями.
- Статический шок (40 уровень) - пассивная способность. При использовании Удара бури и Вскипания лавы мы получаем 45%-ный шанс прока Щита молний, если он активен.
- Кольцо огня (44 уровень) - основная аое способность энха.
- Оружие водоворота (50-й уровень). При нанесении урона милиатакой есть шанс уменьшить длительность каста и маназатраты на натур спел на 20%. Стакается до 5 раз и мы получаем мгновенный, бесплатный каст нашей абилки, базовое время каста которой без бафа не превышает 10 секунд. Это Молния, Цепная молния, Удар духов стихий, Цепное исцеление, Целительный ливень, Исцеляющий всплеск, Сглаз, Сковать элементаля
- Высвобожденная ярость (55 уровень) Аура. Бафаем милихаст.
- Дух дикого волка (60 уровень). Призыв пары призрачных волков, которые грызутся за нас в течение 30 секунд. Считается дпс кулдауном энха. Волки – не петы, а гварды
- Поступь духа (60 уровень) - наш спринт
- Ярость шамана (65 уровень) - основной сейв
Искусность
Великая сила стихий - искусность, она же мастери. Доступна любому персонажу, достигшему 80-го уровня. Для каждого спека имеет уникальную механику. Для энха - пассивное увеличение всего магического урона. На 90-м уровне остается одним из привлекательнейших вторичных статов.
Тотемы
Стандартных тотемов у энха 11 штук. Еще 3 мы можем взять в талантах, о них подробней позже:
- Тотем исцеляющего потока Небольшая помощь хилам, имеет кулдаун 30 секунд и время существования - 15 секунд.
- Тотем целительного прилива Мощная помощь рейду в критических по отхилу ситуациях. 3-хминутный кулдаун. В 5.4. переведен из талантов в обычные способности шамана.
- Тотем порыва бури После установки, все цели в радиусе 30-и ярдов, которые подверглись вашей атаке или атаке ваших союзников, получают дополнительный урон от сил природы. Серьезный дпс кулдаун для рейда, причем уникальный для шамана. Кд данной способности - 5 минут, лучше использовать совместно с БЛ
- Тотем заземления Граундинг, в пве используется редко. Время существования - 15 секунд
- Тотем конденсации Через 5 секунд после установки взрывается, оглушая противников в радиусе 8 м на 5 секунд.
- Тотем элементаля земли В 5.4. изменен, не таунтит не только рейдовых боссов, но и любую цель танка-союзника. Время существования - 1 минута, время восстановления - 5 минут. Используется в основном, как небольшой плюс к дпс.
- Тотем трепета Снимает сон, страх и подчинение с шамана и союзников в радиусе 30 м.
- Тотем оков земли Тотем для аое замедления целей.
- Опаляющий тотем Базовый тотем для нанесения урона.
- Тотем элементаля огня - отличный дпс кулдаун для энха. Время действия - 1 минута, кулдаун - 5 минут.
- Тотем магмы На бумаге актуален при аое по 6 и более целям. На практике весьма слаб и чаще всего не отвечает требованиям пве контента.
Пассивные ауры
Помимо высвобожденной ярости, энх обладает 2-мя пассивными аурами, бафающими всю группу/рейд:
Выбор оружия. Усиления оружия
Механика энха завязана на использовании 2-х медленных одноручных пушек в основном, благодаря своим базовым способностям и усилениям оружия.
Шаман обладает 5-ю различными вариантами усиления оружия силой стихий. Энху доступно 4 из них, т.к.
Оружие жизни земли может испольовать лишь рестор. В зависимости от наложенного усиления, меняется эффект от использования способности
Высвободить чары стихий. Все усиления имеют длительность в 1 час.
- Оружие неистовства ветра Теперь - уникальное усиление оружия, доступное лишь в спеке энха. Шанс прока остался прежним - 20%. Следует помнить, что 20% - это расчет со всех атак. Внутреннее кд на прок - 3 секунды. А если мы проанализируем любой лог и выделим лишь те белые атаки, при которых прок мог иметь место (т.е. каждые 3-хсекундные свинги), то получим вероятность ~36%. Чарка по прежнему необходима, по прежнему вешается на МХ (с ОХ проки в 2 раза слабее) и не рекомендуется к использованию на обоих оружиях: внутренний кд в 3 секунды может "заблокировать" сильный прок с правой руки, тогда как с левой прокнет в 2 раза слабее.
