Авторская колонка Деквена.
Для себя я делю патчи WoW на "контентные" и "структурные". Первые привносят в игру новые локации, предметы, квесты, изменения механики классов и тому подобные вещи. Вторые помимо нового содержания, влияют социальные и экономические условия игры. В качестве примеров последних можно привести патч 1.5, в котором были введены поля боя, 3.3, в котором появилась кроссерверная система сборки групп для 5ppl, 4.3, со сборкой рейдов и трансмогрификацией, 5.0.3, где ввели кроссерверные зоны. Впереди нас ждет еще один "структурный" патч - 5.4. Среди его главных структурных нововведений это виртуальные сервера и "гибкие" рейды. Каким образом это повлияет на нашу игру? Каковы плюсы и минусы?
Вопрос не праздный. Будучи ГМ-ом гильдии "КомКон" я пробую прогнозировать как "структурные" изменения коснутся нас, что хорошего и плохого нас может ждать в следующем патче. И что стоит предпринимать уже сейчас, а что потом, когда выйдет патч.

Начну с небольшой байки из игрового опыта в SWTOR. Те, кто играл с релиза, хорошо помнят о том, что первые месяцы в этой игре не были доступны трансферы. Более двух сотен игровых миров стали маленькими резервациями для игроков. Все бы ничего, но после истечении нескольких месяцев, когда даже самые казуальные казуалы съели весь сюжетный контент, возникла проблема с эндгеймом. Начался уход игроков из игры. В июне ввели систему поиска групп внутри серверов и трансферы. Наш ComCon, обитавший на сервере Lord Calypho перешел на Tomb of Freedon Nadd на то время бывший одним из топовых. И через неделю после трансфера от нас ушло несколько активных рейдеров, присоединившись к более сильным гильдиям. Удар был сильным и прежде всего в моральном плане. Скорыйвыход The Secret World добил состав в SWTOR. Осталась всего лишь небольшая компания самых преданных фанатов. Фактически в июне прошлого года ComCon в SWTOR прекратил свое существование.

К чему я? К тому, что подобный сценарий ожидает немало небольших гильдии на РуВоВе. Не секрет, что в каждой, даже самой казуальной гильдии есть группа активных игроков, которые желают большего, что им может дать гильдия. Зачастую от трансфера их удерживает неуверенность в том, что на новом месте они смогут найти что-то путное, приживутся в другой команде и вообще, это какие-никакие деньги. В условиях, когда у них будет возможность поиграть с игроками своего уровня в тех же пугах, решать уходить или нет будет намного проще. И те, кто возжелают прогресса, скорее всего, уйдут.
Идем далее. "Гибкие" рейды, "резинки", "флексы". В общем-то, да, это классное нововведение, с учетом введения виртуальных реалмов пуги станут собирать больше и чаще. У небольших гильдий с одним рейдовым статиком появится возможность задействовать всех активных рейдеров, а не возится с ротацией. Но опять же, если приглядеться, то не все так просто. У "резинок" будет отдельное кд и сложность выше, нежели у ЛФР. И тут вспоминается история с ИК-ИВК, а также ЦЛК. Разделённые кд приводили к тому, что активные игроки ходили и в "десятку" и в "двадцатку". Помните это "собираю ЦЛК25 на слив кд, идем на первых четырех боссов" в понедельник-вторник? И даже при "официальном" РТ 3-4/7 в гильдии по факту рейдили больше. Флексы с отдельным от нормалов кд это еще один повод пофармить. Как минимум токены и триньки. А чем больше рейдов – тем игроки быстрее выгорают.
Второй подводный камень ждет опять же небольшие казуальные гильдии. В каком формате рейдить? Традиционные нормалы или флексы? В "резинку" влезут все, но как бы то ни было нормал это все же более престижный формат да и лут там лучше. Еще одна причина раздора, которая будет шатать небольшие гильдии и приводить к оттоку игроков в более сильные команды либо к организации новых небольших гильдий. Либо вынуждать гильдии переходить на более интенсивный режим рейдинга, тратя два-три вечера в нормале и вечер в "резинке". Третий сценарий, по которому могут пойти некоторые казуальные гильдии – полное переключение на флексы. Не секрет, что для подобных команд боссы типа Хорридона, Тортоса и Дуруму стали шлагбаумами. Некоторые вайпались на том же динозавре неделями. Если посмотреть на статистику вовпрогресс, то видно, что многие гильдии просто не смогли перескочить через светофор Дуруму. А более легкий формат, но не такой простой, как ЛФР, возможность играть всей компанией, а не мучатся с ротацией – чем плохо для "гильдии друзей"?

С другой стороны стоит ожидать повышения активности в плане сборки пугорейдов в "резинки". И от сложности этого нового формата будет зависеть то, насколько процесс будет активен и... насколько популярным останется ЛФР. Давеча мы разговаривали с ребятами из "КомКона" в венте и уже в который раз прозвучала мысль – флексы станут лучшей заменой гильдейскому ЛФР, в который желающие ходят на выходных. Думаю, что для многих гильдий, которые без проблем осваивают нормалы и героики, флексы будут более предпочтительным вариантом. Во-первых, это будет наверняка интереснее ЛФР в плане тактик. Во-вторых, уровень обвеса 540, который будет лучше падающего в ЛФР. В-третьих – виртуальные сервера и более широкие возможности по набору игроков в прайм-тайм.
Как следствие - качество составов, которые ходят в ЛФР снизиться еще больше. Та популярность, которая имела место быть в 5.0-5.3 уже вряд ли повторится. И, честно говоря, я возлагаю на флексы большие надежды в этом отношении. Не посчитайте за вайн, но ЛФР в том виде, в котором он есть сейчас – это плохо.
Нынешний ЛФР медленно, но верно приводит к падению интереса к "классическому" рейдингу, гильдии все больше испытывают проблемы с набором игроков. Обучающая функция ЛФР сведена к минимуму. Кроме того, энкаунтеры скучны до безобразия. Введение еще одного уровня сложности, позволит, сделать нишу для тех, кому скучен ЛФР, а нормал оказался все-таки сложноватым.
Суммируя выше сказанное. После 5.4 небольшие гильдии, имеющие в составе один-два рейдовых статика, ждут тяжелые времена. Лучшие игроки уйдут "наверх", оставшимся придется решать куда ходить - в гибкие рейды или в нормальные "десятки". Форумные драмы наверняка будут иметь место. От виртуальных реалмов выиграют прежде всего рейдящие гильдии и статики, которые нацелены на прогресс, а также игроки, которые были не слишком удовлетворены своим сервером/гильдией/статиком. Если уровень сложности "гибких" рейдов окажется приемлемым, то бишь не будет откровенным фейсроллом, то ЛФР станет терять популярность. По крайней мере среди игроков гильдий, рейдящих нормалы и пару хм-ов до следующего контент патча.
Поэтому на месте ГМ-ов и РЛ-ов я бы уже сейчас думал о том, что делать до и патча и первые недели после него. Лидерам крупных и средних гильдий с приличным прогрессом - как эффективнее рекрутить. ГМ-ам небольших гильдий - как сохранить состав во времена разброда и шатания.