18 января Microsoft объявил о покупке Activision Blizzard. Эта новость, безусловно, стала для всех большой неожиданностью: в сфере технологий ещё не было настолько серьёзных поглощений. Почти 70 млрд. долларов — это вам не шутки! Но больше, чем изменения расстановки сил, нас в данном случае интересует, чем это чревато для World of Warcraft, Diablo, Starcraft, Overwatch и других любимых игр.

Вы, наверно, тоже почувствовали этот шок. Я, по крайней мере, едва не свалился со стула, когда внезапно из каждого утюга начали сыпаться новости о том, что Microsoft покупает Activision Blizzard. Весь оставшийся день я не мог думать ни о чём другом.
Microsoft смотрит в будущееЭто была не первая вау-сделка Microsoft за последние годы. В 2020-2021 году ZeniMax Media и Bethesda Softworks были приняты в семью Microsoft. Создатели The Elder Scrolls, Fallout, Dishonored и др., правда, обошлись IT-гиганту куда дешевле: стоимость сделки составила 7,5 млрд. долларов.
Microsoft позиционирует себя как компанию будущего. Будущего, в котором библиотека игр Xbox Game Pass полна сильных и интересных игр с устойчивыми базами поклонников. В данный момент в Game Pass "всего" двадцать пять миллионов подписчиков. А вот с тремя миллиардами (по словам Фила Спенсера, CEO Microsoft Gaming) есть где развернуться. Кроме того, облачные игровые площадки становятся всё более и более актуальными благодаря известному слогану Microsoft: "play anywhere". Сильная библиотека Game Pass становится более и более важной.
Мобильные приложения и метавселеннаяУ Microsoft есть и другие цели, которые могут не понравиться многим игрокам. Например, на одном из последних собраний инвесторов была поднята тема мобильных приложений и их значимости. Пока Microsoft не смог зарекомендовать себя в качестве серьёзного игрока на этом рынке. И если учесть, что половина мирового оборота игровой индустрии сейчас приходится на сферу мобильных игр, и что, согласно Microsoft, 95% игроков играют не только на ПК и консолях, но и мобильных устройствах, это буквально огромная дыра в их собственном кармане, которую теперь должна заштопать игра Candy Crush от King.
Меня несколько нервирует то, что Фил Спенсер и Бобби Котик слишком часто говорят о метавселенной. Но правда такова, что лидеры корпораций видят в качестве своих конкурентов не только Tencent и Sony, но и Facebook, Google, Amazon и других технологических гигантов. Очевидно, все эти компании хотят иметь как можно больше влияния на метавселенную, какую бы форму она не приняла. И ключом к этому должна стать игровая индустрия, и именно поэтому Microsoft так активно инвестирует в этот сектор.
Но как же игры?Снова и снова я сталкивался с одним и тем же вопросом: что произойдёт с играми Blizzard? Предыдущие сделки Microsoft могут дать нам некоторое представление о перспективах. Европейская Комиссия полгода разбирала поглощение ZeniMax, прежде чем одобрить его. Activision Blizzard — это значительно больший кусок пирога, и мы уже знаем, что слияние произойдёт по меньшей мере в 2023 году.
Также ясно, что Microsoft будет выполнять все соглашения, заключённые Activision Blizzard до слияния. Именно это произошло со сделкой ZeniMax/Bethesda: игра Deathloop была выпущена в сентябре 2021 года для PlayStation. Мне кажется, Diablo 4 или Overwatch 2 должны были также заключить соответствующие соглашения с Sony, поэтому, скорее всего, мы увидим эти игры на PlayStation.
World of Warcraft и Diablo появятся в Game Pass?Это совершенно новый шаг для игр Activision Blizzard. Пример Starfield хорошо показывает, где может завершиться подобное путешествие: игра разработчика Bethesda выйдет 11 ноября 2022 года сразу и для Windows 11 и для Xbox, и будет доступна в Game Pass с первого же дня. Вопрос лишь в том, какую стратегию Microsoft хочет реализовать в среднесрочной перспективе. Хотят ли они ослабить Sony (и отказать от доходов от игр, разработанных для PlayStation)? Или, может быть, в случае серьёзных франшиз, таких как Call of Duty, они предпочтут продолжить разрабатывать игры для PlayStation, сосредоточившись на нескольких эксклюзивных?
Очевидно, что вскоре после официально подтверждения поглощения большое количесто игр Activision достаточно быстро появятся в библиотеке Game Pass. Вскоре после слияния с ZeniMax и Bethesda Microsoft одним движением расширили предложение игр в Game Pass. Единственный вопрос здесь заключается в том, каким образом это скажется на подписке. Кроме того, необходимо создать какое-то решение для лаунчера Battle.net, потому что он тесно связан с игрой.
Мы снова увидим отличные игры от Blizzard?Многие игроки сейчас выражают надежду, что с такими кардинальными изменениями в Blizzard вернётся вдохновение и здравый смысл, и сообщество получит от разработчиков новые игры и новые дополнения старых игр, и былая слава вернётся, и приведёт с собой новых игроков. Однако, как и в случае с ZeniMax, Microsoft уже подчеркнул, что студия и команда должны продолжать свои проекты самостоятельно. Тем не менее, мы по-прежнему рассчитываем на изменения в будущем, потому что Microsoft, а не Blizzard, будет диктовать основную философию для всех подразделений IT-гиганта. И эта философия предусматривает среди прочего как можно более широкий диапазон игр для Game Pass.
Иными словами, вместо того, чтобы развивать затихшие в стагнации проекты, студии Activision могут начать развивать новые и более интересные игры, которые смогут порадовать нас. Однако не стоит ожидать, что это случится слишком быстро: Blizzard растеряли большую часть своих лучших сотрудников за последние годы.
Студии Activision Blizzard выиграют от этой сделки и в других аспектах. С одной стороны, совершенно новая синергия с Microsoft откроет доступ к командному сотрудничеству и обмену опытом. Я уверен, что менеджеры Microsoft внимательно проинспектируют своё новое приданое. Кроме того, интеграция в Game Pass может дать реальный игровой импульс многопользовательским играм — посмотрите на Sea of Thieves.
Теперь всё будет отлично?Завист от ситуации. Не следует забывать, что поглощение сделало крупного игрока игрового рынка ещё больше, в то время как его конкурет исчез со сцены. Хорошо известно, что конкуренция стимулирует бизнес, и для нас, потребителей, гораздо выгоднее выбирать из множества предложений, которые соревнуются за наше внимание.
Никто не может предугадать судьбу библиотеки Xbox Game Pass, как только она разрастётся после интеграции игр EA и Bethesda. Когда Netflix, например, расширил свою библиотеку, стоимость подписки выросла. И это, честно говоря, именно то, чего я жду от Xbox Game Pass в ближайшие два года. В худшем случае Microsoft иожет бы предложить все свои игры только через Game Pass, но потом значительно поднять стоимость подписки. Скрестим пальцы, чтобы до этого не дошло!
И последнее, но не менее важное: не забывайте, что даже с MIcrosoft трава не может быть зелёной постоянно. Что же касается эксклюзивных игр, то собственные разработки Microsoft не помогли ему приблизиться к своему главному конкурету — Sony. Безусловно, есть веские причины, по которым IT-гигант инвестирует так много денег во внешние студи в последние годы.
Каким вам видится будущее после поглощения? Поделитесь в комментариях.