Смотрите и обрящетеНесмотря на множество технических затруднений, запуск Overwatch 2 вполне можно назвать успешным, по крайней мере на это указывает число игроков, опробовавших новинку вскоре после ее появления: за первые 10 дней в игру сыграло
более 25 миллионов человек, а за первый месяц –
более 35 миллионов. Хотя ажиотаж за прошедшее время уменьшился, сервера по-прежнему заполнены и в игроках нет отбоя – большой интерес Overwatch привлекает и на сайтах сообщества, в соцсетях и на прямых трансляциях создателей контента.

Эти цифры – сейчас единственное, что позволяет нам судить о том, как чувствует себя игра, однако в случае с трансляциями разработчики пошли на хитрость, чтобы искусственно приукрасить истинное положение дел, используя стратегию подарков за просмотр в виде так называемых Drop для Twitch и YouTube, и не стесняются хвастаться результатами своей задумки: например, в апреле ради доступа к бета-тестированию за игрой следило
почти 1,5 миллиона человек.
Зрительский интересНичего плохого в Drop как таковых нет. Разработчик награждает своих самых преданных фанатов различными обликами для героев, средствами передвижения, питомцами, игрушками, званиями, наборами карт и прочими косметическими (а иногда не очень) предметами за то, что те помогают привлечь побольше внимания к игре, просматривая ее трансляции и создавая внушительную толпу зрителей. Однако в последнее время эта тактика стала использоваться, пожалуй, слишком часто, что для стороннего зрителя может создать нереалистичное впечатление о численности игроков.
Возьмем в качестве примера Overwatch: этот командный шутер имеет стабильную и весьма умеренную аудиторию на Twitch с момента своего запуска много лет назад. В преддверии запуска тестирования и, позднее, выхода Overwatch 2 среднее число зрителей слегка возросло, но это нельзя назвать заметным скачком, а вот то, что произошло в конце апреля – можно: 27 числа Blizzard начали раздавать доступ к бета-тестированию игры с помощью Twitch Drop. В этот день количество зрителей вознеслось до рекордных ~1,5 миллионов, а после завершения акции сразу упало, хотя само тестирование вовсю продолжалось и стримеры продолжали вести трансляции.
Зрительский интерес к Overwatch на Twitch в 2022 году по данным SullygnomeНесложно догадаться, что значительная часть зрителей, пусть и не вся, подключилась к трансляциям только ради того, чтобы получить доступ к бета-версии. Однако даже такой искусственный повышенный интерес пришелся разработчикам по душе и они решили продолжить проведение подобных акций.
Ситуация повторилась с выходом Overwatch 2: в октябре организаторы разыграли подобным косметические предметы и
легендарный облик для Кирико, в ноябре еще несколько предметов и
облики для Райнхардта и Уинстона, а за просмотр финальных матчей сезона Overwatch League в этом году –
32 киберспортивных облика для всех героев и несколько новых для появившихся лишь недавно, ради которых на трансляциях пришлось провести почти 1,5 дня чистого времени, и это с учтем того, что само мероприятие длилось лишь несколько суток.
Зрительский интерес к Overwatch 2 на Twitch в 2022 году по данным SullygnomeСтратегия вновь сработала и на трансляциях снова наблюдался большой ажиотаж, пусть и не достигший апрельского рекорда. В частности, в целом стримы отборочных матчей Overwatch League смотрело в 5 раз больше людей, чем предыдущие матчи, а если сравнить финальные игры с аналогичными в прошлом году, то в сумме просмотров набралось почти в 2 раза больше. Само собой, интерес к обычным и киберспортивным трансляциям подогрел и непосредственно запуск игры, и ее переход на Free-to-Play формат, но есть смысл полагать, что в первую очередь за это ответственны именно бесплатные подарки. Система, как хорошо видно, работает.
Число просмотров трансляций финальных матчей Overwatch League в 2022 и 2021 годах Искусственная популярностьКонечно, на трансляциях Overwatch 2 было немало людей, которые пришли посмотреть на игру и своего любимого стримера, а на трансляциях по Overwatch League были те, кто искренне болели за обожаемую команду. Однако по разговорам и сообщениям в чатах было наглядно видно, что и тех, кого происходящее на экране вовсе не волнует, тоже было немало – в первую очередь их интересовали именно награды. Зачастую те, кто пришли на трансляцию ради бонусов, не особо пристально наблюдают за ней, открывая на втором экране или в маленьком окошке с минимальным разрешением в уголке, а то и вовсе не следят, отключая звук и сворачивая вкладку.
Подарки!Обкатанная на Overwatch система также найдет применение и к WoW в дни перед (и после) запуском дополнения Dragonflight, когда будут происходить разнообразные интересные мероприятия сообщества, сами по себе привлекающие повышенный интерес, а с наградами – и того больше. Разработчики планируют раздавать Drop в 4 этапа, избрав подарками ценные и пока еще
редкие предметы из WoW TCG, поэтому интерес у игроков будет огромным. Это первая такая раздача для WoW, но многие уже настроились смотреть эти трансляции, даже если никогда не имели дела с Twitch, отметив в календаре дни и время их проведения.
Расписание Twitch Drop на запуске DragonflightМотивация Blizzard в проведении таких мероприятий вполне понятна: высокие значения зрителей и лидирующее положение Overwatch или WoW в чартах на Twitch привлекают большое внимание сторонних пользователей к игре и, несомненно, приводит к появлению новых игроков. Вместе с тем много новых зрителей, пусть временно, получают и лояльные игре создатели контента, а активным игрокам забесплатно достаются неплохие косметические награды. Для самих разработчиков такие раздачи почти ничего не стоят, ведь раздают они ту косметику, которая не продается ими в игровом магазине, а значит никаких налогов платить не надо. Ситуация беспроигрышная для всех сторон...
Но только если после проведения таких мероприятий разработчики не похвалят сами себя за подобный интерес к своему детищу перед сообществом и рекламными партнерами, которым высокое число зрителей на сотни тысяч человек несомненно много интереснее, чем скромные тысячи, что особо применимо к Overwatch League. Ведь в таком случае это будет по меньшей мере лукавство и цифры будут отражать не интерес игроков непосредственно к игре, а скорее их любовь к бесплатным подаркам.
Транспорт Дракон Скверны будут раздавать как Twitch Drop на запуске DragonflightВ целом это не предосудительный подход и никто от него не страдает, если все цифры открыты и каждый понимает, откуда и как они взялись. Более того, это не уникальное для Blizzard явление и его не гнушаются применять и другие игровые компании – все так же в рекламных целях. Поэтому нам, игрокам, которые от этого только в выигрыше, пусть и выбор подарков для раздачи
бывает несколько спорным, остается надеяться, что разработчики ответственно распорядятся полученными результатами и не станут вовсю применять их в отчетах как показатель успеха, скрывая первопричину, и в будущем будут проводить новые подобные акции. А они нас, несомненно, еще ждут.