Высвобождение данных чар наносит 90% от урона оружия и увеличивает скорость милиатак на 50% на 12 секунд, либо на 6 милисвингов. - Оружие языка пламени Увеличивает весь магический урон на 7%. Каждый удар триггерит прок на фаер дамаг, величина которого зависит от скорости оружия. С медленным оружием урон от способности будет выше. Предусмотрено для использования на ОХ в ПвЕ, т.к. привязано к Вскипанию лавы. Использование 2-х таких усилений на обоих пушках не даст особенного прироста - 7% к магич. урону с одного оружия не будет стакаться со вторым.
Высвобождение наносит урон от огня и усиливает следующее заклинание огненной школы на 30%. Фактически, это усиление лишь огненного шока и кольца огня. - Оружие ледяного клейма Имеет 50%-й шанс стриггерить прок, при котором цель получит урон от ледяной магии и снизит скорость передвижения на 50% на 8 секунд. Основное поле применения - ПвП аспект игры
Высвобождение наносит дополнительный урон от магии льда и замедляет цель на 50% на 5 секунд - Оружие камнедробителя Снижает весь входящий урон на 5%, повышает агрогенерацию на 30%. В пве может быть полезно лишь при кайте чего либо, особенно в связке с оружием ледяного клейма. Очень ситуационная способность.
Высвобождение - таунт на 5 секунд
Итог всего вышесказанного - используем 2 медленных одноручки (2.60). По умолчанию, в правую руку берется более сильное оружие, а в левую послабее. В 5.4. возможна смена этих приоритетов при выполнении следующих условий:
- - у вас есть 4хт16
- - в бою имеется 2 и более целей и аптайм разбрасываемого вскипанием огненного шока высок
В МХ чарим оружие неистовства ветра, в ОХ - оружие языка пламени. Необходимость использования остальных чар в пве контенте встает крайне редко, и, как правило, связана с выполнением нестандартных задач на энкаунтерах.
Таланты и символы
Система талантов
Тир 1 - ВыживаниеРежем урон по себе, выживаем, облегчаем работу хилам. Здесь страж природы выглядит абсолютным пвп талантом, а выбор в ПвЕ стоит в основном между тотемом каменной преграды и астральным сдвигом. Выбираем по ситуации. Например, частый тикающий урон (ауры, и т.д.) предполагает использование тотема, а необходимость переживать сильный урон в короткий промежуток времени склоняет чаши весов в пользу астрального сдвига. В 5.4. Апнут как тотем, так и астральный сдвиг. У первого базовое поглощение равно 89201 хп и по 22300 хп за дальнейшие тики, кд астрального сдвига уменьшено с 2 минут до 1,5 минут.
Тир 2 - Контроль/антиконтрольТир явной ПвП направленности, все таланты либо ограничивают движение соперника, либо снимают ограничения на свою способность передвигаться. Тотем хватки земли заменяет стандартный тотем оков земли, и, помимо замедления, оплетает корнями цели, не давая двигаться. Мощь льдов позволяет заковывать цель в лед ледяным шоком, а тотем ветроступа снимает подобные эффекты замедления/сковывания с шамана и группы/рейда.
Тир 3 - Махинации с тотемамиЕще один тир, с креном в ПвП. Зов стихий обнуляет кд тотемов с базовым временем восстановления до 3-х минут. Новый для 5.4. талант стойкость тотемов: позволяет использовать 2 тотема одной школы одновременно. Не работает с огненными тотемами, вследствие чего для нас ценность не так высока, но по ситуации можно брать. Проецирование позволяет переместить установленные тотемы в другое место.
Тир 4 - Первый ДПС-тирПокорение стихий имеет право на жизнь, особенно в паре с повелителем изначальных стихий из шестого тира. Подобный билд будет востребован в боях, где необходим сильный бурст. Эхо стихий в энхоспеке имеет 30%-ный прок на все спелы, за исключением удара духов стихий. Эта абилка имеет 6%-ю вероятность дублирования. Стремительность предков – 1 мгновенный каст раз в 1,5 минуты и мощный пассивный баф: 10% милихасты +5% спелхасты.
Тир 5 - Таланты направленные на отхил группы/рейда Помогаем хилам. Проводимость можно отмести сразу. Нерф лужи и неуклюжая попытка сделать данный талант привлекательным пока себя не оправдала.
