Если вы хоть раз играли в World of Warcraft или в любую другую ММО в качестве персонажа-бойца, то могли почувствовать, будто танк и лекарь вовлечены в какой-то заговор с целью обвинить вас в каждой неприятности, случившейся с группой. И давайте не будем делать вид, что не понимаем причины. Мы все видели персонажей, бегущих впереди паровоза и собирающих еще больше врагов, хотя остальная группа уже занята боем, вечно спешащих и становящихся по-настоящему злобными, если группа терпит поражение или кто-то выдает меньший урон.

Но насколько един этот фронт, настолько же он и напряжен – танки ненавидят быть зависимыми от лекарей, а лекари ненавидят непредсказуемых танков.
Стена и каменщикМы наблюдали за изменением и развитием баланса танков/лекарей последние 14 лет, и это дело никогда шло оживленно. Я помню, как в самом начале Legion меня переполняла злость от того, насколько мой рыцарь смерти был зависим от лекаря – мои способности были слабыми, мое активное уменьшение получаемого урона едва ли могло защитить от повреждений и больше выглядело как пустая трата ресурсов. Конечно, с развитием дополнения дела стали лучше, но это лишь пример того, как жалобы лекарей в конце Warlords of Draenor привели к изменениям танков в следующем дополнении.
Я вспоминаю, как лекарь, с которым мы часто собирались в Mists of Pandaria, однажды сказал про нашу совместную работу следующее: “Я хочу чтобы ты был стеной, между мной и плохими вещами, а я буду позади залатывать дыры цементом”. И к концу дополнения, когда я уже не нуждался в этих постоянных заплатках, появилась новая проблема – ему было нечего делать.
Мне кажется, одна из основополагающих проблем между танками и лекарями всегда заключалась в этих “качелях” танков и лекарей, чувствующих себя упрощенными, в конце предыдущего дополнения, поскольку все корректировки не вступят в силу до начала следующего. Если танки имеют слишком много инструментов для выживания, особенно самоисцеление в той или иной форме, лекари всегда будут чувствовать себя бесполезными. Но с другой стороны, если танки ощущают нехватку защиты от урона или самоисцеления, то они кажутся ненужными. Ведь если танки не могут контролировать входящий урон или осмысленно реагировать на внезапный неудачный момент, они считают себя бесполезными. И этот маятник баланса всегда толкает лекарей и танков в бесконечную круговерть взаимного раздражения.
Не взаимозаменяемыВсе это усложняется разнообразием сочетаний танков и лекарей. Рыцарь смерти в специализации “Кровь”, исцеляемый монахом ”Ткачом Туманов”, будет чувствовать себя совсем не так как паладин “Защиты” с друидом, или “Страж” с паладином, или охотник на демонов с шаманом, или монах “Хмелевар” с жрецом “Послушания”. Лекарь, сосредоточенный на щитах и поглощении урона, может совершенно иначе взаимодействовать с танком, который избегает урона с помощью уклонения и других умений, чем с тем, кто предпочитает получить удар, чтобы перекрыть его самоисцелением и щитами. Эти различия и без того усложняют весьма непростую с точки зрения баланса танков и лекарей ситуацию.
Выходит, я утверждаю, что все танки и лекари должны быть одинаковыми? Конечно нет. Я говорю о том, что эти важные взаимодействия между танками и лекарями должны рассматриваться через призму контекста, поэтому источник большинства трений между танками и лекарями заключается в потере этого контекста. Некоторые танки играют так, словно их лекари – это бездонные колодцы маны, которые могут раскидывать свои исцеляющие заклинания вокруг себя бесконечно – забывая, что помимо танка лекарям нужно поддерживать в живых еще минимум четырех человек. Ведь танк, который отлично выполняет свою работу, не может избавить всю группу от получения урона. Точно так же и лекарь может не понять, под каким давлением находится танк, вынужденный вести группу вперед, не забывая про все механики боя, иначе ошибка приведет к раздраю в команде, зачастую состоящей из незнакомцев.
Контекст танкования и леченияЭти контекстные взаимосвязи – различия между разными вариантами лекарей и разными классами танков, понимание того, что сработавшее с Х-лекарем или Y-танком может не сработать для совершенно другого состава – часто приводят к конфликтам. И хотя конфликты случаются в том числе из-за бойцов, самые худшие из них происходят, когда танк и лекарь начинают обвинять друг друга в проблеме, которую можно легко решить парой изменений в игровом процессе.
Во-первых, у представителей этих ролей всегда должно быть ясное понимание того, что лекарь сможет сделать и сколько маны на это потребуется. Откровенно говоря, абсолютно не важно, что вы проходили этот контент уже тысячу раз и никогда не делали перерывов "на попить". Это нужно лекарю. Я наблюдал за этой ситуацией и со стороны бойца, и со стороны танка, когда лекарь постоянно извинялся за необходимость отпиться, чего по сути и быть не должно. Это симбиотические отношения, поэтому я, как танк, виноват в том, что у лекаря кончилась мана. Мне совсем не хочется, чтобы лекарь жаловался, что я получаю слишком много магического урона будучи воином “Защиты”, и даже если это так – то это следствие дизайна, выбранного Blizzard, а не что-то, за что я или лекарь несем ответственность. И если я рассчитываю, что лекарь будет поддерживать меня, несмотря на эту явную слабость, которую я постараюсь компенсировать другими способами, то я мог простить лекаря за то, что он полагается на ману больше, чем другой лекарь в другой ситуации.
В дополнение к этой четкому пониманию друг друга, нужно проявлять и терпение. Проще говоря, танки и лекари работают хорошо, когда делают это сообща. Если ваш танк отказывается замедлится после просьбы или лекарь говорит: “Неа, тащите больше, все норм”, при том, что половина группы умирает каждый бой – это явная проблема. Это может звучать банально, но вы должны работать сообща. Вы должны понимать, что ваш временный напарник может делать, а что нет, или, по крайней мере, желать это выяснить и скорректировать игру соответствующим образом. Вы – охотник на демонов, очень мобильный танк? Здорово! Если ваш лекарь – паладин, а не монах, и вы постоянно выходите из радиуса действия его способностей, заставляя бежать за вами, то вы отвратительно справляетесь со своей работой.
Танки и кто ими владеетТанк и лекарь, работающие вместе, могут здорово облегчить групповой поход. Некоторые лучшие из моих воспоминаний о World of Warcraft связаны с талантливыми лекарями. Но напряжение между танками и лекарями останется, и часто будет влиять на то, как они уживаются в игровом мире. Его следует избегать, компенсировать и принимать как данность, чтобы предотвращать недопонимание и плохую игру. Лучшим союзником лекаря всегда должен быть танк, и наоборот.