Хотя все это было обмусолено множество раз, в том числе мною, но я еще раз распишу все, что могу сказать тем, кто хочет попробовать или решает, пробовать ли в Path of Exile.
1. Нужно ли много платить в игре? В игре существует в общем два вида покупок: различного вида секции сундука, слоты для персонажей (никогда даже не задумывался об их нехватке), влияющие на игру и внешка, не влияющая. Для того, чтобы пробовать начинать в игру (вплоть до раннего ендгейма), платить не нужно. Для того, чтобы комфортно и эффективно играть на протяжении всего контента игры, нужно закупить определенные секции на сумму 240-450 монет или 1165-2097 руб. в зависимости от того, какие виды секций вы посчитаете для себя нужными, и будете ли торговать (по умолчанию в список включаю секции карт, валюты и апгрейд секции до премиальной, которая позволяет торговать). Все это без учета скидок, а они бывают перед каждой лигой, и просто время от времени. К слову, покупать нашему брату все надо на русском локализованном сайте, цена в долларах выше при пересчете по курсу.
Внешка в игре очень дорогая, даже так - ОЧЕНЬ дорогая, даже по европейским меркам. Как сказал стример Mathil (не дословно) "чтобы очень круто выглядеть, можно потратить до 200$". До сих пор неизвестно, как у Криса это удается, но их политика в том, чтобы получать деньги не путем большого количества мелких продаж, а большими суммами от немногих.
2. Есть ли в игре лор и богат ли он. По причине того, что в игре отсутствуют ролики или кат-сцены, а лор раскрывается только с помощью диалогов и различных надписей, писем, и другого рода написаний внутри игры, лор игроку не навязывается. Абсолютное большинство игроков вообще не в курсе, о чем он. Даже после того, как я специально прошел игру на русском языке, не пропуская ни одного диалога, и читая все по пути, была понятна только общая концепция лора.
3. Насколько высока вариативность билдов, насколько хорош баланс и т.п. Баланс в игре хорош настолько, насколько он может быть хорош в сингл плеер игре. Как и в любой игре с каким-никаким ладдером, существует определенная мета, которой в начале лиги следуют все топ стримеры, и большинство игроков, следующих за ними. Вариативность же билдов огромна и сильно зависит от направлений билда (убийство боссов, зачистка карт, фарм валюты), стоимости и необходимости наличия определенных предметов. Существуют сильные билды, которыми физически невозможно играть на старте лиги. Люди не перестают удивлять новыми "фановыми" билдами, которыми убивают ендгейм боссов, а также всегда существует вероятность внезапного появления новой меты.
4. Торговля. Торговля это точка столкновения интересов всех игроков в пое. В принципе торговля в игре осуществляется через бартер, так как общей валюты в игре не существует. Отсюда и отсутствие адекватного аукциона. Вся торговля производится через официальный сайт торговли, через сторонние (типо poe.trade), форум или чаты (наименее адекватный способ) с использованием сторонних программ для удобства. У китайцев и консольщиков есть подобия аукционов, но они кривые.
5. Большое количество игроков ли играет. Если не вдаваться в цифры, то стандарт нормал и хк практически мертвы, как и экономика там. Абсолютное большинство играет в лиги, причем экономика на хк более здоровая.
6. Оптимизация. Исключительно индивидуально. Игра требовательна и к интернету, и к наличию ссд, но у одних на топовых машинах она может быть с дропами фпс, а у других на слабых, относительно первых, машинах идти нормально. Стабильность серверов тоже вариативна, я играю на Фракфурте и Москве, и в зависимости от дня недели и времени суток, пинг может быть разным. В начале лиги сервера будут лагать точно из-за сильно возросшей в последний год популярности. Общая оценка оптимизации - сильно лучше чем было, сильно хуже, чем хотелось бы.
7. Концепция игры - гриндить мобов. Крис очень любит гринд и MTG, отсюда и характер игры, он говорил, что хотел бы вернуть темп игры к истокам, когда нужно было еще больше времени тратить на прокачку персонажей, но по факту это только остается его желанием, темп игры только растет.
Я написал все в случайном порядке, еще много разных нюансов не включил, но обычно это первые вопросы, которые появляются в голове у человека, который впервые видит эту игру. По всем более подробным вопросам всегда можно в ЛС.
Пропагандировать игру не буду жанр сам по себе специфический, а пое еще более специфическая, требует много времени и вникания в теорию, но я еще не пожалел ни одной потраченной в ней минуты.