Наставления по-прежнему отличный выбор для большинства боев. В паре с тотемом целительного прилива мы можем очень неплохо помогать в быстром поднятии рейда.
Стремительные потоки – это талант скорей для рестор ветки шамана, для энха выбор этого таланта в обычных условиях весьма сомнителен.
Тир 6 - Второй ДПС-тирВторой тир, напрямую влияющий на наш урон, стиль игры и подбор статов. Освобожденная ярость добавляет дополнительные эффекты к высвобождению чар, повелитель изначальных стихий позволяет вызывать усиленного элементаля огня, что крайне полезно на бурст фазах/энкаунтерах, а удар духов стихий триггерится от оружия водоворота и может использоваться в ротации совместно с молнией.
Что выбрать то? На дпс влияет лишь тиры 4 и 6. Остальные таланты необходимо брать, исходя из ситуации.
По предварительным (очень ранним, неподтвержденным, и немного неоптимизированным под каждый вариант) расчетам умных людей, все вариации талантов в 5.4. имеют близкий по эффективности результат.
Подробней картина выглядит
так:

Для 5.4.8 в гире, близком к максимально эффективному с перековкой и камнями в искусность эффективность талантов выглядит так:

Продолжительность боя 450 сек. 10000 Итераций.
За обновленную табличку благодарности
ПэпперуЧтобы избежать вопросов, поясню сразу:
EM - Покорение стихий
АS - Стремительность предков
EE - Эхо стихий
UF - Освобожденная ярость
PE - Повелитель изначальных стихий
ЕВ - Удар духов стихий
Например, Shaman_Enh_T16H_AS_EB : 395835 dps означает что через симкрафт прогонялся энх в т16 героик шмоте (из Осады Оргриммара) с раскладкой талантов Стремительность предков + Удар духов стихий.
Еще раз хотел бы отметить, что под каждый из вариантов использовался энх, закованный в искусность с головы до пят. Т.е. при тесте хастового энха результаты могут быть (да и будут) другими. Используем симкрафт.
Для рейдивших в 5.4 результаты тестовых прогонов энха в бис гире т15 (спасибо Месу):
Последние на текущий момент результаты. Фул мастери билд (как сейчас фул хаст)
Символы
Есть более полезные символы, есть менее полезные, есть вообще не нужные в нашем нелегком деле. Из тех, что могут пригодиться я бы выделил:
- Символ тотема элементаля огня Обязательный в 5.2. и 5.3. символ. Теперь уменьшает кд элементаля не на 40% и до 3-х минут, а на 50% (до 2,5 минут), что, несомненно, плачевно, однако в некоторых ситуациях может быть полезно.
- Символ исцеляющей бури Часто необходимый символ на освоении. В 5.4. не усиливает лужу, однако цепное исцеление и всплеск по прежнему в деле.
- Символ огненного шока Позволяет увеличить пассивный самоотхил. Неплох для самоотхила на аое боях
- Символ цепной молнии Кливаем до 3-х целей - не ставим. Необходимо аое по 4 и более целям - используем.
- Символ кольца огня Увеличивает радиус взрыва от кольца огня на 5 м. В некоторых аое боях может быть полезен.
- Символ поступи духа Уменьшает кд на использование спринта с 1 минуты до 45 секунд.
- Символ духа дикого волка Увеличивает самоотхил от волков.
- Символ вскипания лавы Предотвращает расбрасывание огненного шока на ближайшие цели, малый символ. Частенько в боях неконтролируемое аое приводит к нехорошим последствиям
. Так что отныне энхи за безопасный прожим ротации. Предохраняемся по ситуации.
Приоритеты
Сингл таргет
Выбрали билд, вставили символы - какие кнопки давить? Приоритеты энха имеют своеобразный "скелет", который слегка трансформируется в зависимости от выбранных талантов на 90-м уровне.
ВАЖНО!Если вы владелец 2хт16, то в любой вариации талантов высвобождение чар стихий имеет высший после опаляющего тотема приоритет!
Удар духов стихий 
- Опаляющий тотем, если в данный момент не активен тотем огненного элементаля
- Удар духов стихий MW=>1 (всегда, независимо от количества стаков MW)
- Молния MWх5
- Удар бури/Свирепость бури под Перерождением
- Вскипание лавы
- Высвободить чары стихий. Тут следует сказать, что баф высвобождения не стоит сливать на УДС. Даже усиленный таким образом УДС нанесет меньше урона, чем усиленный огненный шок за все время действия.
