Я не застал в ваниле энд-гейм контент, потому что докачался до хайлвла уже в БК. Но видел и слышал рассказы от друга и поиграл сам всё же достаточно. В целом согласен с тем, что то время и ту игру уже конечно не вернуть, мы были другими и приоритеты другими, и гейм-дизайн другой. Да.
Но тут, мне кажется, дело в другом.
Я до сих пор помню чуть ли не в подробностях свои многие походы в 5ппл инсты, в те же SFK, RFD, Скарлет. Атмосферные, каждый раз уникальные, небыстрые, действительно сложные и опасные. Грубо говоря, это были приключения, а не сессионные забавы на десять минут. Конечно же такое запоминается сильнее - и в противовес этому я не могу вспомнить ни единого забега в инсты, например, катаклизма, пандарии, дренора через лфг, хотя с точки зрения дизайна и проработки они безусловно на несколько голов круче.
Я помню свой первый эпик, это был кастерский ворлд-дроп посох с какого-то древня в Фелвуде, и хоть я и играл хантом, но радовался как ребёнок.
Я помню, как забегал в столицу и вдруг видел кого-то из топов своего сервера, на крутом уникальном маунте и в полностью собранном т2 или т3. И я понимал, что сам наверняка никогда не достигну такого уровня в ближайшем будущем, но это подстёгивало играть и как-то развиваться дальше.
Я помню забеги ночным эльфом 10-20 уровня из Дарнассуса через корабль, Менетил и горы Лох-Модана в Шторм (или хуманом обратно). Тоже целое приключение, когда на пути могли встретиться и стрёмные мобы, и противоположная фракция, и какие-то чуваки, которым можно было помочь по квестам.
Я помню Crossroads. Auberdine. Дарнхолд и STW, в которых всегда было много людей, много квестов, опасностей, ганка и взаимопомощи.
Я помню "робу с лича", в которой можно было проходить с ~35-39 уровня и чуть ли не до 50-го(и это был в общем-то немаленький такой промежуток реального времени).
И так далее.
Всё это к чему. Нынешний WoW безусловно качественнее, проработаннее и ярче с точки зрения контента. Это топовая во всех смыслах игра до сих пор. Но проблема в том, что он уже не MMORPG в классическом смысле этого слова. Самое главное, что у него отобрали рпг-шного - это сложность в достижении целей и соответствующей радости и морального удовлетворения после. Радости от эпика вместо синьки. Радости и удовлетворения от пройденного 5-ппл инста. Радости и удовлетворения от выполненного группового квеста, на который нужно было собрать народ, и новой синей шмотки, которую тебе дали в награду. Радости и удовлетворения от того момента, когда тебя берут в гильдию и ты можешь там всем что-то предложить. Вместо этого мы летаем на космических кораблях на другие планеты, на которых с мобов с 3-4 миллионами хп на тебя сыпятся эпики и золото, а герои типа Кадгара и Аллерии называют тебя Верховным Друидом/Магом/Следопытом и отдают честь. Масштаб гигантский, а радостей от отдельных игровых моментов при этом уже такой нет.
Не зря же и в реальном мире существует такое понятие как дауншифтинг. И оно объясняется и с точки зрения психологии, и с точки зрения социологии наверно, и ещё как-то. Так вот ванилла вов - это такой самый настоящий дауншифтинг. Когда ты осознанно перебираешься из одних условий в другий, более суровые и менее тепличные и получаешь удовольствие совсем от других вещей. Тем более, если когда-то давно ты уже жил в этих условиях и у тебя сохранились тёплые воспоминания. Вот тут несколькими страницами выше был пример про возврат в деревню спустя 10-15-20 лет. Плюсую.
Если Близзард сможет реализовать всё как надо, эта штука зайдёт.