- Огненный шок, если активен баф от высвобождения чар огня, и на цели нет огненного шока.
- Огненный шок, если активен баф от высвобождения чар огня, и на цели все еще висит предыдущий
- Земной шок
Повелитель изначальных стихий 
- Опаляющий тотем, если в данный момент не активен тотем огненного элементаля
- Молния MWх5
- Удар бури/Свирепость бури под Перерождением
- Вскипание лавы
- Огненный шок, если активен баф от высвобождения чар огня, и на цели нет огненного шока
- Высвободить чары стихий.
- Огненный шок, если активен баф от высвобождения чар огня, и на цели все еще висит предыдущий
- Земной шок
Освобожденная ярость 
- Опаляющий тотем, если в данный момент не активен тотем огненного элементаля
- Высвободить чары стихий.
- Молния MWх5
- Удар бури/Свирепость бури под Перерождением
- Вскипание лавы
- Огненный шок, если активен баф от высвобождения чар огня, и на цели нет огненного шока
- Молния MWx3 При активном перерождении данный приоритет игнорируется, молния прожимается только под 5 стаками MW.
- Огненный шок, если активен баф от высвобождения чар огня, и на цели все еще висит предыдущий
- Земной шок
АоЕ приоритеты
Понятно, что для чистки треша не так важно, какие у вас символы и каким именно образом вы аоешите. На определенных энкаунтерах количество мобов известно заранее, поэтому максимизировать аое дпс можно с бОльшим успехом.
- 2 цели рядом - прожимаем приоритеты по одной цели, используя цепную молнию без символа вместо молнии и пассивный мультидотинг "огненный шок+вскипание лавы"
- 3 цели рядом - аналогично, используем по кд кольцо огня. Высвободить чары стихий в данном случае надо использовать перед кольцом огня, но никак не перед огненным шоком.
- 4-5 целей - добавляем символ на цепную молнию, используем по кд кольцо огня.
- 6 и более целей - аналогично предыдущему варианту + используем тотем магмы. По ситуации добавляем символ кольца огня.
Пул от лица энха
...ничего экстраординарного не представляет. И не имеет пошаговой инструкции. Поэтому единственное правило при пуле выглядит так:
Делай раз При первом же контакте с целью прожимаем удар бури, и сразу же...
Делай два Жмем макрос вида:
/cast Покорение стихий
/cast Стремительность предков
/cast Перерождение
/cast Тотем элементаля огня
Добавляем расовые/инженерские перчатки по вкусу. Нужно подождать отката гкд, иначе не запустите элементаля. Перерождение откатывает кулдаун удара бури, и на следующем гкд следует этим воспользоваться.
Делай три Жмем удар бури повторно в перерождении. Т.е. теперь уже свирепость бури.
Все остальное - ваши стандартные приоритеты и личные предпочтения
Стоит заметить, что с пула есть возможность повесить сильнейший огненный шок. Вероятность того, что далее в бою у вас все так же прокнут все тринкеты, чанты и будет в наличии баф от высвобождения - стремится к нулю. Пользуемся моментом и вешаем толстый ядерный огненный шок.
Дпс-кулдауны себе/рейду
В МоП энх получил в свое распоряжение несколько дпс-кулдаунов, что позволит максимизировать дамаг, когда это необходимо.
- Перерождение 3-хминутный кулдаун для всех спеков. Напару с тотемом элементаля огня является сильнейшим инструментом для бурст дамага. Все наши белые атаки становятся натур дамагом, апаются искусностью и игнорируют броню цели. Помимо этого, получаем способность атаковать на расстоянии до 30 м. На время действия способности удар бури видоизменяется в Свирепость бури При активном Перерождении ценность милиатак резко возрастает, и любое их прерывание влечет за собой потерю дпс.
Не стоит использовать данный кулдаун при любом вынужденном разрыве контакта с целью. Как минимум потому, что поддержать дпс вскипанием лавы у вас не выйдет. - Огненный элементаль - серьезный ап дамага, длительностью в 1 минуту. имеет кд в 5 минут, поэтому в большинстве боев может быть использован лишь 1 раз, однако возможно использование с символом.
- Дух дикого волка - старые добрые псы. Используем по кд.
- Тотем порыва бури Бафает не только нас, но и весь рейд.
- Кровожадность/Героизм Гера/бл в народе. Используется в определенных РЛ-ом моментах боя.
Как и ранее, все кд лучше по максимуму совмещать с расовыми способностями на дамаг/тринками или с
Покорением стихий .
Статы
Меткость и мастерствоНа данный момент мастерство дает и спелхит. Таким образом, собрав кап мастерства, мы уже получаем часть спелхита в качестве очень приятного бонуса.
Кап мастерства - 7,5%.
Кап меткости заклинаний - 15% (из которых 7,5% собирается мастерством)В переводе на рейтинг кап меткости, как и мастерства - это 2550 единиц стата. Дренеи имеют расовый бонус (1% к меткости) - достаточно 2210 рейтинга. В отношении орков с топорами и кистевыми/дворфов с дробящим работает расовый бонус на 1% к мастерству, соответственно для капа мастерства достаточно 2210 рейтинга. Следует помнить, что небольшой оверкап этих характеристик допустим, тогда как небольшой недокап - потеря дпс.
1% мастерства/меткости = 340 единицам рейтинга.
ЛовкостьНаш основной стат. Все чанты, еда и химия должны бафать ловкость по максимуму. Конвертируется в крит и силу атаки (ap), которая, в свою очередь, конвертируется в силу заклинаний (sp) по курсу "0,65 sp = 1 ap".
Искусность1 очко = 302 еденицам рейтинга искусности. Вкуснейший вторичный стат в 5.4.
Скорость1% = 423 ед. рейтинга скорости. Немного проигрывает искусности после ввода изменений в RPPM системе.
КритЯвляется худшим статом для энха в любом сочетании талантов и с большим отрывом от скорости/искусности. Избегаем/перековываем во что-то более вкусное.
1% = 600 ед. рейтинга крита.
Сила заклинанийЭнх получает силу заклинаний лишь от своей силы атаки. Ничем более апать данный стат нельзя, в том числе шмотом с интеллектом/кастерским оружием/чантами.
RPPM система и ее изменения
В 5.2. в игру была добавлена система реального прока в минуту (RPPM). Данная система была прикручена к большинству аксессуаров контента т15, а так же к легендарным метагемам и чантам на оружие. До 5.4. формула рппм выглядела так:
(PPM коэффициент тринкета/чанта/прока) * (скорость (например, если у вас 45% хасты, то подставляем цифру 1,45)) * (время с последнего прока (в секундах)) / 60(секунд).
Видно, что хаст прямо пропорционально влиял на увеличение шанса прока. Близзард эту красоту нерфанул в 5.4. очень просто. Из формулы для большинства предметов и тринек убран хаст. Теперь каждый тринкет имеет свой ппм, который указан в тултипе, и именно поэтому хаста для нас уже не настолько привлекательна.
Гемы и чанты
Вставляем камни
Красное гнездо -
Хрупкий первозданный рубин,
Закатный оникс адепта,
Острый закатный ониксЖелтое гнездо -
Растрескавшийся солнцесвет,
Закатный оникс адепта,
Синее гнездо -
Блистающий императорский аметист,
Cамородный нефрит сенсеяГнездо для особого камня (метагем) -
Звонкий изначальный алмаз - базовый.
При выполнении квеста у Гневиона, в гнездо без альтернатив вставляется
Емкий изначальный алмазВ целом, рекомендации по геммингу выглядят так: Если у вас слабый гир (т14+), то в красные гнезда вставлять 160 ловкости, в желтые - 80 ловкости+160 искусности, в синие - 80 ловкости+160 меткости. Если гир неплох (т15+) - стоит просимить вашего шамана, с высокой вероятностью 1 агила будет слабей 2-х единиц вторичного стата. В 5.4. в подобном случае вставляем 80 ловкости+160 искусности в красные гнезда, в желтые 320 искусности, в синие 160 искусности+160 меткости. В близком к БИС-у гире стоит обратить внимание на камни мастерство-искусность (красные гнезда). При таком гемминге происходит обмен ловкости с камней на вторичные статы (мастерство), которые (в отличие от ловкости) можно уже перековать в более ценную искусность. Тут нужно учитывать, что для таких финтов на эквипе должно быть немного мастерства.
Чаримся правильно
инженерам дополнительная плюшка -
Нейронные пружины. Кузнецы сверлят дополнительное
гнездо для ювелирного камняПо традиции, чантеры имеют свой бонус - им доступны инчанты на собственные кольца -
Чары для кольца - ловкость II Еда и химия
Пиры теперь уступают специализированным рецептам в основном стате. 275 против 300 к ловкости.
Персональный паек на 300 ловкости -
Рисовая лапша морских тумановФласка -
Настой весенних цветов - 1000 агилы на 1 ч.
Пот -
Укус Гну-cиня - 4000 агилы на 25 секунд
Аддоны, утилиты и макросы
Аддоны
Рассматривать все возможные аддоны не буду, перечислю лишь те, что помогают наносить урон правильно, легко и непринужденно.
ShoсkAndAwe - SAA мастодонт среди энхоаддонов, любим такими же мастодонтами-энхами за его отличную функциональность и гибкость. Основное назначение - показ приоритетов, которые следует юзать в бою, проков, стаков MW5 и таймеров. Достаточно прост в первоначальной настройке, и имеет почти неограниченные возможности, если копнуть глубже. Поддерживает несколько различных настраиваемых листов приоритетов, что полезно, если переключаться между раскладками талантов. Русифицирован частично.
EnhaPrio - весьма упрощенный и обрезанный конкурент SAA, но имеет важный плюс - показывает вплоть до 4-х абилок, следующих за текущей в списке приоритетов (неплохо реагироет на проки). До сих пор не имеет настройки листа приоритетов. Самое то для твинководов и офспекнутых в энхов. Не русифицирован.
Tellmewhen - отличный, но не слишком простой в настройке аддон для отслеживания кулдаунов, в т.ч. и скрытых, а так же баффов, дебаффов, стаков, аур, кастов и прочих нужных и не очень вещей. На мой взгляд, старая добрая
Powa попроще в настройках и прятней в интерфейсе, но на текущий момент аддоном не занимается никто, хотя по сети ходят неофициальные релизы, которые я запустить у себя не сумел.
Totemtimers - аддон для шаманов любого спека, всех возрастов и религий. Основная функция - упрощает управление тотемами. Помимо тотемов отслеживает кулдауны, щиты, чары на оружие, контролящие абилки, а при желании можно вывести на экран и все основные способности спека.
Affdots shaman - отличный трекер силы дот, теперь и для огненного шока. Позволяет в реальном времени наблюдать силу потенциального огненного шока в каждый момент времени относительно уже наложенного на цель. Тем самым отвечая на вопрос "перевешивать / не перевешивать?"
Для работы необходим основной аддон -
AffdotsТеорикрафт
R.I.P. энхсиму, теперь основным инструментом теорикрафтера является Симкрафт
Находится
тутНе для всех классоспеков является точным, но постоянно совершенствется разработчиками. Сочинение на тему "как правильно симкрафтить" тянет на отдельный гайд.
Макросы
1) Старый и все еще добрый макрос на поиск ближайшей цели ударом бури. Строчка для атаки петов актуальна при взятом таланте "Повелитель изначальных стихий"
/startattack
/petattack
/cast Удар бури
2) Кик каста по фокусу.
/stopcast
/cast [target=focus] Пронизывающий ветер
3) Кик каста по фокусу, а в случае отсутствия запомненной цели - кик каста текущей цели
#showtooltip Пронизывающий ветер
/stopcast
/cast [@focus,exists][@target,exists] Пронизывающий ветер
4) Вызов волков параллельно с расовыми бурстами и тринями на юз.
Здесь 13 или 14 - порядковые номера слотов эквипа под трини на использование с кд в 2 минуты, "Кровавое неистовство" может быть заменено трольским бурстом или же инженеркой. Покорение стихий сработает, если талант взят, в противном случае мешать работе макроса не будет. Все это добро (кроме мб инженерки, не проверял) занимает 1 гкд и врубается одновременно.
/cast Дух дикого волка
/cast Кровавое неистовство
/cast Покорение стихий
/use 13 (14)
5) Чарки на оружие одной кнопкой. При нажатии ЛКМ на правую пушку вешается баф ветра, при нажатии ПКМ - на левую вешается баф огня.
/stopcasting
#showtooltip
/cast [button:1] Оружие неистовства ветра
/use 16
/cast [button:2] Оружие языка пламени
/use 17
Буду рад дополнениям в этот раздел.